Законы роста и развития здорового ребенка

РОСТ И РАЗВИТИЕ

1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.

a. Подготовительный этап:

1) Период формирования наследственности

2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей

3) Предконцепционный период

b. Внутриутробный этап:

1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция

2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки

3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем

4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты

5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)

6) Поздний фетальный подпериод (28 нед — роды)

c. Интранатальный этап

d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):

1) Период новорожденности(до 4 нед.)

2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)

3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)

4) Дошкольный период (3-6 лет)

5) Младший школьный период (7-11 лет)

6) Старший школьный период (12-17(18) лет)

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).

2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.

Законы:

1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.

2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)

3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.

4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.

Закономерности:

1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом

2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью

3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.

Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)

Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.

3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.

ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.

Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).

4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.

БВ – морфо-функциональная зрелость организма.

Показатели:

Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов

Подростки – половое созревание.

В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году — головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м — трехгранная кость, на 3-4-м — полулунная, на 4-6-м — кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м — ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:

Для последнего:

Для оценки индексов используют 2 методики:

1. Какого возраста больше по результатам всех индексов

2. Среднее первых четырех индексов
=1 год

=1-4 года

=5-7 лет

=8-10 лет

> 11 лет.

Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.

5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).

ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.

Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.

Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.

Читайте также:  Развитие ребенка держать голову

Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).

Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.

Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.

Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ — субгигантизм)

Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ — субнанизм).

6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.

Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.

Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.

Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.

Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.

Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.

Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).

Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;

Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;

Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов

Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.

ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.

ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.

Источник

Медицинский работник СЭС,
осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может
правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей
детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня
детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс,
питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование
факторов окружающей среды.

Организм человека —: это
единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и
взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие — две
взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое
свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях:
увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы
отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из
одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической
дифференциации клеток, тканей, органов.

Организм ребенка отличается
от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и
систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного
роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные
(развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят
в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитие растущего организма
подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в
морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным
периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими
свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического
развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим
на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные
периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми
различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития,
когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды
пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

Иллюстрацией указанных
закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня
деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного
ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие
ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами
замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она
составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес — 50%, в 27z года —
75%, в 5 лет — 90%, в 10 лет — 95%. Между тем масса всего тела новорожденного
составляет только 5%, а в 10 лет —только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно
увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн.
раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Читайте также:  Развитие жкт у ребенка до года

Неравномерно возрастает и
длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног
увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза. Голова новорожденного составляет
‘Д, а у взрослых — 1/8 длины тела.

К закономерностям роста и
развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно:
у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в
темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других
систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в
поведении, интересах.

Организм ребенка с момента
рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют
чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические
ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные
процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце,
легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая
активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс
имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется
под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена
дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для
человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма,
служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют
этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов
деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12
ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в
гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для
учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и
т. д.).

Важным фактором роста и
развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она
систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально.
Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия)
способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков
(например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать
медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным
процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах
которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а
реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная
периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные
возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским
педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши
дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной
на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст
представлены в ней 7 периодами:.

1)   период новорожденное (от
рождения до 10 дней);

2)   грудной возраст (от 10
дней до 1 года);

3)   раннее детство, (от 1
года до 3 лет);

4)   первое детство (от 4 до
7 лет);

5)  второе детство (от 8 до
12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6)  подростковый возраст (от
13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7)  юношеский возраст (от 17
лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков
целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности
анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и
обучения.

Различают следующие
возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный  
возраст — 3—6(7)   лет;   3)   школьный   возраст:

Такая периодизация наиболее
полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на
ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не
противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст,
к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так
как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и
проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются
определенные трудовые льготы.

Период новорожденности. Этот
период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и
характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и
функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь
нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного
являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение
массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении
температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных
условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти
полностью исчезает.

Грудной возраст. У детей в
данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела
увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают
прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с
первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются
положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются
подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических
функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная
слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный
период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию
отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные
расстройства питания).

Читайте также:  Роль родителей в развитии связной речи ребенка

Раннее детство
(преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3
лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет
абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро
уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи
с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас
слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального
развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период
способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание
может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в
физическом и нервно-психическом развитии.

Первое детство (дошкольный
возраст от 3 до 6—7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга
по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В
этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и
систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных   способностей.

Второе детство. В этот период
выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост
тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое
созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет
девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к
12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго
детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате
чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность
появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала
формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных
впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных
желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у
мальчиков.

Подростковый возраст. Его
называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у
мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу
подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже
завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста
(пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка
длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от
13 до 14 лет.

В подростковом возрасте
происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной,
кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные
характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков
особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые
признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и
в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания
женского организма является первая менструация, появление которой
свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и
большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте
13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес
позже.

Юношеский возраст. В этот
период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все
основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим
определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является
акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще
в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось
уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела
новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на   1,2—1,5   см;   удваивается  
масса   тела   на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше,
чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов
постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте.
Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела
соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет
отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г—2 года. Такие
изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует
множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному
явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно
переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени
социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации,
которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах.
Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик
акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В
ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в
дальнейшем — окончание этого процесса.

Источник