Роль родителей в развитии связной речи ребенка

Роль семьи в развитии связной речи старших дошкольников.

Часто  у старших дошкольников наблюдаются трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц. По мнению большинства педагогов, навыки связной речи при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.

Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к овладению школьной образовательной программой является наличие сформированной связной монологической и диалогической речи, так как она включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания. Все школьные предметы основаны на пересказе (прочёл – пересказал). Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств воспитанника, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Но в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, а не на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи? 

Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.  Приведу несколько игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях для развития связной речи детей:

Игра «Что мы видим во дворе?»Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра « Что мы видели вчера?»Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.  Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»

Игра «Профессии»Покажите малышу, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: «Кто ты?» Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач». Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребёнку рассказать о профессиях, необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например: — Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму? — Чем занимается человек на этой работе? — Где он работает? — Какие инструменты ему необходимы? — Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям? Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице или поликлинике, он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты: шприц, градусник, фонендоскоп. Профессия врач нужна для того, чтобы лечить людей от различных болезней.

Игра «Коллекция»Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру: — подбери все машины; — подбери всех кукол. Затем — геометрические фигуры: — подбери все шарики; — принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение «Давай поговорим»Является обычной беседой на бытовые темы. — Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Упражнение «Назови действие»Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Ребёнку задают вопросы: -Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). — Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). — Что делает щенок? — Что делает птичка?

Упражнение » Выучи стихотворение»Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на картинки.

Упражнение «Загадки»Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребёнок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение «Посмотри, что увидел — расскажи»Ребёнку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают, а ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто изображён на картинке?», «Во что одета девочка?» Затем следует попросить рассказать, что он видел на картинке. Конечно, сначала ребёнок дает краткие ответы: «Видел девочку». Далее следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок: Какого цвета у мальчика брюки? Во что ещё он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?

Игра «Угадай по описанию»Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус — кислый. С ним чай становится вкуснее и полезнее». Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.

Читайте также:  Развитие общения и межличностного взаимодействия у ребенка

Упражнение «Рисуем словами» Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его главные признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «А что было дальше?»Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди: — Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. — Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. — Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! — Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)

Ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.                                

Источник

Мулдир Досбергенова
Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом развития связной речи в семье.

Форма: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Видео «Пчелки играют, речь развивают»

3. Изготовление объявление на собрание

4. Изготовление памятки для родителей «Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников»

5. Подготовка выставочных материалов (художественная литература для чтения детям, серии сюжетных картинок) по развитию связной речи дошкольников.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя группы Досбергеновой М. М

1.1 Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1.2 Просмотр видео сюжета «Пчелки играют, речь развивают»

1.3 Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

2. Отчет родительского комитета за 2014-2015 учебный год.

3. Выборы родительского комитета.

4. Разное

5. Итог собрания.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя Досбергеновой М. М о значимости развития связной речи.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя тема нашего родительского собрания посвящена «Ролью семьи в развитии связной речи ребенка».

Мы провели анкетирование в начале месяца по вопросам развития речи детей и его результаты навлекли меня на мысль провести среди родителей семинар-практикум, чтобы

мы обменивались опытом и в дальнейшем смогли работать в тандеме.

Потому что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

Основными средствами развития связной речи являются:

• книги художественные произведений, сказки

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

Но придется отметить что работы, проводимые в детском саду недостаточно для полноценного развития связной речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

По результатам анкетирования выяснилось, что 27% родителей не проводит со своим ребенком работу по совершенствованию речи.

100% родителей хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка. 99% родителей ответили, что они не знают какие знания получает их ребенок на занятиях по развитию речи. Во время сегодняшнего семинара-практикума мы постараемся ответить на эти вопросы и помочь вам освоить приемы работы по развитию речи с помощью разных упражнений.

2. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1. Какие вы игры играете дома для того, что бы развивать связную речь ребенка?

Родители делиться своими опытами.

Всем родителям интересно какие работы проводиться в детском саду для развития речи детей. Приглашаю вас на просмотр видео.

(Просмотр видео).

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

А сейчас дорогие родители я предлога вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

— слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой». Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол – стул

Кресло – диван

Рубашка – футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Это многочисленные пальчиковые игры в стихах.

А какие пальчиковые игры вы играете с ребенком? Ответы родителей. Обмен опытом.

А теперь посмотрим, какие пальчиковые игры знают наши дети (просмотр видео).

Дорогие родители я хочу предложить вам пальчиковую гимнастику «Дом»

Дом

Я хочу построить дом,

Читайте также:  Детская энциклопедия развития ребенка

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

3. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждения ответов родителей. Обмен опытом.

Показ видео детей.

А давайте дорогие родители мы тоже помечтаем. Приглашаю вас поиграть в игру «А если бы… Я».Варианты: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Всем нам хочется чтобы дети имели хорошую дикцию, которая помогала бы им непринужденно общаться с другими людьми дала бы возможность им ясно и четко выражает свои мысли и чувства. Достигнуть такого эффекта помогает правильная артикуляция речи. Артикуляция — это образование звуков с помощью речевого аппарата. Подробнее об этом расскажет вам наш специалист логопед.

Источник

Роль родителей в развитии речи детей

Каждый малыш должен знать, что он в семье любимый, желанный и самый лучший.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малыш общается. Важно в общении с ребенком, особенно в младшем и дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить в игровой форме неоднократно произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)                  

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка, он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием – ов, — ев) – ковров, окнов, карандашов; строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

 Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

     В раннем возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка, и служит предпосылкой к формированию и развитию разговорной речи. Формирование разговорной речи происходит в дошкольном возрасте.  Трехлетние дети уже начинают высказывать простейшие суждения о предметах явлениях, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становиться речь в целом, отчетливее произношение слов и звуков. В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, родители могут поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Взрослый говорит: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Например, берет куклу и спрашивает: «Кто к нам приехал в гости?». Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла, кошка, собака», но «приехал медвежонок, слон». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш  неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов). Научить ребенка правильно употреблять слово в нужном падеже, а так же верно употреблять предлоги можно следующим образом. Взять любую игрушку и, ставя её в разные места, спросить, где кукла (машина, зайка). Положить куклу на стол, в коробку, под стол, на шкаф и спросить: откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Читайте также:  Стыд в развитии ребенка

Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде, чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросить сначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратить внимание на то, как одеты дети. Предложить ему определить время года. Спросить его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Формирование и развитие разговорной, связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В четырехлетнем возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб, почему машина едет, куда убегает водичка, которая льется из крана, откуда берутся дети и т.д. Иногда родители стараются уклониться от вопросов, но иногда и выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами».Старайтесь выслушать ребенка, по возможности в доступной форме и согласно по возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа, в противном случае малыш замкнется, и вам трудно будет вывести его из этого состояния. Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо все-таки в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению его со взрослыми.

Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать такую речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь ему правильно передать содержание прочитанной книги. Если ребенок неразговорчив, то надо постараться вызвать его на разговор. Спросить, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся.

Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.

   Если родители неверно ставят ударение в словах   ( звонит, каталог, договор, квартал), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего  удивительного в том, что дети допускают эти ошибки в своей речи. Расширение словарного запаса детей происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Совместные прогулки дают знания, как ребенку, так и взрослому. Поделитесь своим впечатлением об увиденном, спросите, как к этому относиться малыш. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.

 Также требуется развивать общую и мелкую моторику.

Общая моторика – это движение рук, ног, туловища. У детей движения неточные, не координированные, не знают вперед-назад, влево — вправо.

Мелкая моторика – это движение пальцев рук. Рука – это проекция артикуляционного аппарата. Не развиты пальчики – не развит и артикуляционный аппарат. Для развития подвижности пальцев рук требуется как можно чаще давать в руки детям пластилин, мозаики (чем мельче, тем лучше), пазлы, ножницы. играть в пальчиковые игры.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находиться в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка.  Следовательно, для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка, (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. В нашей стране обследование речи ребенка специалистами проводится в, основном, тогда, когда ему исполнится пять лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти – шести годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.

Источник