Закономерности социокультурного развития ребенка

Закономерности социокультурного развития ребенка thumbnail

Елена Владимировна Болотина
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Что такое доброта? Что это такое доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и дружить все могут!

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение — семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья — одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.

Добро — одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом, общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — добродетели, справедливости.

Зло — морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро — это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло — то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.

Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения.Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодо-творными,если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи,спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

Читайте также:  Критический период развития ребенка

В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.

Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф. М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.

Источник

Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.

Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение — семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья — одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.

Добро — одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — добродетели, справедливости.

Зло — морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Читайте также:  Специфика развития ребенка раннего возраста

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро — это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло — то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя  жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все  окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над  моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.

Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Рано  или  поздно  каждому из нас приходится в жизни  делать  выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.

Источник

Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит отражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует. Наоборот, необходимо стимулировать его проявление с учетом индивидуальной предрасположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реализовать себя, свою культуру. Ребенок может и отставать в развитии. В этом случае также необходимо стимулировать его развитие.

Таким образом, в каждом случае требуется свой подход в стимулировании социокультурного развития и воспитания ребенка. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки личностного, средового и (или) воспитательного характера. К основным факторам, существенно влияющим па социокультурный мир ребенка, относятся:

  • – «возрастная» (усвоенная) культура;
  • – родители, воспитатели, старшие, сверстники, все те, с кем он преимущественно взаимодействует;
  • – среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду;
  • – деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка;
  • – личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

Охарактеризуем их подробнее.

«Возрастная» (усвоенная) культура ребенка является результатом воздействия детской субкультуры, социокультурной среды, в которой жил и развивался ребенок, на его своеобразие и воспитание. В то же время, для каждого возраста имеются свои особенности формирования и проявления субкультуры.

Родители, воспитатели, старшие, сверстники – это те, кто является носителями и трансформаторами культуры, во взаимодействии с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Общение, взаимодействие ребенка с другими людьми является естественной формой его самопроявления. Народная мудрость гласит: «с кем поведешься того и наберешься».

Начальное взаимодействие – «ребенок – родитель», предполагает взаимодействие культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. Как правило, наиболее благоприятные условия для социального развития, усвоения культуры создаются во взаимодействии с матерью. Она выступает главным защитником, опорой, источником удовлетворения потребностей ребенка, что и определяет его отношение к ней как источнику социокультуры.

С возрастом ребенок начинает взаимодействовать и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются сверстники. Взаимодействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (источником) для подражания и стимулирования социального развития дитя. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. Это явление важно учитывать. Так итальянский гуманист Матео Вежио (1406–1458) писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества.

По мере развития интерес ребенка к взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания – «конфликт поколений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества.

Среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду. Человек развивается в определенной средовой обстановке. Это – своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды – семья; квартира, ее убранство и место расположения; дом, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, представляющие своего рода пример старшего или сверстника и многие другие – имеет свои социально-педагогические возможности. Их изучение позволяет определить возможности влияния на социальное формирование личности и целесообразности профилактики.

Читайте также:  Стадии развития личности ребенка

Деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка носит целенаправленный и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастет и их, в большей степени предпочитают стихийность воспитания. Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ним и стимулирование развития его активности, инициативы, самодеятельности.

Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая выступает основной формой жизнедеятельности, одним из видов социальной деятельности детского организма, средством развития ребенка как личности и способом его самовыражения. Сама по себе она составляет и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане в детских играх интегративно отражены в доступной форме социальные нормы и требования.

В национальных играх проявляется характер народа, многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в определенной этнической среде. Они помогают формировать у последнего то особенное, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят играть, копируя деятельность своих родителей – учителей, врачей, продавцов, военнослужащих.

Через игры можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование социокультурного мира ребенка. Предметом игры является ролевое поведение и направленная активность

Средством игры – разнообразные игрушки. В их изобретении принимали участие многие народы и некоторые мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям. Дж. Локк рекомендовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер (1741–1801; Lavater) придумал игру в деревянные кирпичики для построек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.-В. Фребеля. Он определял игру как «высшую ступень детского развития» и разработал теорию игры.

В играх ребенок упражняет части своего тела, самостоятельно познает их назначения и способы их использования. Они способствуют развитию у него разного рода наблюдений, способности рассуждать, что хуже и что лучше, навыков определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, сообразительности, практичности, критики суждений, внимания.

Выделяют уединенные и совместные (общественные) игры, каждая из которых имеет свое социальное назначение.

Уединенные игры позволяют ребенку полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение, проявляя самостоятельность. Это способствуют социальному развитию и формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на ребенке.

Закономерность психического развития ребенка как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к общению и обособлению. Нарушение условий, сказывающихся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, где отсутствует возможность для самостоятельной игры ребенка.

Для ребенка имеет большое значение сам процесс игры, так как он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблюдать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в песочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой и она начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить время, мама помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

В играх ребенок, подражая другим, овладевает опытом деятельности и в его душе возникает потребность анализа. Источником последнего является естественная любознательность ребенка, которая и проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить), что способствует познанию окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала анализ выражается примитивно. Например, когда ребенку нравится какая-нибудь игрушка, он долго играет с нею, а затем, чувствуя неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, разбирает ее. После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления.

От анализа ребенок переходит к творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: игры в зверей, птиц, солдатиков, разбойников.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие накоплению у них житейского опыта, с помощью которых дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания. Такие игры со времен Платона и Аристотеля рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера. Через них педагоги стараются формировать ум ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (общественные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя в родственном, братском кружке. Общаясь с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пламени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретательность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязывается дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисциплине и субординации условно поставленным вожакам. Он учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формировании у него понимания общественных отношений.

Изложенное представляет наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета.

Источник