Стадии развития личности ребенка

Стадии развития личности ребенка thumbnail

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Развитие личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Источник

Этапы формирование личности

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» более широкое, чем понятие «человек». Младенец или человек, с нарушенной психикой, который не в состоянии себя обслуживать и тем более выполнять какую-либо социальную роль, не является личностью. Социальная роль – это образец нормального поведения, ожидаемый от каждого, имеющего данное положение. Ожидания (права и обязанности) не зависят от поведения конкретного индивида и его сознания, их субъектом является общество, а не индивид. Социальная роль связана не только с обязанностями и правами, но и с определенными видами социальной деятельности, именно поэтому она подвержена общественной оценке: социальные роли общество может как одобрять, так и не одобрять (например оно может порицать такую социальную роль, как преступник). Общественной оценке подлежит определенный вид социальной деятельности, а не  конкретная личность. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей: мужчина может быть бизнесменом, мужем, отцом и быть спортсменом.

Личность характеризуется  большим числом параметров, главным из которых является система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к людям и обществу, к себе, к материальным условиям, к общественным обстоятельствам, к собственным, к трудовым обязанностям. Такие системы отношений характеризуют нравственный образ личности и ее установки.

Отношения различаются по их направленности, а также по уровню осознанности. Глубокоосознанные и малоосознанные отношения различаются их глубиной. Первые определяются внутренними убеждениями, обязанностями и чувством долга. Вторые (мимолетное чувство антипатии или симпатии) бывают поверхностными. Очень важная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности: темперамент, характер, совокупность мотивов деятельности и преобладающих чувств, особенности психических процессов, сформировавшиеся способности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности — нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.

Читайте также:  Способы раннего развития ребенка

Индивидуальность — главная особенность личности, выделяющая ее среди других. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется незаметно, других очень наглядно. Индивидуальность наиболее полно и всесторонне характеризует личность, проявляясь в эмоциональной или волевой сфере, в интеллектуальной сфере.

«Личность рождается дважды» — так отразил путь формирования личности известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо более двух ступеней, названных этапами, но две вехи являются ключевыми:

1.Управление своими побуждениями

Первое побуждение личности начинается, когда ребенок учится подчинять биологические потребности сознательному управлению. Младенец плачет, когда хочет есть, потому что его побуждает чувство голода. Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему изменению поведения малыша в первый год жизни. Со временем у ребенка формируется умение регулировать свои биологические потребности в соответствии с социальными нормами. Это происходит благодаря близким людям, если младенца разлучить с людьми, то физиологические потребности в соответствии с социальными нормами наступить не могут.

Моментально достичь первую ступеньку личностного развития невозможно. Сознание младенца формируется небольшими частями, которые потом объединяются в общее понимание, что можно, а что нельзя. Ребенок испытывает комфорт, когда находится в тепле, сыт и сух, но главное это когда ребенок находится в объятьях матери и в окружении близких ему людей.

В первый год жизни ребенка идет подготовка к тому, чтобы он включился в процесс познания самого себя и начала  формироваться личность. К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание «Я». Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы, у ребенка формируется самооценка и для него важно соответствовать требованиям взрослых.

В завершении дошкольного возраста ребенок уже сознательно управляет своим поведением, понимает как нужно поступать, а если вдруг его поступок оказался не правильным, он очень переживает. Эта стадия символизирует рождение личности.

2.Самостоятельность и соподчинение мотивов

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью, он должен самостоятельно управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и выбирать, что в личной жизни важнее. В подростковом возрасте наступает стадия ответственности и появляются новые возможности. Второе рождение личности носит более индивидуальный характер, чем предыдущее. Одни подростки в десять лет уже самостоятельны и могут посоветовать и помочь, а другие до восемнадцати лет не хотят брать на себя ответственность за совершенные поступки и ведут себя как дети. На этапе взросления социум ставит жесткие требования несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования. Подросток сам выбирает, как он будет относиться к учебе и какие взаимоотношения у него будут со сверстниками, а также, чем заниматься в свободное от учебы время. По окончанию школы необходим выбор профессии и выбор учебного заведения, так образуется внутренняя позиция, способствующая личностному развитию.

Своевременное проявление самостоятельности и осознание того, что важнее, а от чего необходимо отказаться, быстрее и качественнее преодолеет стадию второго взросления (кризис подросткового возраста).  Но самое главное – благополучно пройденная вторая веха способствует благоприятным условиям для дальнейшего формирования зрелой личности.

Этап становления зрелой личности

Некоторые психологические подходы дошкольного и школьного периода развития личности называют эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с окончанием школы, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжают совершенствоваться   в юношестве и молодости.

Так, личность переходит к новому этапу, где помимо индивидуальности, ответственности за самого себя и самостоятельности возникает необходимость осваивать новые роли профессионализма, уметь принимать решения, быть семейным человеком и  уметь брать на себя ответственность за воспитание детей и заботу о других. Взрослый период жизни человека представляет собой этап совершенствования и формирования зрелой личности. Он может завершиться более углубленным развитием личностных качеств. К примеру, гармоничная зрелая личность продолжая работать над собой, пытается помочь окружающим, перейдя на стадию благотворительности и альтруизма, на пути их личностного развития.

Не каждая личность достигает зрелости, остановившись на достижениях подросткового возраста, частично развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Общество и природа дают возможность родиться каждому личностью дважды: в возрасте, когда многое зависит от окружающих. Став взрослым, человек сам выбирает, по какому пути он пойдет дальше.

Личностное развитие человека  происходит на протяжении всей жизни. Одни ученые считают, что личность развивается и формируется в соответствии с врожденными способностями и качествами, а другие считают, что личность формируется в ходе социального опыта. Многие психологические теории личности едины:  утверждается, что личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Личностные свойства и качества человека приобретаются не генетическим путем, а в следствии научения, т.е. развиваются и формируются.

Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внутренних и внешних факторов. Внутренние детерминанты включают физические, биологические и генетические факторы, а к внешним относятся индивид, принадлежащий к социально-экономическому классу, к определенной культуре.

Русский ученый И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности решил связать темперамент с особенностями организма человека. Темперамент — есть проявление типа нервной системы в поведении и деятельности человека. Соотношение темперамента и типа нервной системы по И.П. Павлову: сангвинический темперамент — уравновешенный, сильный, подвижный тип; флегматический тип — уравновешенный, сильный, инертный тип; меланхолический тип — слабый тип; холерический темперамент — неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, но сильный.

Слабый тип темперамента нельзя считать каким-то неполноценным типом, несмотря на слабые нервные процессы он может добиться большого успеха в определенных видах деятельности, таких как творческая деятельность и т.д. Слабая нервная система — это сверхчувствительная нервная система. Тип нервной системы – это врожденное, природное свойство нервной системы, которое изменяется под влиянием условий жизни и деятельности, он придает своеобразие  поведению человека. Тип нервной системы оставляет отпечаток на весь облик человека и определяет подвижность его психических убеждений, процессов, но не на моральные устои, не на поступки и поведение человека.

Рассуждая о своем темпераменте и о темпераменте других, нужно учитывать несколько главных обстоятельств:

1. У большинства современной молодежи при изучении их темперамента выявлено, что чистый тип темперамента встречается крайне редко (25%-30%). Почти у каждого человека сочетаются черты разных типов, но при этом преобладает какой-то один вид темперамента. А есть люди (25%) которых нельзя отнести к какому-то из типов темперамента из-за того, что у них перемешены различные типы темперамента.

Читайте также:  Значение общения для развития ребенка

2. Нельзя смешивать черты характера  и свойства темперамента. Характер не влияет на вид темперамента, например: добрый, заботливый и честный человек может относиться к любому из видов темперамента, в зависимости от его взглядов на жизнь, от его отношения к жизни и к людям. Один и тот же человек может обладать и проявлять в общении и работе с людьми разные типы темперамента.

Формирование личности – проблема очень значима, важна и интересует многих исследователей. Цель данной работы проанализировать влияние некоторых биологических факторов на развитие личностных качеств человека. В ходе проведенного анализа можно сказать, что личность есть нечто уникальное, связанное с наследственными особенностями и неповторимым условием микросреды, в которой она развивается. У каждого младенца есть голосовой аппарат и мозг, но научиться разговаривать и мыслить он может только в обществе. Непрерывное единство социальных и биологических качеств дает понять, что человек существо социальное и биологическое. Существо, имеющее мозг, но не находящееся в обществе, никогда не станет личностью, даже если ребенок будет со структурными особенностями мозга, но окажется вне общества, то его личностное развитие прекратится. Психическое развитие ребенка как личности возможно только, когда он находится в окружении других людей при пассивном и активном обучении поведенческим навыкам.

Возрастные закономерности развития личности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делятся жизненный путь человека:

1. детство;

2. отрочество;

3. юность;

4. зрелый возраст;

 5. пожилой возраст;

6. старость.

Именно с биологическими изменениями связана смена возрастов, изменения действующие вызывающе и непреклонно в организме человека отражаются на психических особенностях человека. Возрастные этапы формирования личности относятся к числу наиболее сложных и не имеющих однозначного решения проблем в психологии и физиологии. Трудности связаны с отсутствием общепринятого критерия, который бы одинаково приняли представители разных наук.

Задачи разумного подхода к процессу формирования личности молодых людей определяет педагогика и выявляет то, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Разрабатывая методику воспитательной работы педагогика предлагает свои способы и приемы  осуществления поставленной цели, рассказывает как сформировать доброту, правдивость, принципиальность и остальные важные личностные качества.

На пути становления личность преодолевает две основные вехи, которые являются ключевыми:

 I: Управление своими побуждениями;

 II: Соподчинение мотивов и самостоятельность. Важна благополучно пройденная вторая веха, она создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года что

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник