Закономерности роста и развития ребенка возрастная периодизация
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗБИТИЯ ОРГАНИЗМА PЕБЁHKA И ПОДРОСТКА
Организм человека — это единое целое, в котором всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.
Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое свойство живой материм, которое выражается в количественных изменениях; увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической дифференцировке клеток, тканей, органов. Жизненный цикл человека можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами. При этом выделяются шесть закономерностей:
- неравномерность темпа роста и развития;
- не одновременность роста и развития отдельных органов и систем;
- обусловленность роста и развития полом;
- биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
- обусловленность процессов как. генетическими, так и средовыми факторами;
- акселерация.
Закономерности роста и развития организма являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков.
Первая закономерность.
Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Эта закономерность ярко иллюстрируется изменением длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй — на 13%, за третий — на 9%. В возрасте 4-7 лет ежегодно джина тела увеличивается на 5-7%, а в возрасте 8-10 лет — лишь на 3%, В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет снижение и в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается.
Изменение массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и организма в целом подчиняется тому же закону неравномерности. Эта закономерность является основным для правильной группировки детей и подростков разного возраста и выработки научных принципов периодизации.
Весь этап созревания человека целесообразно делить на несколько возрастных периодов. Возрастной период — это тот отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. Возрастной период это также время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности к той или иной деятельности.
На международном симпозиуме (Москва,1965) предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма. В соответствии с этой схемой, которую называют биологической, в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено семь периодов созревания:
- Период новорожденности — 1—10 дней;
- Грудной возраст — 10 дней — 1 год;
- Раннее детство — 1-3 года;
- Первое детство- 4-7 лет
Второе детство:
мальчики — 8-12 лет;
девочки — 8-12 лет;
6. Подростковый возраст:
мальчики — 13-16 лет;
девочки — 12-15 лет;
7. Юношеский возраст:
юноши — 17-21 год
девушки — 16-20 лет.
Существует схема возрастной периодизации, основанная на
социальных принципах:
1. Преддошкольный возраст — до 3-х лет;
2. Дошкольный возраст — 3-7 (6) лет;
3. Школьный возраст:
младший — 7 (6)-10 лет;
средний- 11-14 лет;
подростковый возраст- 15-18 лет.
Социальное деление в основном не противоречит биологическому за исключением подросткового периода (15 лет), нижняя граница, которого утверждена КЗОТ.
Именно с этого периода допускается систематическая трудовая деятельность подростков и проводится их профессиональное обучение. На период подросткового возраста (15-18-лет) распространяются определенные трудовые льготы.
Вторая закономерность.
Не одновременность роста и развития отдельных органов и систем. Организм ребенка рассматривается, как единое целое, однако его отдельные органы и системы растут и развиваются не одновременно (гетерохрония). Это объясняется необходимостью избирательного и ускоренного созревания тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма,
В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного мозга: у новорожденных она равна 360-390 г, к концу первого года увеличивается в 2-2,5 раза, к концу 3-го года — в три раза, достигая в среднем 1100 грамм. Мозг семилетнего ребенка весит 1250 г и в дальнейшем нарастание его массы происходит очень медленно. К 7 годам размеры поверхности большинства корковых областей, составляют 80-90 % от таковых взрослого человека.
Избирательное развитие мозга в первые годы жизни человека нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности. Через нервную систему осуществляется связь с внешней средой, образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, обеспечиваются оптимальные условия для приема информации и осуществления интегральных действий.
В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, её рост и формирование происходит у детей в 10-12 лет. Лишь после 12 лет интенсивно развиваются половые органы, и происходит становление детородной функции.
Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходит не параллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. Такое развитие является необходимым условием для выполнения важнейших биологических я социальных функций на отдельных этапах жизни человека.
Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.
Третья закономерность.
Половые различия. Они проявляются в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников, В 15 лет интенсивность роста у мальчиков нарастают, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кости руки или мышц разгибателей спины у малышков всех возрастов и юношей выше, чем у сверстниц. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Половой деморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации учебно-воспитательного процесса. Половое различие в росте и развитии ‘организма имеют важное значение при профессиональной ориентации школьников, при спортивном отборе и подготовке юных спортсменов.
Четвертая закономерность.
Обеспечение биологической надежности.
Большие запасы потенциальных возможностей генетически закладываются в любую функциональную систему. Несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанных на сохранение жизни в критических ситуациях» при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать оптимальные нагрузки. Отечественными гигиенистами (Тромбах С.М. 1971; Антропова М.В. и, др.1978; Сердюковская Г.Н. 1979) выдвинута концепция о соответствий учебных нагрузок функциональным возможностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья, которая претворяется в жизнь в виде рекомендаций по разумной тренировке для более полного использования возможностей, заложенных природой.
Пятая закономерность.
Детерминация роста и развития факторами наследственности и среды. Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.
Эту закономерность необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на рост, гармоническое развитие, охрану и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Шестая закономерность. Акселерация.
Это ускорение темпа роста и развития организма детей по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат — ускорение).
У современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорено развитие детей, начиная с самого раннего возраста.
В последнее время отечественные и зарубежные специалисты сходятся в мнении, что темп акселерации замедляется. Есть основания думать, что этот процесс в конце XX века приостановится. Но во многих странах Африки и Азии именно сейчас отмечается интенсивный процесс акселерации.
Акселерация — это следствие общей тенденции к изменению в биологии современного человека, которое создается под влиянием комплекса факторов.
ЗАКОНЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Энергетическое правило скелетных мышц, И.А.Аршавского.
Согласно его данным особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменения и преобразования дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетных мышц, т.е. физическое развитие определяет уровень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, основных систем жизнеобеспечения и обмена веществ.
Закон надежности биологических систем
Маркосян А.А. под надежностью биологических систем подразумевает такой уровень функционирования процессов организма, когда обеспечивается их оптимальное протекание, но с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующим приспособление к новым условиям с последующим быстрым возвратом к исходному состоянию.
Основными принципами надежности биологической системы являются:
- Избыточность элементов управления и протекающего процесса;
- дублирование и взаимозаменяемость элементов регулирования процесса;
- совершенный и быстрый возврат к состоянию относительного постоянства;
- динамичность взаимодействия звеньев системы.
Путь от зачатия до смерти происходит под влиянием, которое определено резервными запасами и возможностями организма. Так, организм человека обеспечен 500-кратным запасом тромбина, бедренная кость имеет 30-кратннй запас прочности, выдерживает нагрузку в 15 т.
Этот закон закреплён наследственностью. Но она достаточно лабильна» Чем больше тренировки, тем больше потенциал.
Учение о системогенезе и гетерохронии. (П.К.Анохин)
Функциональная система — это широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе полученного конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление. Пример: для передвижения тела в пространстве необходимо достаточное развитие костной системы, мышечной системы отолитического аппарата. (прямохождение).
Развитие морфологических образований, составляющих полноценную функциональную систему, обеспечивающую выживание, функционирование организма на каждом отдельном этапе развития, называется системогенезом.
Неравномерность (гетерохрония) развития обеспечивает дифференцировку тканей (П.К.Анохин)
Источник
Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста, в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено 7 периодов созревания (табл. 7-1).
Таблица 7-1.Биологическая возрастная периодизация
В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах. Данная схема учитывает особенности учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, медицинского обслуживания и ряд других социальных факторов для каждой возрастной группы. Каждый возрастной период характеризуется своими морфологическими и физиологическими особенностями.
В социальной возрастной периодизации в развитии ребенка выделяют следующие возрастные периоды: грудной до 1 года; преддошкольный от 1 года до 3 лет; дошкольный от 3 до 6 (7) лет; школьный возраст: младший 6 (7)-10 лет, средний 11-14 лет; подростковый 15-18 лет.
В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых
необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды.
В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.
В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. Дети начинают рисовать, писать, лепить. Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.
В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга. Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.
В подростковом возрасте структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения
за партой и давлении на грудь края стола. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки. Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения. Данный возраст совпадает с началом полового созревания, наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.
В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей — в 17-летнем, у девочек — соответственно в 13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебномедицинской экспертизе.
На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека. Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.
Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:
• неравномерность темпа роста и развития;
• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;
• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;
• обусловленность роста и развития средовыми факторами;
• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции.
2)Работа с источниками открытого типа в лечебно-диагностической практике. Меры защиты при работе с открытыми источниками.
К открытым источникам относят радиоактивные вещества, с которыми по условиям их применения необходимо проводить манипуляции: расфасовывать, растворять, разбавлять, вводить в организм пациента в форме инъекций и т.д. Открытый источник, кроме того, что является источником ионизирующего излучения, еще и обладает соответствующими данному химическому веществу (соединению) физико-химическими свойствами, может оказывать токсическое действие. Если же источник закрытый, то вокруг него возникает поле g-излучения или поток корпускулярных (например, b) частиц.
Когда радиоактивное вещество не контактирует с телом человека, а на организм воздействует g- и корпускулярные излучения, говорят о внешнем облучении. Все закрытые источники ионизирующего излучения являются источниками внешнего облучения. Открытые же источники могут стать причиной как внешнего, так и внутреннего облучения (при инкорпорировании радионуклида).
Рентгенодиагностические процедуры с гигиенических позиций по характеру дозовых нагрузок и технологии могут быть разделены на 2 группы: рентгенографию и рентгеноскопию.R-графия – получение снимков с использованием специальной (рентгеновской) фотопленки;R-скопия (просвечивание) – визуальное наблюдение с применением усиливающих экранов.
Для работы с открытыми радиоактивными веществами специально оборудуются рабочие помещения. Прежде всего, в их планировке и оборудовании, предусматривают полную изоляцию помещений, где сотрудники не имеют дела с источниками излучения, от остальных, в которых работают с этими источниками. Изолируются также помещения для работы с разными по характеру и мощности источниками. И наконец, во всех случаях рабочие помещения должны быть разделены на зоны: чистые, где находится обслуживающий персонал, и грязные или горячие, где находятся источники излучений. Горячие отделения, в свою очередь, делятся на две зоны: рабочую и вспомогательную; в рабочей зоне горячего отделения производятся основные работы с источниками, а во вспомогательной — все вспомогательные (мытье посуды и аппаратуры, ремонт последней и т. п.), а также транспортировка источников. Особо тщательная изоляция и в отношении непроницаемости для излучений и в отношении герметичности должна быть между чистыми и грязными отделениями; сообщение между ними осуществляется только через специальный шлюз или чаще всего через санитарный пропускник, где рабочий должен надеть дополнительную спецодежду, соответствующие индивидуальные защитные средства и т. п.
Все помещения обязательно вентилируются. Преимущественно используются местные отсосы от мест возможного выделения в воздух радиоактивных паров, газов или аэрозолей. Расчет вентиляции производится на полное удаление выделяющихся вредностей, причем так, чтобы в случае нарушения герметичности изоляции между зонами и отдельными помещениями воздух подсасывался из чистых помещений в грязные, а в последнихиз менее грязных в более грязные. Все вентиляционные выбросы подлежат обязательной очистке в специальных фильтрах.
Мебель, полы, стены и другие поверхности рабочих помещений, особенно грязных, облицовываются непористым, хорошо моющимся материалом (полихлорвиниловые пленки, пластики, нержавеющая сталь, глазурованная или стеклянная плитка, эпоксидная смола и др.).
Входные двери, въездные ворота, дверцы шкафов, водопроводные краны и другие открывающиеся устройства должны снабжаться специальными механизмами для их открывания без прикосновения рук (педальные устройства, фотоэлектрические блокировки и т. п.).
Санитарно-бытовые отделения строятся по типу строгого санпропускника с изолированными помещениями для чистого белья, грязной спецодежды (включая и нательное белье), дозиметрической службы, складов чистого и грязного белья, индивидуальных защитных средств и др. В планировке санитарно-бытовых отделений следует предусматривать последовательность прохождения рабочим необходимых помещений как туда, так и обратно. Должна быть исключена возможность нарушения этой последовательности и особенно прохождение с работы, минуя моечное отделение.
При необходимости выполнения каких-либо работ в горячем отделении или при непосредственном контакте с открытым источником (монтажные, аварийные и др.) рабочие обязаны пользоваться индивидуальными защитными средствами: резиновыми или полиэтиленовыми перчатками, резиновыми сапогами, фартуками и нарукавниками из пластиков, респираторами «Лепесток», пневмокостюмами с принудительной подачей чистого воздуха и др.
Дозиметрическая служба в случае контакта с открытыми радиоактивными веществами, помимо контроля за величинами внешнего облучения, строго контролирует величины возможного загрязнения спецодежды, рук и других поверхностей тела рабочего. Для этого по окончании работы каждый рабочий обязан пройти дозиметрический контроль. В случае обнаружения загрязненности спецодежды или белья радиоактивными веществами их нужно немедленно сдать для дезактивации, то есть обезвреживания. Обнаруженная загрязненность рук или других частей тела смывается специальными отмывочными средствами.
3) Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ) является одной из мер предупреждения неблагоприятного воздействия опас- ных и вредных производственных факторов на работающих.
При решении вопроса о снижении интенсивности воздействия этих факторов по возможности всегда следует отдавать предпочтение коллективным методам защиты перед индивидуальными. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.
Среди мероприятий, направленных на защиту работающих, применение СИЗ находятся на четвертом месте после:
— технологических, при которых устранение образования вредностей происходит путем изменения технологического процесса;
— технических, при которых создаются препятствия выделению вредностей в производственную среду благодаря герметизации оборудования, механизации и автоматизации процессов и т.д.;
— санитарно-технических, при которых происходит удаление вредных факторов из производственной среды или ослабление их действия до допустимых уровней (вентиляция и др.).
Таким образом, при проведении повседневных работ индивидуальную защиту используют как дополнительное вспомогательное средство в общем комплексе средств защиты.
При аварийных, ремонтных и других эпизодически проводимых работах индивидуальную защиту персонала следует рассматривать в большинстве случаев как одно из основных мероприятий в системе организации безопасности проведения работ.
Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых уровней или полное предотвращение влияния на организм вредных производственных факторов. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 30; Нарушение авторских прав
Источник