Маршрутная карта развития ребенка образец

Елена Земская
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет)

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет).

Образовательные области Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами

Речевое развитие

Проблема:

Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.); имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух.

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном, винительном и родительном падежах.

Учить участвовать в беседе; упражнять в составлении рассказа по серии картин и по картине.

Развивать образность и выразительность речи за счёт чтения и разучивания произведений художественной литературы, совместных словесных и дидактических игр.

Совместно с родителями создать условия для поддержания устойчивого интереса к словесным играм.

Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям.

Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики, а также ряд словесных игр.

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.Например: игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»,

«Тихо – громко» и другие.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.Например: «Один – много», «Чьи следы?», «Четвёртый лишний», «Скажи одним словом», «Из чего – какой?», «Опиши любимую игрушку» и другие.

Театрализованная деятельность.

Составление рассказа по серии картинок.

Пальчиковые игры. Следует проводить работу в тесной связи с логопедом.

Возможно привлечение музыкального работника.

Социально-коммуникативное развитие

Проблема:

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Проявляет немотивированную агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо.

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Рекомендовать чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев.

Контролировать просмотр телепередач.

Предложить родителям хвалить ребёнка за хорошие поступки. Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений с последующим обсуждением характера героев, их настроения и поступков, беседы на этические темы.Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия», «Приглашение в гости», «Встань на его место», «Волшебные очки», «Хорошо — плохо» и др.

Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.

Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

Упражнение на установление причинно-следственных связей —закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что.». Работа проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка раннего детства

Художественно-эстетическое развитие

Проблема:

Затрудняется передавать образы предметов, явлений. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). Вызывать интерес к рисованию.

Учить создавать свои художественные образы.

Учить правильно пользоваться кисточкой. Поощрять стремление ребёнка рисовать красками.

Обращать внимание на иллюстрации к художественным произведениям.

Рекомендовать комплекс пальчиковой гимнастики.

Дать рекомендации по проведению самомассажа рук и пальцев (растирание, использование ореха, карандаша, чёток или бус).

Предложить набор игр на развитие образного мышления. Использовать сюрпризные моменты, игровые ситуации.

Упражнять в рисовании различных геометрических форм.

Пальчиковая гимнастика.

Массаж рук и пальцев.

Применение нетрадиционных техник рисования.

Рисование по крупе, песку.

Игры, развивающие образное мышление.Например: «На что похоже?», «Продолжи узор», «Закончи рисунок» и другие.

Музыкотерапия.

Психологические разгрузки.

Необходима совместная работа с педагогом по изобразительной деятельности и с привлечением музыкального работника.

Познавательное развитие

Проблема:

Испытывает затруднения при счёте до 5; при сравнении количества предметов в группах на основе счёта (до 5) путём штучного соотнесения предметов; в определении, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Путается в определении положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади).

Путает названия геометрических фигур.

Обладает элементарными представлениями из области математики. Учить считать до 5 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы.

Учить сравнивать две группы предметов.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя один предмет или убирая.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Развивать представление о геометрических фигурах.

Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Развивать внимание, память, логическое мышление. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.

В предметах домашнего обихода искать знакомые геометрические формы.

Конструирование из геометрических форм. Тренировки в определении левой и правой сторон.

Игры по ориентировке в пространстве относительно своего тела.

Игры, с использованием плоских и объемных геометрических фигур.

Карточки с цифрами.

Разучивание считалок с количественным и порядковым счётом.

Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.)

Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах, при сервировке столов к завтраку, обеду и ужину.

Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Проводим физкультурно-математические досуги «В стране Геометрии».

Руководитель по физкультурному воспитанию, по музыкальному развитию и изобразительной деятельности работают в содружестве с воспитателями группы.

Физическое развитие

Проблема:

Незначительно нарушены координация, темп, ритм движения. Ребёнок моторно неловок.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Развивать и совершенствовать двигательные навыки.

Развивать быстроту, силу, ловкость, координацию, темп и ритм движения.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Рекомендовать совместное выполнение утренней гимнастики.

Познакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Предложить родителям выходные проводить с детьми в походах, катании на лыжах, санках, велосипедах (по сезону).

По возможности создать дома спортивный уголок. Обучение статическим и динамическим позам через создание выразительных образов.

Развитие чувства ритма через ритмизацию движений под мелодии, небольшие тексты.

Оснащение физкультурного уголка в группе спортивным инвентарём для двигательной активизации.

Проведение логоритмических занятий. Руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Источник

Ф.И.ребенка_________________________________________Дата рождения________________

Дата составления_______________________                                           Ф.И.О. педагога___________________________                        

Читайте также:  Влияние лагеря на развитие личности ребенка

Дата составления_______________________                                           Ф.И.О. педагога___________________________                            

Дата составления_______________________                                           Ф.И.О. педагога___________________________

Дата составления_______________________                                           Ф.И.О. педагога___________________________

№ п/п

Показатели и   критерии

Учебный год

2016-2017

Возраст

3 — 4года

4 — 5лет

5 — 6лет

6 — 7лет

Метод диагностики

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

  1.Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

1

Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними (3+)

Наблюдение

2

Овладеет ситуативно-деловым общением (3+)

Наблюдение

3

Нуждается в общении со взрослыми и сверстниками  (3+)

Наблюдение

4

Проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого (3+)

Наблюдение

5

Проявляет самостоятельность и инициативность в своих играх  (4+)

Наблюдение

6

Владеет способами ролевого поведения (4+)

Диагностические ситуации

7

Сформированы умения соединять в игре реальные и вымышленные события (5+)

Диагностические ситуации

8

Владеет способом построения игры – сюжето-сложением  (5+)

Наблюдение

9

Умеет входить в устойчивые игровые объединения детей (5+)

10

Проявляет в игре дружеские, партнерские отношения  (5+)

Наблюдение

11

Сформировано умение договариваться друг с другом, распределять роли, разрешать конфликты  (6+)

Наблюдение

12

В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами (6+)

Наблюдение

13

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые социальные нормы и правила поведения, подчиняется им. (6+)

Наблюдение

№ п/п

Показатели и   критерии

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Возраст

3 — 4года

4 — 5лет

5 — 6лет

6 — 7лет

Метод диагностики

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

14

Обладает развитым воображением (использует предметы заместители), различает условную реальную ситуации, владеет разными формами и видами игры (6+)

Наблюдение

                         Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей

1

Различает различное эмоциональное состояние взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации

речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение) (3+)

Беседы

2

Имеет представление о себе, своей семье (3+)

Беседы, наблюдение

3

Сформированы элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений с детьми и взрослыми (4+)

Беседы, наблюдение

4

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других (5+)

Наблюдение

5

Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми (6+)

Наблюдение

6

Проявляет доброжелательное отношения к сверстникам, уважения к взрослым (6+)

Наблюдение

                                Трудовая деятельность

1

Наблюдает за действиями взрослых и подражает им (3+)

Наблюдение

2

Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий  (4+)

Наблюдение

3

Планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата  (5+)

Диагностические ситуации

4

Умеет подготовить к работе материалы, пособия, аккуратно убирать их на определенное место  (5+)

Наблюдение

5

Самостоятелен, инициативен в самообслуживании (5+)

Наблюдение

6

Развиты умение выполнять трудовые обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками  (6+)

Наблюдение

Формирование основ безопасности

1

Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в социуме (играет с детьми, не мешая им и не причиняя им боль, имеет представления о соц. опасных ситуациях) (4+)

Наблюдение

№ п/п

Показатели и   критерии

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Возраст

3 — 4года

4 — 5лет

5 — 6лет

6 — 7лет

Метод диагностики

Начало года

Читайте также:  Развитие ребенка на протяжении всей беременности

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2

Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в

отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни. (5+)

Беседы

3

Соблюдает элементарные правила безопасности в быту. (опасные предметы в доме, правила поведения при пожаре и т.д.). (5+)

Диагностические ситуации

4

Соблюдает элементарные правила безопасности в природе (животные, водоемы, лесные пожары и т.д.). (6 +)

Диагностические ситуации

Итого:

2. Познавательное развитие

Познание окружающего мира

1

Знает свое Ф.И и И.О воспитателя, помощника воспитателя (3+)

Беседа

2

Знает о предметах ближайшего окружения их части (3+)

Диагностические задания

3

Знает о различных видах транспорта (3+)

Диагностические задания

4

Знает о труде людей в городе и селе (4+)

Беседа

5

Знает о строении своего организма (5+)

Диагностические задания

6

Имеет представления о всенародных праздниках (5+)

Беседа

7

Понимает социальные и профессиональные роли людей (5+)

Диагностические задания

8

Понимает особенности свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности  (6+)

Беседа

9

Проявляет самостоятельную познавательную активность

Наблюдения

                         Патриотическое воспитание

1

Ориентируется в помещении группы, на участке

Наблюдение, беседы

2

Знает название своего города, знает о его прошлом и настоящем

Беседа

3

Сформированы первичные представления о Малой родине (4+) и Отечестве (5+), многообразии стран и народов мира (6+)

Беседа

№ п/п

Показатели и   критерии

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Возраст

3 — 4года

4 — 5лет

5 — 6лет

6 — 7лет

Метод диагностики

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

4

Знает Флаг и Герб города (5+) и России (6+)

Диагностические задания

5

Имеет представления об армии (4+),  ВОВ (6+)

Беседа

6

Знает некоторые рода войск (5+)

Диагностические задания

7

Имеет представления о космосе (5+)

Беседа

Экологическое воспитание

1

Различает и называет основные явления природы (3+)

Беседа Наблюдения

2

Понимает причинную связь между явлениями (4+)

Беседа

3

Знает о сезонных изменениях в природе (5+)

Беседа

4

Умеет экспериментировать и устанавливать причинно-следственные связи (5+)

Беседа. Наблюдения

5

Знает правила поведения по отношению к объектам живой и неживой природы (5+)

Беседа

6

Знает о жизни животных и птиц: домашних (3+), диких (4+), различает части их тела (4+)

Беседа

7

Различает (3+) и называет (4+) растительный мир по отличительным признакам

Диагностические

задания

8

 Называет (3) и выделяет (4) части у деревьев, растений (4), части тела у насекомых (5)

Диагностические

задания

9

Может сравнить растения и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства   (6+)

Диагностические

задания

10

Устанавливает последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей  (6+)

Беседы, наблюдения

                      Математические представления

1

Умеет находить в окружающем много и один (3)

Диагностические задания

2

Сравнивает предметы (наложением, приложением), счет (5)

Диагностические задания

3

Выражает словами больше, меньше, поровну (4)

Диагностические задания

4

Сравнивает по величине, выражает словами (длина, высота, ширина)  (4)

Диагностические задания

№ п/п

Показатели и   критерии

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Возраст

3 — 4года

4 — 5лет

5 — 6лет

6 — 7лет

Метод диагностики

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

5

Различает и называет: (3)             (5)

6

Считает в пределах : 5 (3); 10(5); 20 (6) + обратный счет

Диагностические задания

7

Знает состав чисел в пределах 5 (5); 10 (6); 20 (6+)

Диагностические задания

8

Знает цифры от 0 до 9  (5)

Диагностические задания

9

Умеет соотносить количество предметов с цифрой (4)

Диагностические задания