Закономерности процесса развития ребенка в педагогике

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Определение 2

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Определение 3

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

 Дифференциация

Определение 4

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Источник

Педагогические познания берут свое начало из далекого прошлого. Сначала это был опыт, далее – теоретические обобщения, а на сегодняшний день – это неоспоримо имеющиеся закономерности.

История развития и становления педагогических закономерностей

В древние времена люди постепенно накапливали практические умения, связанные с обучением и воспитанием подрастающих поколений. Уже на тот момент общество развивало и осваивало практические правила обучения и воспитания, способствующие успешной подготовке молодежи к взрослой жизни. Один из таких опытов – наследование умений и навыков старших поколений.

Во время античного периода ученые Платон, Аристотель и Квинтилиан стремились обобщить практику обучения и воспитания в виде перечня правил и рекомендаций.

Средневековье было тяжелым этапом в совершенствовании педагогической мысли. Правила обучения и воспитания того времени зачастую воспринимались в качестве простого закрепления традиций.

В XVIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознание и считалось, что она подчиняется законам биологии. Ученые Я.А. Коменский и ДЖ. Локк начали преобразовывать педагогику на натуралистических началах. Таким образом, педагогические принципы поделили на 3 аспекта:

  1. Общественно-исторический;
  2. Естественно-исторический;
  3. Психологический.

В экспериментальной педагогике конца XIX в. – начала ХХ в. предполагалось, что путем эксперимента, измерения и статистики удается раскрыть закономерности педагогического процесса. Попытки выявления педагогических законов делали ученые Дьюи, Торндайк, Мейман, Кильпатрик.

Закономерности в педагогическом процессе

Определение 1

Закономерности в педагогике – это нормы педагогического процесса.

Выделяют следующие нормы:

  • Закономерность динамики воспитательного процесса. Учебный процесс между педагогами и учениками характеризуется поэтапными, “ступенчатыми” чертами: чем выше промежуточные достижения, тем весомее окончательный результат.
  • Закономерность развития личности в педагогическом процесса – это скорость и достигнутый уровень становления личности зависят от наследственности, педагогической и учебной среды, вовлечения в учебно-образовательный процесс применяемых средств и методов педагогического воздействия.
  • Закономерность управления образовательным процессом – это означает, что результаты педагогического влияния зависят от усиления обратных связей между педагогом и преподавателем.
  • Закономерность стимулирования. На плодотворность педагогической деятельности влияет то, с какой силой действуют внутренние мотивы учебно-воспитательной деятельности.
  • Закономерность обусловленности воспитательного процесса. На движение педагогического процесса и его достижения влияют потребности и возможности общества, а также каждой личности.
  • Закономерность единства внешней и внутренней (педагогической и познавательной) деятельности. На результативность педагогического процесса влияет особенность воспитательной работы и учебно-воспитательная деятельность учеников.
  • Закономерность единства чувственности, логики и практики. Действенность педагогической деятельности зависит от скорости и особенностей восприятия чувств, логического понимания, практического использования.

Педагогический процесс протекает в более или менее благоприятных условиях. С ростом экономических возможностей общества модернизируются учебно-материальные и школьно-гигиенические возможности для эффективного решения задач всестороннего становления личности. По этой причине на задачи, содержание, методы и формы педагогического воздействия влияют потребности, а также возможности и условия протекания данного процесса в обществе.

Как говорил Ю.К. Бабанский, необходимо исследовать связи, происходящие внутри самого процесса, то есть между его главными компонентами:

  • Связь между образовательными и воспитательными процессами, а также развитием как образующими элементами непрерывной педагогической деятельности;
  • Связь между образовательным процессом, самообучением, педагогическим управлением, инициативностью воспитанников, преподаванием и учением;
  • Связь между между целями, содержанием, типами и методами педагогического процесса;
  • Связь между потенциалом личности (возрастными и индивидуальными) и направленностью педагогических влияний на нее;
  • Связь между общественностью и индивидом в педагогической структуре;
  • Связь между активностью и взаимодействием личности и результатами ее формирования.

Долгий педагогический поиск и анализ школьной практики говорят о том, что нельзя успешно выстроить обучение и воспитание ребенка без учета хотя бы одного из этих видов внутренних связей. Они характеризуются важными, необходимыми и всеобщими свойствами. Связи всегда проявляются и потому являются постоянными. Следовательно, все связи закономерные и они выражаются как обусловленные закономерности педагогического процесса.

Психолого-педагогические учения Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева и других ученых показали, что воспитанию и обучению отводится важная роль в становлении личности. Как говорят психологи, обучение и воспитание находятся впереди развития и определяют его. Приведем цитату Л.С. Выготского.

“Лишь то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию, создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития”.

Выявленные закономерные связи существуют и между обучением и воспитанием. В условиях отсутствия образования трудно проводить воспитание, поскольку человек осваивает определенные закономерности и знания, используемые в обществе. Помимо этого, нельзя поставить обучение с необразованными учениками, то есть если они отвергают обучение, у них отсутствует чувство долга и ответственности.

Потому все действия педагогов и учебные занятия в педагогическом процессе направлены на приобретение высокого и всесторонне развивающего эффекта. Воспитание должно быть развивающим.

Источник

Марусева И.В.(доктор пед.наук,канд.физ-мат.наук),

Санкт-Петербург.

Педагогическая наука,ее отрасли,категории,принципы и закономерности обучения.

Ключевые слова:педагогика и отрасли, категории, закономерности,задачи и принципы .

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу…. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».

Д.С.Лихачёв

В данной статье мы рассмотрим следующие два вопроса:

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Приступим к рассмотрению первого из вышеназванных пунктов.

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

Рассмотрим педагогические принципы, закономерности и задачи педагогики как науки.

В логическом смысле принцип – это центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится. Другой смысл слова – принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл подходит для педагогики, и вот почему. Это наука изучает деятельность и должна давать нормативные задания, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное задание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

В них содержатся указания – как надо действовать, дабы добиться необходимых результатов.

В отличии от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовывать принцип наглядности (применение в обучении средств наглядности), а сделать обучение чисто вербальным, как это было до Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В принципах содержится знание о том, что не существует ( в отличии от закономерностей) без наших усилий. Например, принцип единства обучения и воспитания не устанавливается автоматически, а нужна специальная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим.

Конкретные принципы обучения и воспитания вы встретите ниже, в процессе повествования – в последующих разделах книги. Остановимся сейчас лишь на принципах, относящихся к образованию в целом.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация.

Он предполагает направленность обоюдодоброжелательного образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, соединение бытия индивидуального человека с культурой.

Важнейшей частью гуманизации образования является гуманитаризация, которая предполагает:

1) наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве, человечности;

2) особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании;

3) при реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.).

Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры.

Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование:

— творческих способностей учащихся;

— их эмоциональной сферы;

— гуманистических отношений.

Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим.

Другой общий принцип – принцип информатизации образования.

Переворот в информационной сфере можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания. Истоки потребности в информатизации лежат в невиданном ранее противоречии между информационными возможностями людей, ограниченными физическими рамками, и энергетическими возможностями производства, ставшим, по сути, безграничными в силу использования машинной техники. Именно оно и решается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

Цель образования и представление о нем как процессе, в котором соединяются воспитание и обучение, обуславливают принцип целостности образовательного процесса.

В этом принципе находит выражение необходимость целенаправленных усилий, устремленных на объединение воспитания и обучения. Поэтому целостность не попала в число педагогических закономерностей. Реализуя этот принцип, мы формируем единство знаний и умений, сознания и поведения. Еще один важнейший принцип – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Общие принципы воспитания по мере приближения к практике выстраиваются в определенной методической системе, представляющей собой нормативное отображение определенного участка педагогической действительности, например, преподавания истории, информатики и т.д. В этой системе расположены знания разной степени общности – от общих принципов воспитания и обучения до конкретных приемов обучения (частных методик) какому-либо предмету или воспитания.

Методическая система конкретизируется в п р о е к т е этой деятельности: в образовательных стандартах, программах, учебниках и т.д. Они проверяются на практике – в ходе опытной работы, являются частью и средством д е я т е л ь н о с т и учителя и ученика. Это конечный результат научной работы и одновременно — начальный пункт практической работы педагогов.(см.рис.1)

Рис.1. Педагогическая наука и практика как единая система ( по материалам кн. «Педагогика» под ред. П.Н.Пидкасистого, М.,2002г.).

Знание педагогической теории дает исследователю возможность целенаправленно наблюдать действительность, а знание уже сформированных принципов позволяет более глубоко раскрыть закономерность.

В педагогике выявлен и сформирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон – это социальная сущность образования.

Специфическим и закономерным для сферы образования отношением является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Еще несколько педагогических закономерностей:

— эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п. условий, в которых он протекает;

— средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

— прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичное организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;

— обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами, деятельность и готовность учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены.

Закономерность – наиболее общая форма воплощающая теоретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный значит, осуществляющийся на основе закона.

Задачи педагогической науки – задачи познавательные. На первом листе среди них стоит задача объективных закономерностей образовательного процесса, о которых мы говорили выше. Не надо смешивать в педагогике решение научных и практических задач.

Практическая работа нацелена на конкретные результаты деятельности обучения и воспитания людей, а научная – на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно делать, чтобы она стала более эффективной, в возможно большей степени соответствующей поставленным целям.

Еще одна задача педагогики – обоснование современных педагогических систем. В этом деле научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической.

Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.

Еще одна задача- саморефлексия, или осознание педагогической наукой самой себя: способов получения объективного знания о педагогической деятельности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), о структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т.п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области м е т о д о л о г и и педагогики.

Сфера влияния педагогической науки, особенно ее теоретической части, не ограничивается применением к деятельности учителя, разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты и т.п. Задача науки – обоснование всех этих материалов и соответствующих действий в их целостности.

Педагогическая деятельность предполагает четыре вида ее вида:

— практическая;

— научная;

— административная;

— передача результатов науки практику.

Объектом педагогической деятельности является человек, которого мы обучаем и воспитываем. В то же время он, конечно, и субъект, значит тоже действующая сторона (ученик существенно воздействует на педагога, согласно популярной сейчас «субъектно-субъектной» педагогической парадигме в противовес традиционной «субъектно-объектной»).

Вряд ли следует долго доказывать простую истину, что взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения вовсе не имеет в виду равноценность их разнонаправленных отношений. При хорошо поставленном педагогическом руководстве ребенок не ощущает, что им кто-то руководит.

Хороший педагог делает нити руководства невидимыми неощутимыми, но они непременно существуют (см. рис.2.)

Иногда неверно отождествляют объект педагогического исследования с объектом педагогического воздействия, то есть с ребенком, его психикой. При этом допускается смещение объектов и предметов двух наук – педагогики и психологии. Наука психология изучает то, что для педагогики служит объектом практики. Объект дидактического исследования – деятельность преподавания, а ученик выступает как объект преподавания и субъект учения. О и объект и субъект одновременно.

Рис.2. Субъектно-объектные отношения в обучении и в науке.

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. Система – множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями (Кузьмин В.П., 1986). Элементы системы обучения: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации педагога и учащегося, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся .

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Классификация педагогических дисциплин может быть проведена по разным основаниям.

По главным видам образовательной деятельности – воспитанию и обучению – выделяют, соответственно, теорию воспитания и теорию обучения (дидактику).

В систему педагогических наук входят различные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам (методики преподавания физики, химии, языка, биологии и т.д.). В этих методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учашегося. Исследователи частных методик при том обогащают общую теорию — дидактику. Дидактика же обеспечивает методикам научное единство в подходе к учащимся в выборе содержания, путей и средств учебной работы.

Общими разделами педагогики, объектами которых является теория и практика образования в целом, являются – сравнительная педагогика и история педагогики. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития педагогических систем в различных странах. Поиск общего и особого в различных системах помогает давать научные толкования традициям, системам, обогащать педагогическую культуру за счет международного опыта.

История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Методология педагогики – специальная область знаний – знаний о самой педагогике, о ее статусе, понятийном аппарате, способах получения достоверного научного знания. Выделение собственного предмета исследований, ее серьезное развитие в последние годы, дают основание признать за методологией педагогики статус педагогической научной дисциплины.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Она включает в себя: дидактику дошкольного образования, теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, международные стандарты дошкольного развития ребенка.

Педагогика школы – наука, объединяющая тысячелетний опыт человечества по руководству развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом изучения которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика высшей школы – педагогическая наука, развитие которой обусловлено во многом тем, что будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики и т.п., которые сами являются авторами научных теорий, концепций, школ, технологий. Многие дидактические вузовские разработки являются источниками инноваций, обновления школьного учебного процесса.

Производственная педагогика – изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышения их квалификации и т.д.

Военная педагогика – вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика – содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. (Например, в многопрофильных образовательно-воспитательных учреждениях, клубах, станциях юных техников).

Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – занимается вопросами и проблемами перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика (а вместе это – «коррекционная педагогика») – теоретические основы, принципы, формы и средства воспитания и образования детей с аномалиями в развитии (зрения, слуха, мышления).

Теперь остановимся на категориальном аппарате педагогики.

Широко используется в педагогике такие философские категории: «социализация», «сущность», «явление», «общее», «единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным понятиям педагогики относятся: «педагогика воспитания», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», « учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Л и т е р а т у р а

1.Марусева И.В. Современная педагогика ( с элементами педагогической психологии): у