Закономерности физического развития и воспитания ребенка это

Закономерности физического развития и воспитания ребенка это thumbnail

Основные закономерности физического развития детей и подростков

Организму детей и подростков свойственна одна общая особенность — интенсивный процесс роста и развития.

Под ростом понимается увеличение массы и линейных размеров индивидуума и его отдельных органов, происходящее вследствие увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в условиях преобладания процессов анаболизма. Рост — это количественные изменения организма. В онтогенезе рост тесно связан с развитием, т. е. качественными изменениями (дифференцировка органов и тканей, формирование новых и совершенствование существующих функциональных систем). При развитии происходит расширение и интенсификация функций, возникают новые механизмы интеграции, что обусловливает более эффективную работу всей функциональной системы и организма в целом. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, осуществляются асинхронно, являются составляющими единого процесса жизнедеятельности.

На этапе созревания рост и развитие организма протекают в соответствии с биологическими законами, важнейшими среди которых являются неравномерность темпа роста и развития; гетерохронность (неодновременность) развития функциональных систем и физических способностей; половой диморфизм и обусловленность роста и развития полом.

Неравномерность темпа роста и развития наглядно прослеживается на примере изменения с возрастом длины тела, функциональных возможностей отдельных органов и систем, а также физических способностей детей и подростков. Темп роста и развития определяется по величине абсолютного прироста за равные отрезки времени.

Первое фундаментальное исследование темпа роста детей и подростков было проведено В. В. Бунаком (1940). Оно показало, что в первый год жизни длина тела человека увеличивается на 20 – 25 см, на 5-й год — на 5 – 6 м, а в год полового созревания — на 8 — 10 см. Процесс роста прекращается у девушек к 17 — 18 годам, а у юношей — к 19 годам. В дальнейшем многие как отечественные, так и зарубежные ученые, проводя аналогичные исследования, подтверждали выявленную закономерность.

Исследования, проведенные в НИИ гигиены детей и подростков МЗ РФ, также свидетельствуют о наличии неравномерности роста на этапе созревания организма. По этим данным прослеживаются три важных момента, отражающих общую закономерность неравномерности процесса роста и развития на этапе созревания организма, а именно замедление данного процесса в препубертатный период, активизация в период полового созревания, затем повторное замедление; увеличение длины тела у девочек прекращается в 17 лет, у мальчиков — в 18 лет; изменения массы тела и окружности грудной клетки подчиняются тому же закону неравномерности. Указанные изменения тотальных размеров тела и увеличения скорости роста следует рассматривать как следствие перестройки эндокринной системы, происходящей в пубертатном периоде онтогенеза. Связь роста с формированием вторичных половых признаков отмечена в работах ведущих антропологов мира.

В чем причина неравномерности темпа роста и развития организма на этапе созревания? На наш взгляд, такая неравномерность создается в результате изменения скорости роста, что детерминировано наследственностью. Наибольшая скорость роста наблюдается в первые 3 года жизни ребенка затем происходит замедление его, и вновь скорость роста увеличивается в пубертатном периоде, а после его завершения рост прекращается. Результаты научных исследований одновременно свидетельствуют о сложных взаимосвязях и даже о противоречиях в развитии морфологии и функций организма, поэтому чрезвычайно важно понимать всю сложность формирования физических способностей детей и подростков. Процесс роста и развития моторных функций на этапе созревания идет непрерывно, но неравномерно.

лет 11 »

Исходя из общей закономерности неравномерного темпа роста и развития организма на этапе созревания, предложена возрастная периодизации. Весь этап созревания условно делится на несколько возрастных периодов, т.е, жизненных отрезков времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. В социальном же аспекте возрастные периоды следует рассматривать как отрезок времени, необходимый для достижения готовности к той или иной социальной деятельности.

Существуют различные схемы возрастной периодизации. Однако при физическом воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной па Международном симпозиуме по возрастной периодизации (1965). .Данная схема наиболее правильно отражает изменения темпа процесса роста и развития в детском и подростковом возрасте. В соответствии с этой схемой на этапе созревания выделяются 7 возрастных периодов:

1. Период новорожденности 1 — 10 дней

2. Грудной возраст 10 дней — 1 год.

3. Раннее детство 1—3 года

4. Первое детство 4—7 лет

5. Второе детство:

мальчики 8 – 12 лет

девочки 8 – 11 лет

6. Подростковый возраст:

мальчики 13 – 16 лет

девочки 12 – 15 лет

7. Юношеский возраст:

юноши 17 – 21 год

девушки 16 – 20 лет

Следует обратить внимание на то, что возрастные периоды часто меняются в первые годы жизни. Период новорожденности длится всего 10 дней, поскольку свойственные ему особенности физиологических реакций проходят очень быстро. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизненного пути можно отнести к возрастному периоду. В юношеском возрасте (17 лет — 21 год) временные границы дифференцируются так же, как и в подростковом возрасте, в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития. Подростковый возраст у мальчиков длится с 12 до 15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе, этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции.

С учетом возрастной периодизации дифференцируются программы физического воспитания: для детей первого года жизни, для детей дошкольного возраста (ясельные группы в возрасте 1 — 3 года и группы детского сада в возрасте 3 — 6 лет); для детей, подростков, юношей и девушек, обучающихся в общеобразовательных школах, ПТУ, ДЮСШ и школах-интернатах спортивного профиля.

Читайте также:  Значение привязанности для развития ребенка

Любая возрастная группа довольно условна, так как рост и развитие организма — процесс непрерывный и темп его генетически детерминирован. Однако у отдельных лиц темп развития может иметь индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляется раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. В этих случаях говорят об индивидуальной изменчивости темпа. Встречаются дети, темп развития которых ускорен и по уровню биологической зрелости они опережают хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. В связи с этим при физическом воспитании необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», т.е. иметь и виду хронологический или биологический возраст. Хронологический возраст — это период, прожитый от рождения до момента обследования, имеющий четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет [Бережков Л. Ф., 1985].

Детей с замедленным темпом развития следует называть «отстающими». Наблюдения показали, что чаще всего такие дети выявляются перед поступлением в школу или во время обучения в начальных классах и число их относительно невелико (10 — 15%). Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны па уроках физической культуры. У них отмечается более низкий уровень развития физических способностей, чаще выявляются неблагоприятный тип работоспособности при выполнении физических нагрузок, более выраженное напряжение двигательного анализатора, а также сердечно-сосудистой системы. Установлено, что отставание биологического возраста у детей сочетается с большинством сниженных антропометрических показателен и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее заметные изменения работоспособности и состояния здоровья отмечаются у детей с резким отставанием, биологического возраста (разница в 3 года и более). Причинами такого отставания могут быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте (рахит, хроническая пневмония, специфические кишечные болезни, частые острые респираторные заболевания, хроническая интоксикация или хронические болезни и др.). Известно также влияние неблагоприятных социальных условий микросреды (безнадзорность, неполная семья, пьянство родителей) на темп биологического роста и развития ребенка. Дети с замедленным темпом роста и развития нуждаются в диспансерном медицинском наблюдении и индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации этих процессов.

Ускоренный темп индивидуального роста и развития приводит к опережению биологического возраста но сравнению с хронологическим. «Опережающие» встречаются в коллективе учащихся реже, чем «отстающие». У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. Наибольшее число случаев отклонения от биологического возраста выявляется среди подростков (около 15%).

Преждевременное, опережающее хронологический возраст, развитие ребенка педагоги склонны рассматривать как весьма благоприятное явление. На самом же деле это не так. Каждому возрастному периоду присущи свои достоинства, и ускоренное развитие ограничивает их, имея лишь относительную ценность. Научные исследования показали, что у школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному.

Таким образом, отклонение темпа индивидуального роста и развития ребенка как в одну, так и в другую сторону и несоответствие биологического и хронологического возраста требуют своевременного выявления, так как эти дети нуждаются в медико-социальной помощи на протяжении всего этапа созревания организма. При физическом воспитании детей, имеющих единый хронологический, но разный биологический возраст, следует индивидуально дозировать физические нагрузки, что будет способствовать оптимизации учебно-тренировочного процесса и достижению наибольшего оздоровительного эффекта.

Гетерохронность формирования функциональных систем является одной из основных закономерностей процесса роста и развития детского организма. Объясняя данную закономерность, советский физиолог П. К. Анохин исходил из концепции об избирательном и ускоренном созревании тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма. Подтверждением этой концепции служат данные о жизнедеятельности плода во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2 — 10-й неделе беременности, сердце — на 3 — 7-й, пищеварительные органы — на 11 — 12-й неделе. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. Интенсивное развитие и формирование отдельных органов и систем происходят непараллельно. Существует определенная очередность наиболее интенсивного роста и развития структурных образований и функций. Такое «избирательное» развитие отдельных органов и систем является необходимым условием для жизнедеятельности организма и для обеспечения его функциональной готовности к той или иной деятельности.

hello_html_m78cf3eb3.png

130 —

120 —

В периоды «избирательного» роста и развития функциональная система особенно чувствительна к действию факторов окружающей среды и средств физического воспитания. Например, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белков в пище, а речедвигательных функций — к речевому общению, моторики — к физическим упражнениям на ловкость и быстроту, а затем — на силу и выносливость. Эта особенность роста и развития, на наш взгляд, является естественнонаучной основой правильной постановки физического воспитания, так как она позволяет определить, когда и какие физические способности необходимо развивать у детей и подростков.

Половой диморфизм. Наличие у одного биологического вида двух различных форм (женской и мужской) является общей закономерностью. У человека половой диморфизм в ходе онтогенеза проявляется в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития отдельных органов, функциональных систем и организма в целом. В детском и подростковом возрасте половой диморфизм наиболее выражен в период половой зрелости и связан главным образом с различиями в строении половых органов и появлением вторичных половых признаков.

Читайте также:  Модель развития нравственного ребенка доу

Научная литература об особенностях роста и развития детей и подростков в зависимости от пола очень обширна, так как истоки этих исследований уходят в глубокую древность.

Анализируя многочисленные данные, следует сделать вывод о том, что скорость роста и продолжительность этого периода у мальчиков больше. Мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели, процесс роста у них заканчивается на 1 — 3 года позднее. Длина тела у мужчин в среднем на 8 — 11 см больше, чем у женщин. Причина данного явления заключается в различии генетических программ, определяющих разную скорость роста в онтогенезе. Из этой общей картины выпадает только период полового созревания. В связи с тем что у девочек пубертатный период и пубертатный скачок роста наступают на 2 — 3 года раньше, чем у мальчиков, антропометрические показатели у них в этот период более высокие.

Половой диморфизм проявляется не только в различиях темпа роста организма. Более важны отличительные особенности развития функциональных систем ив первую очередь физических способностей резко возрастает, а у девушек увеличивается на значительно меньшую величину,

Однако было бы неправильным рассуждение о том, что все морфофункииопальные показатели у девочек и девушек находятся на более низком уровне по сравнению с мальчиками и юношами соответствующего возраста. Представления о возможностях женского организма в настоящее время существенно меняются. Большая по сравнению с мужчинами продолжительность жизни, большая устойчивость к действию различных неблагоприятных факторов (кровопотери, перегревание, переохлаждение, кислородное голодание, недостаток сна и т. п.), возможность переносить значительные нервные и физические напряжения и развивать при этом, казалось бы, мало свойственные женщине физические качества — все это подтверждается исследованиями А. Г. Дембо (1983), Ф. А. Лапицкого (1984), Н. Д. Граевской и соавт. (1987), и др.

Процесс роста и развития организма на этапе созревания подчиняется трем основным закономерностям, которые детерминируют его темп, очередность избирательного развития той или иной функциональной системы и половой диморфизм. Данные закономерности учитываются при физическом воспитании детей и подростков, и попытка их нивелировать отрицательно сказывается на состоянии здоровья и социальной дееспособности молодежи. Физические упражнения оказываются мощным фактором, влияющим на процесс роста и развития организма. Взаимообусловленность влияния биологических законов и физического воспитания па процесс роста и развития — одна из актуальных и мало изученных проблем профилактической медицины.

Источник

Принципы физического воспитания.

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.

Перечислим основные из этих принципов:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

  1. связь физической культуры с жизнью;
  2. оздоровительная направленность физического воспитания;
  3. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  4. постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  5. цикличное построение занятий;
  6. возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений.
Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.
П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во

взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.
Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.
Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости. Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.
Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.
Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением.
Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.
Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в полтора года

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.
Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.
Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.
Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.
Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений. Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания.
Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. Однако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка . Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.
Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса . Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающее — тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающее — тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.
Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.
Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Источник