Сенсорное развитие ребенка курсовая работа

Сенсорное развитие ребенка курсовая работа thumbnail

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего дошкольного возраста. Развитие восприятия посредством тренировки сенсорных систем. Методика подготовки и проведения занятий.

  • Характеристика средств сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Изучение особенностей формирования сенсорных эталонов у дошкольников. Диагностика сенсорного воспитания детей. Рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 21.05.2015

  • Психолого-педагогические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Психологические особенности сенсорного развития дошкольников. Использование дидактических игр в детском саду с целью развития сенсорики.

    реферат, добавлен 24.08.2012

  • Теоретические аспекты сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика уровней сенсорного развития у детей раннего дошкольного возраста. Методика для определения уровней сенсорного развития.

    контрольная работа, добавлен 17.10.2019

  • Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста. Три модальности сенсорной адаптации: полное исчезновение и притупление ощущения, повышение чувствительности. Формирование у детей раннего возраста предпосылок сенсорных эталонов.

    курсовая работа, добавлен 06.02.2014

  • Описание и специфика умственного воспитания и развития детей в дошкольном возрасте. Понятие и сущность «сенсорного развития ребенка» в психолого-педагогической литературе. Исследование формирования сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста.

    контрольная работа, добавлен 08.05.2015

  • Понятие сенсорного развития ребенка как развития его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста. Характеристика педагогики Фребеля детского восприятия.

    реферат, добавлен 29.02.2016

  • Экспериментальное исследование по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета посредствам дидактических игр у детей дошкольного возраста. Моделирование и проведение формирующего эксперимента, наблюдение за детьми. Анализ педагогического опыта.

    дипломная работа, добавлен 06.04.2013

  • Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Педагогические условия развития сенсорных эталонов детей. Функциональные задачи сенсорной комнаты, характеристика и значение её оборудования. Виды и формы работы в сенсорной комнате.

    курсовая работа, добавлен 31.01.2017

  • Характеристика сенсорного развития как фундамента общего умственного развития ребенка, которое является условием успешного обучения. Основные характеристики детского экспериментирования. Методы развития у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах.

    статья, добавлен 12.07.2020

  • Исследование, проблемы развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятия аппликации. Специфика занятий изобразительным творчеством. Дидактические игры на занятиях аппликации для развития сенсорных способностей.

    курсовая работа, добавлен 06.06.2015

  • Источник

    Замаева Наталья
    Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа)

    Введение

    Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе

    Проблема развития способностей занимает важное место, как в психологической, так и в педагогической теории, и ей посвящено значительное количество исследований.

    Глубокий анализ проблемы способностейбыл дан ведущими отечественными психологами: Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым и др.

    Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн).

    Как показывают исследования, большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу[17].

    Начальные этапы познания мира обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу всех представлений человека. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть от развитости ощущений и восприятий.

    Особое значение чувственное познание окружающего мира имеет в дошкольном детстве. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

    Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт[19]. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, но, абсолютно известно, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому, на этапе младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей играет ведущую роль.

    Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

    В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

    Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д. [3].

    Как показывают исследования, развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста определяется предметной деятельностью, присущей предыдущему возрастному этапу. При этом, внешние свойства предмета перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой — должны быть учтены при выполнении предметного действия. На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

    Читайте также:  Центр развития ребенка по системе монтессори тула

    В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования в педагогике и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и не целенаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами, и поэтому нужно учить их видеть, учить воспринимать предметы и объекты в окружающем мире, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

    Значение развития сенсорных способностей ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

    Одним из таких средств на наш взгляд, являются занятия по математике, на которых не только развиваются математические навыки детей, но и осваиваются основные сенсорные эталоны (цвет, форма, геометрические фигуры, пространственные ориентировки и т. д.).

    Поэтому цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем показать влияние занятий по математике на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

    В соответствии с целью, объектом исследования является процесс сенсорного развития детей во 2-й младшей группе детского сада.

    Предмет исследования: занятия по математике как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2. Выявить уровень сформированности основных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

    3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических упражнений и игр, используемых на занятиях по математике для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

    4. Проанализировать результаты исследования.

    Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы по теме исследования, педагогический эксперимент.

    Источник

    Содержание

    Введение
    1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания дошкольников
    1.1. Понятие сенсорного воспитания ребёнка
    1.2. Экспреиментальные исследования, посвященные изучению сенсорного развития детей дошкольного возраста
    1.3. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
    Выводы по главе 1
    2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников в условиях ДОУ
    2.1. Организация эксперимента
    2.2. Констатирующий эксперимент
    2.3. Формирующий эксперимент
    2.4. Контрольный эксперимент
    Выводы по главе 2
    Заключение
    Список литературы
    Приложение 1
    Приложение 2
    Приложение 3
    Приложение 4

    Введение

    Актуальность темы курсовой работы. Сенсорное воспитание дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
    Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
    Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
    Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
    Целью исследования является теоретическое исследование проблем и проведение экспертимента сенсорного воспитания дошкольников
    Задачи исследования:
    1) дать понятие сенсорному воспитанию ребёнка;
    2) рассмотреть экспрериментальные исследования, посвященные изучению сенсорного развития детей дошкольного возраста;
    3) проанализировать содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике;
    4) провести констатирующий эксперимент;
    5) провести формирующий эксперимент;
    6) провести контрольный эксперимент.
    Объектами исследования являются дети дошкольного возраста.
    Предметами исследования являются принципы сенсорного воспитания дошкольников.
    Гипотеза исследования: сенсорное воспитание дошкольников будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры.
    Исследование проводилось в первой младшей группе № 10 на базе ДОУ № 55 «Шалунишка» г. Иваново.
    Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

    Читайте также:  Развитие ребенка в утробе первый триместр

    Заключение

    Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
    Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
    В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ № 55 «Рябинушка» г. Набережные Челны, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое,  в первой младшей группе №10 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод,  что эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.
    Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

    Список литературы

    1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
    2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
    3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 – С.398
    4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. –  С.391
    5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
    6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
    7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
    8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. – С.368
    9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
    10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
    11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
    12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, — М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
    13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
    14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371
    15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997. – С.418
    16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
    17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997. – С. 452
    18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
    19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
    20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
    21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

      Приложение 1

      Дидактические игры по изучению цвета

      Игра: «Спрячь мышку»
      Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.
      Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
      Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
      Ход занятия:
      1. Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.
      — А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
      2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
      Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
      Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
      «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям,  исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
      3. Итог. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

      Игра: «Подбери по цвету»
      Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
      Наглядный материал: кукла.
      Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый),  величины из картона.
      Ход игры:
      1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
      2.« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
      3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру. Подвожу итог. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания».

      Игра: «У кого  какое платье»
      Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
      Ход игры:
      1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
      2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
      3. Итог: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

      Результаты

      Ф.И.ребенка

      Возраст

      красный

      синий

      зеленый

      желтый

      1Андрей К.29.11.07

      +

      +

      +

      +

      2Алсу А.27.11.07

      +

      +

      +

      +

      3Дима Р.07.10.07

      +

      +

      +

      +

      4Коля Б.24.07.07

      +

      +

      +

      +

      5Инга К.07.08.07

      +

      +

      +

      +

      Общий объем: 53 стр.

      Год: 2010

      Цена: 400 руб.

    Читайте также:  Развития ребенка с поражением центральной нервной системы

    Источник