Заключение по физическому развитию ребенка

Заключение по физическому развитию ребенка thumbnail

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Физическое развитие ребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

 
 

Измерение массы тела Измерение роста
 
Измерение окружности головы
 
 
Измерение окружности груди
 

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

 
 

Заключение по физическому развитию

1. Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

2. Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

3. Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

4. Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

5. Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

6. Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

возможных заболеваний.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

и пола ребенка.

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

Читайте также:  Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

7. Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

8. Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

Пример оценки физического развития

Ребенок Н., девочка, паспортный возраст на момент обследования 11 месяцев. Длина тела – 72 см, окружность груди – 47 см, масса тела – 9,5 кг.

Рост по таблице перцентелей попадает в ≪коридор≫ № 4, оценивается как ≪средний≫. Окружность грудной клетки по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫, масса тела по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫. Таким образом, у девочки Н. среднее, соответствует возрасту, развитие гармоничное, так как все ее параметры находятся в 4 коридоре и разность между ними равна 0.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Под физическим развитием большинство из нас привыкло понимать те или иные двигательные навыки, физические возможности ребенка: умение прыгать, подтягиваться, отжиматься, и т.д. Однако для врачей гораздо более содержательными являются другие аспекты, изменения которых отслеживаются с установленной периодичностью. Когда и как происходит оценка физического развития ребенка? Что она дает?

Что входит в это понятие?

Физическое развитие в педиатрии понимается как процесс непрерывного роста в совокупности с биологическим созреванием в конкретный момент. Какие показатели физического развития детей используют специалисты? Основными из них являются:

  • рост;
  • масса тела (вес);
  • обхват груди;
  • обхват головы;
  • объем легких;
  • сила рук, а также некоторые другие.

Для оценки физического состояния новорожденного крохи и малыша до 3 лет важны первые 4 показателя. Ведь именно в этом возрасте наиболее активно идет рост и набор веса ребенка. Далее, чем старше становится ребенок, тем более эти процессы замедляются, ребенок растет и набирает массу все медленнее. К тому же пропорции его тела изменяются неравномерно: более всего удлиняются конечности, менее всего увеличивается объем головы.

Поэтому периодичность таких оценок с возрастом становится меньше. Если до года оценку проводят ежемесячно, с года до двух – каждые 3 месяца, то после 2 лет – каждые полгода, а после 3 и до 17 лет включительно – ежегодно.

Комплексная оценка физического развития детей в более старшем возрасте включает такие аспекты, как определение:

  • биологического возраста;
  • соматотипа;
  • гармоничности развития.

Для педиатра все эти показатели весьма красноречивы. Ведь физическое развитие тесно и напрямую взаимосвязано со здоровьем ребенка, непосредственно влияет на него. Рост и созревание организма – важнейшие показатели соматического здоровья подрастающего человека.

Как проводится оценка?

Для ее проведения чаще других способов пользуются специальными центильными таблицами, в которых указаны средние нормы для каждой характеристики, а также отклонения в меньшую и большую стороны. В табличной форме в них занесены очень низкие, низкие, ниже среднего, средние, выше средних и очень высокие показатели.

Если разность между двумя-тремя любыми показателями не выше 1, говорят, что развитие ребенка гармонично, если она равна 2 – что оно негармонично, 3 – дисгармонично. Это уже прямое свидетельство того или иного неблагополучия в здоровье ребенка. Для более точной диагностики доктору важно ознакомиться с картой обследуемого, посмотреть на предыдущее развитие, заболевания, которые он перенес.

Чтобы определить соматотип, суммируют «коридоры» (колонки) с ростом, массой тела и окружностью груди обследуемого.

Если сумма коридоров менее 10, говорят о микросоматическом типе развития (ниже среднего), при 11-15 – уже о мезосоматическом (среднем), выше 16 – речь идет о макросоматическом типе (выше среднего).

Биологический возраст определяется более сложными методами. Для его определения используют разные показатели.

Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста это:

  • развитие постоянных зубов;
  • длина тела (рост);
  • вес обследуемого;
  • окружность его грудной клетки.

С началом полового созревания более информативными становятся другие характеристики, говорящие, прежде всего, об уровне полового созревания. Для мальчиков важны:

  • пубертатная ломка голоса (в норме с 11 – 12 лет);
  • лобковое оволосение (с 12 – 13 лет);
  • состояние щитовидного хряща — рост «кадыка» (с 14 лет);
  • подмышечное оволосение (14 лет);
  • оволосение лица (14 – 15 лет).

Для девочек важно учитывать:

  • развитие молочных желез — набухание, рост (примерно с 10 – 11 лет);
  • оволосение лобка (с 11 – 12 лет);
  • оволосение подмышек (12 – 13 лет);
  • начало менструации (13 лет).

Используя эти показатели, а также данные центильных таблиц, врачи с помощью специальных формул делают общее заключение о соответствии или отклонении в развитии ребенка.

Читайте также:  Моторная алалия материал по развитию ребенка

Что дает такая оценка?

Подобная диагностика позволяет врачам своевременно заподозрить начало заболеваний или пограничное состояние здоровья детей. Поскольку каждый из этих показателей проявляет себя в определенном возрасте, специалист легко может определить степень отставания или опережения развития, что как раз свидетельствует о возможных нарушениях.

Так, определенные физические навыки развиваются в зависимости от возраста, роста, веса детей: умение держать голову, садиться, ходить, и т.д. Вторичные половые признаки развиваются в определенном возрасте и в установленной последовательности. А при ее нарушении можно говорить о тех или иных отклонениях.

Ускоренное или замедленное развитие зубов также говорит о возможных отклонениях в здоровье ребенка.

Дети, чей биологический возраст не соответствует паспортному (особенно, если он ниже), плохо переносят физическую нагрузку, труднее усваивают программу, часто болеют, быстро утомляются. Постоянное напряжение сказывается на их общем состоянии. Наибольшую нагрузку испытывают нервная, сердечно-сосудистая система, а также опорно-двигательный аппарат. Такие дети требуют индивидуального подхода к обучению, снижения умственных и физических школьных нагрузок (возможен переход на домашнее обучение).

При обнаружении несоответствий детей направляют на консультации к эндокринологу, кардиологу, гинекологу, андрологу, другим специалистам.

Памятка для родителей

Не будучи специалистами в медицине, родители сами не смогут сделать подобное заключение о нормах или отставании в физическом развитии своих детей. Но при этом они вполне могут увидеть те или иные отклонения. Например, несоответствие роста или веса ребенка можно заметить, сравнивая данные своего ребенка со средними нормами соответствующих возрастных центильных таблиц. Если отклонения заметные, обратиться за консультацией к педиатру можно ранее установленного планового осмотра.

Кроме того, каждая мамочка знает, что существуют нормы навыков для детей разного возраста. Скажем, к 3 месяцам малыши должны уверенно держать головку, к 6–7 месяцам – сидеть, примерно к году они начинают ходить и произносить первые слова. Если малыш сильно отстает от возрастных норм из месяца в месяц – это повод для серьезного обследования. Ведь не каждое заболевание проявляет себя в самом раннем возрасте, и не всегда выражается открытой симптоматикой. Зачастую проблема назревает «тихо», без видимых проявлений. И единственный способ ее обнаружить – выявить несоответствие возрастным нормам развития.

Следует помнить, что отклонения в физическом состоянии могут быть следствием не только врожденных проблем, но и других, внешних факторов:

  • неправильный, несбалансированный рацион;
  • дефицит витаминов, минералов, микроэлементов;
  • плохая экологическая обстановка в местности проживания;
  • пониженная физическая активность детей.

Поэтому появляться они могут в разном возрасте, что и обусловливает постоянный мониторинг детского здоровья.

Что можно и нужно делать дома?

Кстати, абсолютно неправильно сваливать всю вину за возникновение проблем со здоровьем детей на дошкольные и школьные образовательные учреждения (на сильные нагрузки, плохое меню, нервную атмосферу, и т.д.). Основы здоровья закладывают и поддерживают родители. Для этого необходимо, во-первых, закаливать детей всеми возможными методами:

  • обтирание;
  • контрастный душ;
  • проветривание;
  • обливание холодной водой;
  • длительные прогулки на свежем воздухе.

Ограничьте время, которое ваш ребенок просиживает за просмотром телевизора или играми в компьютере. Это снижает их общую активность и негативно сказывается на состоянии нервной системы.

Немаловажное значение имеют правильные привычки питания, которые также прививают родители своим примером. Необходимо употреблять больше свежих овощей, фруктов, крупяных каш, соков, отварного или запеченного мяса, а также исключить из рациона (или свести к минимуму) употребление:

  • мучных и сдобных изделий;
  • газированных напитков;
  • продуктов фаст-фуда;
  • снеков;
  • жевательных резинок;
  • консервированных и маринованных продуктов;
  • фабричных полуфабрикатов.

С раннего детства важно обеспечить растущему организму полноценную физическую нагрузку. Игры на детской площадке со сверстниками (на горках, качелях, лесенках, батутах, с мячами, скакалками), посещение спортивных секций, привычка к утренней зарядке и активной гимнастике, катание на велосипеде, роликах, скейтах, санках, лыжах, коньках – эти и другие виды активности должны занимать достаточное время в распорядке дня растущего человечка. Такие нагрузки помогают укреплять все мышцы, связки, суставы, скелет, развивают вестибулярный аппарат, улучшают кровообращение. Все вместе эти факторы укрепляют здоровье ребенка.

Итак, здоровье неразрывно связано с физическим развитием детей. Именно поэтому так важно постоянно наблюдать за физическими показателями растущего организма, отслеживать их динамику. Это позволяет заподозрить и обнаружить множество заболеваний на самых ранних стадиях, задолго до того, как ребенок начнет жаловаться на те или иные недомогания. Но укреплять здоровье – значит во многом способствовать сохранению и укреплению здоровья. А здесь самое главное – систематический подход и постоянный пример родителей.

Источник

Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональ­ных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, харак­теризующих процесс
созревания в данный момент времени.

В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдель­ных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные пе­риоды детства.

Алгоритм
оценки физического развития

Определение
паспортного возраста

Заключение по физическому развитию ребенка

Измерение
массы тела

Измерение
роста

Измерение
окружности головы

Измерение
окружности груди

Заключение по физическому развитию ребенкаЗаключение по физическому развитию ребенкаЗаключение по физическому развитию ребенкаЗаключение по физическому развитию ребенка

ОЗаключение по физическому развитию ребенкаценка
результатов измерения

Оценка
гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию ребенка

Заключение
по физическому развитию

  1. Определение
    паспортного возраста ребёнка
    :

Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка

  1. Измерение
    массы тела:

Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.

Читайте также:  При уровне речевого развития ребенок не пользуется фразовой речью

Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.

Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.

Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.

Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.

  1. Измерение
    длины тела и роста:

Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.

Ребёнка
следует положить так, чтобы:

-голова
упиралась в стационарную перегородку

-ноги
были выпрямлены


пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой

Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

  1. Измерение
    окружности головы
    :

Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.

Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Измерение
    окружности груди
    :

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.

В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Оценка
    результатов измерения.

По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.

Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля

Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)

может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой

≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких

расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где

расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное

суждение
и принимать врачебное решение.

В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы

измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.

Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов

(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в

группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.

Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о

необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки

возможных
заболеваний.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста

и
пола ребенка.

Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).

Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.

При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.

  1. Оценка
    гармоничности физического развития
    :

Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами

коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и

окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1

– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое

развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое

развитие
считают резко дисгармоничным.

  1. Заключение
    по физическому развитию.

Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.

Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.

Соседние файлы в папке Навыки студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник