Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности thumbnail

Влияние типа привязанности на развитие личности малыша

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • взрослая жизнь

Привязанность у ребенка: как отношения с «главными взрослыми» влияют на его жизнь

Вплоть до середины 20-го века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и матерью – или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше, – с момента рождения формируются особые, очень важные, отношения. Это отношения привязанности – глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком. Они закладывают фундамент для будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым», во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.

В этой статье Я – Родитель расскажет о том, какие основные этапы развития проходят отношения привязанности, и что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку благополучно повзрослеть.

От рождения до года: этап соединения с родителем

От рождения до года: этап соединения с родителем

Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Завершается этап соединения с родителем в возрасте 9-12 месяцев, когда ребенок отделяется от мамы и начинает активно передвигаться самостоятельно.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка при дцп

В своей книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» Людмила Петрановская обращает внимание новоиспеченных родителей на следующие моменты:

1. Донашивание ребенка

На протяжении всего первого года жизни для ребенка крайне важен контакт с мамой «кожа к коже». В первые три месяца после рождения рекомендуется, чтобы ребенок максимум времени проводил у мамы на руках: Петрановская называет этот этап в жизни ребенка «донашиванием».

2. Умиление

Не сдерживайте в себе и других близких желание «сюсюкать» и нежничать с малышом, прикасаться к нему, приговаривать, какой он прелестный и милый. Эти ласковые слова и умиление формируют в ребенке ощущение, что мир ему рад, что он хорош и любим сам по себе – просто за то, что он есть. Именно в этот время у ребенка закладывается базис для будущей уверенности в себе. Наполнившись ощущением своей безусловной ценности, во взрослой жизни он сможет принимать критику, не травмируясь, а также будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других людей.

3. «Оперативная реакция»

Еще одна задача этого этапа – формирование у ребенка доверия к его «главным взрослым». Важно реагировать на плач малыша, отвечать на его потребность в помощи или контакте, брать на руки. Плач – единственный доступный младенцу способ подать сигнал о дискомфорте, о потребности в чем-либо. Откликаясь на него, приходя на помощь, вы снова и снова даете ребенку понять, что он в безопасности. Если оставлять детский плач без внимания, у ребенка возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким, привычку полагаться только на себя – формируется так называемая «избегающая» модель привязанности.

От года до трех лет: этап отделения от родителя

К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований.

В этот период родителям важно соблюдать следующие моменты:

1. Мама – «безопасная база»

Поскольку ребенок только-только начинает делать первые шаги от мамы – для него все еще важно ощущать ту безопасную связь, которая была создана в первый год жизни. Теперь мама – или другой «главный взрослый» – становится для него «базой», на которую он возвращается после каждой исследовательской экспедиции. На случай непредвиденных обстоятельств важно, чтобы «база» была всегда в зоне доступности, то есть мама должна быть рядом. Вот почему, пока не будет пройден этот этап, желательно не отдавать ребенка в детский сад. Иначе у него может сформироваться так называемая «тревожная» модель привязанности: в будущем он будет бояться, что близкого человека не окажется рядом в трудную минуту, а в партнерских отношениях будет испытывать сильный страх расставания.

2. Воспитатель как родитель

Если все-таки обстоятельства складываются так, что приходится отдать ребенка в дошкольное учреждение до достижения трех лет. Постарайтесь выбрать такое, где воспитатель сможет стать для вашего малыша его новой «безопасной базой». Это должен быть постоянный человек, который сможет уделять внимание вашему ребенку, чтобы сформировать привязанность с ним. Людмила Петрановская рекомендует выбирать место с низкой текучкой персонала, где люди не сменяются каждые пару месяцев, а также место, где минимальное количество детей в группах.

3. «Мама-жилетка»

В процессе покорения мира вашему малышу предстоит набить немало шишек, неоднократно испугаться, испытать обиду, боль, бессилие. Чтобы научиться справляться с этими чувствами и продолжать свои «вылазки» с маминых рук, ему нужны ваши объятия. Создайте ребенку условия, где он может погоревать над неудачей, после чего двигаться дальше. Не бойтесь испортить его. Не запрещайте мальчикам плакать. Запрет плакать не идет им на пользу – он лишь помогает вырасти взрослым, который будет держать свои чувства замороженными, что ведет во взрослой жизни к ранним инфарктам мужчин. Зато как раз из малышей, которым давали отплакать свое горе в раннем возрасте, вырастают взрослые со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способные при необходимости обратиться за помощью.

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

С шести до двенадцати лет: этап сближения и отдаления

На этом этапе ребенок учиться управлять отношениями и дистанцией в них: сближаться с родными, когда ему нужна поддержка, и отдаляться, когда наступает время заняться своими делами во внешнем мире. Этот навык крайне важен для построения его будущих взрослых отношений.

Для того, чтобы этот завершающий этап формирования привязанности был благополучно пройден, родителям нужно создать ребенку возможности для присоединения и отделения. И для этого нужно уметь сочетать, казалось бы, взаимоисключающие вещи:

1. Избегать гиперопеки

Важно избегать гиперопеки. Позвольте ребенку самому решать какие-то свои проблемы в школе, в отношениях с друзьями, самому делать свои домашние задания.

2. Учить обращаться за помощью

Первое правило вовсе не означает, что вы должны своего ребенка «бросить на произвол судьбы». Если он приходит к вам за помощью, помогайте ему, а затем отпускайте снова. Если видите, что происходит что-то, с чем он сам не справится – вмешивайтесь. Но если вы будете делать это постоянно и все контролировать – ребенок не научится сам за себя отвечать, а также при необходимости обращаться за помощью.

Читайте также:  Центр развития ребенка в новокузнецке

Если что-то пошло не так в моем детстве?

По разным оценкам, среди современных взрослых лишь у 50-70% во времена их детства сформировалась здоровая форма привязанности – психологи называют ее «безопасной привязанностью». Потому, что, пройдя все стадии формирования привязанности «по плану», человек в дальнейшем строит близкие отношения без страха и неуверенности, и чувствует себя в них комфортно.

В случае, если в программе формирования привязанности между ребенком и его «главным взрослым» произошел серьезный сбой, привязанность либо не формируется вовсе, либо формируется в искаженном виде.

Если вы узнали себя в детстве в одном из описанных выше нарушений привязанности – возможно, вам стоит почитать об этом больше в научно-популярной литературе, или проконсультироваться с психологом.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в таком случае, – сначала помочь самому себе.

Анна Кольчугина

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.

Пройти тест

Источник

Заявленная тема является актуальной, сложной и многоаспектной. Актуальность проблемы тяжелых психологических последствий разлуки маленького ребенка с матерью резко обострилась с началом Второй мировой войны, когда возникла необходимость ради спасения городских детей от бомбардировок отправлять их в сельскую местность, далеко от родителей. В результате войны сиротство стало массовым явлением во многих европейских странах.

На данном этапе развития общества данная проблема, к сожалению, не становится менее актуальной. Особенно, она остро значима для детей, воспитывающихся в сиротских учреждения, в частности, в домах ребенка. Ведь привязанность в раннем возрасте формирует личность. Одним из основных факторов развития гармоничной личности является сформированная привязанность к значимому взрослому. Нарушение привязанности может привести, как к становлению асоциальной личности, так и к формированию психопатологического расстройства в детском и подростковом возрасте. Так же нарушение привязанности может быть причиной тяжелых соматических заболеваний. Можно говорить о том, что нарушение привязанности напрямую влияет на социальное развитие личности. Если ребенок на ранних этапах развития был разлучен со значимыми взрослыми, тогда у него могут возникнуть трудности в выстраивании долгосрочных и продуктивных отношений с окружающими.

Но прежде, чем разбираться в вопросе нарушения привязанности, необходимо до конца понимать, что из себя представляет само понятие «привязанность. Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных в психологии развития и психологии личности. Основоположником целого направления современной психологии — психологии привязанности является Джон Боулби. Исследование проблемы привязанности стало центральной темой всего научного творчества этого выдающегося английского психолога. Джон Боулби описал привязанность — как устойчивую психологическую связь между людьми. Психолог считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Дж.Боулби подчеркивал, что главное для полноценного развития личности и формирования привязанности — не удовлетворение физических потребностей. Необходимое условие психического здоровья детей в младенческом и раннем возрасте — наличие теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с близким взрослым. Таким человеком чаще всего является мать, однако, это может быть любой другой постоянно заботящийся о ребенке человек («близкий взрослый»), который будет предоставлять ребенку ощущение безопасности, теплоты и комфорта. Боулби считал, что процесс становления поведения привязанности у ребенка весьма длителен и проходит четыре стадии.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу. Продолжительность стадии от рождения до 8–12 недель. В неблагоприятных условиях длительность стадии может увеличиться. Формы поведения младенца по отношению к любому человеку включают в себя ориентировочные реакции на этого человека, слежение за глазами, хватание, улыбку и лепет. «Каждая из этих форм поведения младенца оказывает влияние на поведение его взрослого партнера и тем самым, вероятно, увеличивает время, которое младенец находится в непосредственной близости к этому человеку». [1,с.339]

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов. Эта стадия продолжается до 6 месяцев или значительно дольше, зависит от обстоятельств. Эмоции ребенка становятся ярче по отношению к матери, чем к остальным людям.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов. Данная стадия начинается с момента окончания второй, она охватывает второй год и частично третий год жизни ребенка. На этой стадии у ребенка дифференцируется отношение к людям, так же репертуар его реакций расширяется. Снижается радость приветствия в адрес других людей. К незнакомым людям ребенок начинает относиться настороженно. Привязанность к матери становится очевиднее для окружающих.

Стадия 4. Формирование целекорректируемого партнерства. Начало стадии стоит отнести к 3-м годам, это новая стадия развития. На данной стадии ребенок начинает чувствовать и понимать мотивы совей матери, вследствие чего закладывается основа для развития более сложных отношений между матерью и ребенком — партнерство.

Итак, мы рассмотрели стадии формирования привязанности у ребенка при условии, что на протяжении его развития рядом с ним находилась любящая мама или другой значимый взрослый, с которым у ребенка возникла тесная эмоциональная связь. Признаки того, что у ребенка сформирована тесная привязанность к взрослому:

—        стремится быть ближе к близкому взрослому, особенно, когда страшно;

—        смотрит в глаза;

—        отвечает улыбкой на улыбку;

—        испытывает тревогу при расставании с родителями;

—        испытывает настороженность при виде незнакомых взрослых;

—        играет с родителями.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка (общение со взрослым человеком, его внимание и забота). Поэтому в условиях дома ребенка очень важно воспитателю, ухаживающему за младенцем найти максимальные возможности для эмоционального и заботливого взаимоотношения с ним. К сожалению, дети в домах ребенка далеко не всегда способны завязывать устойчивые связи. В зависимости от того, как формировались взаимоотношения взрослого и младенца, возможны различные формы проявления привязанности.

Мэри Эйнсворт, канадский психолог, специалист по психологии развития, выделила три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных — избегающая и амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи ребенок—взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка. Основные типы привязанности:

Надежная привязанность, она проявляется, когда материнская забота была последовательной и направленной на удовлетворение потребностей ребенка. Ребенок, вырастая, начинает ощущать себя ценным и достойным заботы. Окружающих людей он воспринимает, как безопасных и готовых помочь. Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). Надежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских отношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, взаимопонимании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка. У сожалению, в условиях дома ребенка, данный тип привязанности встречается крайне редко.

Ненадежная привязанность проявляется, когда забота о ребенке была непостоянной или непоследовательной. Если у ребенка сформирован данный тип привязанности, он привыкает к тому, что не достоин заботы, а окружающим людям не стоит полностью доверять.

Читайте также:  Влияние игрушки на развитие ребенка в раннем возрасте

Существует два типа ненадежной привязанности:

Избегающая привязанность, когда ребенок почти не ожидает от взрослого помощи, предпочитая успокаивать себя сам. В данном случае, дети выглядят менее зависимыми от своей матери, как «надежной базы», они иногда проявляют агрессию в отношении к матери и выглядят требовательными, несмотря на то, что ребенок расстраивается после того, как мама ушла, он не проявляет интерес, когда она возвращается. Причиной избегающей привязанности может быть эмоционально-отвергающая и несколько жестокая забота со стороны близкого человека. В результате, формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, тихий. Четыре вида привязанности порождают варианты подобного послушного поведения:

—                   Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из своего сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратегиями защиты.

—                   Изолированный тип характеризуется обособленностью поведения, внешним равнодушием и индифферентностью к вниманию и общению со взрослым.

—                   Навязчивая заботливость проявляется в своеобразной инверсии ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опекающего и заботливого родителя.

—                   Навязчивое послушание в стремлении предупредить и угадать все желания и выполнить все поручения взрослого. Интерпретация ребенком отношения к нему родителя в этом случае сводится к рассуждению о том, что он недостаточно хорош и не заслужил его любви и ласки. Надо стать лучше, и тогда отношение родителей изменится в лучшую сторону, поэтому ребенок стремится быть во всем первым и добиваться успеха, стремится всем услужить и быть полезным родителям. Очевидно, что привязанность такого типа приводит к формированию невротической потребности в любви — все должны любить ребенка, и ребенок старается во что бы то ни стало заслужить эту любовь.

—                   Принудительно-послушный тип привязанности, в отличие от предыдущего, характеризуется крайне пассивным поведением. Отсутствие инициативы, как в интеллектуальной деятельности, так и в общении, кажущееся безразличие к отношению окружающих людей, отказ от задач, представляющихся ребенку трудными, нежелание прилагать усилия к преодолению трудностей — черты поведения ребенка, свидетельствующие о стратегии выученной беспомощности и низком самопринятии. «Я плохой, и поэтому мне лучше вообще ничего не делать» — кредо такого личностного типа.

Переходным типом от надежной к избегающей привязанности является сдержанный тип, который характеризуется более дистантным характером. Но за дистантностью взаимодействия между значимым взрослым и ребенком скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрицательной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказанию. Любовь взрослого нужно заслужить, так как она обусловлена выполнением требований, обязательств.

Американский психолог и психотерапевт Криттенден П. выделяет также типы привязанности, лежащие в пограничной области и за пределами нормы. Избегающий тип привязанности в экстремальных формах выступает как компульсивно-изолирующийся и промискуитетный (неразборчивый).

Компульсивно-изолирующийся тип исходит из установки, что полагаться в жизни можно только на самого себя и свои силы, а от социального окружения можно ждать лишь неприятностей. Стратегией защитного поведения здесь становится изоляция — «движение от людей» (К. Хорни) по принципу «Я сам по себе».

Промискуитетный тип проявляется в неразборчивости межличностных связей, нарушении избирательности и селективности в установлении значимых отношений, искажении приоритетности лиц из социального окружения.

Амбивалентная привязанность отличается тем, что поведение ребенка несет двойственный характер — он требует заботы, но при этом не очень доверяет своему близкому взрослому. При этом дети выглядят наиболее тревожными, требовательными, они расстраиваются, когда уходит близкий взрослый, но при его возвращении выгибаются у него на руках или обвисают в его объятьях. Таких детей очень трудно успокоить. Причиной формирования амбивалентной привязанности у детей может быть непоследовательная или хаотичная забота со стороны значимого взрослого. Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка контролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шантажа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую, либо умиротворяющую стратегию воздействия на поведение родителей.

Также, по мнению Криттенден П., пунитивно-соблазняющий тип привязанности представляет собой крайние формы привязанности амбивалентной, где пунитивный тип предполагает применение тактики наказания ребенком, нанесения ущерба и проявление физической и вербальной агрессии.

Угрожающе-параноидальный тип привязанности характеризуется низким уровнем базового доверия к миру, враждебностью, ожиданием угрозы. Поведение ребенка строится по принципу: «Все против меня, все враги, все хотят причинить мне вред, надо нанести удар первым».

Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высокой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от значимого взрослого подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испытывает повышенную потребность в ласке и одобрении.

Существует еще один тип привязанности, который не был описан у Мэри Эйнсворт — дезорганизованный стиль привязанности. Данный стиль привязанности развивается, если заботы взрослого катастрофически недостаточно, если взрослый эмоционально или физически недоступен или даже враждебен, находится в тяжелой депрессии или на него нельзя положиться. Постоянная смена заботящихся о ребенке людей приводит к тому, что он не понимает, кто и как будет за ним ухаживать и насколько ему можно доверять. Дезорганизованная привязанность проявляется в двух типах поведения.

—                   Излишняя недифференцированная дружелюбность: дети не проявляют особых отличий при взаимодействии со знакомыми и незнакомыми людьми, они тянуться к любому взрослому. Однако они от взрослого ничего не ожидают, теряют к нему интерес.

—                   Отсутствие доверия и отгороженность: дети не проявляют стремление к контакту, напротив, избегают его. Кажется, что отношения с человеком их сильно утомляют, приводят к истощению. Такого ребенка очень сложно утешить, у него много аутостимуляций, часто встречается самоповреждающее поведение. [3,с.30]

В дальнейшем дети с дезорганизованной привязанностью неспособны выработать контроль за импульсивным поведением или регулировать стресс, что часто приводит к таким формам поведения, как вранье, кражи, уничтожение собственности, нанесение вреда себе и насилие над другими. Им постоянно нужно контролировать ситуацию, но у них мало контроля над собственными чувствами или поведением, также возникают серьезные проблемы с выражением эмоций и эмпатией. Обычно, повзрослев, такие дети не умеют использовать речь эффективно, когда говорят о чувствах, они не способны проводить различия между теми, кому можно доверять и кому нельзя. Дети, у которых сформирована дезорганизованная привязанность, испытывают трудности с близкими отношениями — случайных знакомых они воспринимают как лучших друзей, а любящие и заботящиеся лица могут восприниматься как угроза. Они, скорее всего, будут воспринимать других как ресурс, который можно использовать. Доверять другим — это не вариант. Чрезмерная тревога и стыд могут мешать обучению, любопытству и воображению.

Распространение именно дезорганизованной привязанности чаще всего можно встретить у детей, воспитывающихся в домах ребенка. Особенно трудно таким детям адаптироваться в семье, когда они попадают в приемную или замещающую семью. Ребенок не позволяет заботиться о себе: ведет себя так, будто не доверяет приемным родителям. Он может быть агрессивным, беспощадным, старается сохранить контроль над ситуацией и людьми. При этом новые родители часто чувствуют себя рассерженными, беспомощными, отвергнутыми. К сожалению, это нередко приводит к отказу от ребенка.

Дезорганизованная привязанность в домах ребенка в среднем встречается в 85 % случаев. [3, с.31]. К сожалению, у многих детей, которые воспитываются в домах ребенка и у которых наблюдается нарушение привязанности, имеются определенные нарушения или трудности в эмоциональном и психическом развитии. В связи с чем, с медицинской точки зрения, нарушение привязанности по МКБ-10 классифицируются как следующие диагнозы: «Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте» (F94.1) или «Расстройство привязанности в детском возрасте по расторможенному типу» (F94.2). В классификации отмечается, что данные нарушения наблюдаются у детей, проживающих в условиях домов ребенка с младенчества. Однако данные нарушения могут быть результатом проявления родительского пренебрежения, жестокого обращения или серьезных ошибок воспитания.

По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что действительно проблема привязанности является актуальной не только в пределах личности конкретного ребенка или семьи, но и в пределах страны. Согласно указу президента Рос?