Задачи развития ребенка в старшей группе детского сада

Ризоватова МАРИНА
Задачи развития в старшей группе

от Ризоватовой М. В

Социально нравственное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Сенсорное развитие

Задачи 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

8. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. 1. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

2. формирование познавательных действий, становление сознания;

3. развитие воображения и творческой активности;

4. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окру

5. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,

6. формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

7 формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов 1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

2. становление эстетического отношения к окружающему миру;

3. формирование элементарных представлений о видах искусства;

4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 1. формирование у детей разнообразные обследовательские (перципированные действия

2. формирование у детей знание систем сенсорных эталонов

3. пробуждать детей точно обозначить словами обследовательныедействия и свойства предметов, материалов.

4. развивать умения применять обследуемые действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание • 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным. 1. Развитие элементарных математических представлений

2. Ребенок и мир природы

3. Детское экспериментирование

4.Конструирование из различных материалов:

5. из природного материала

6. из бросового материала

7. из строительного материала 1. развивать способность воспринимать,

Понимать, чувствовать

прекрасное

2. стремление самому создавать прекрасное

3. приобщать к художественной деятельности, развивать творческие способности

1 разные виды деятельности детей (предметно-манипуляторная, игровая, художественная, речевая, конструктивная, и др.)

2. обучение

3. дидактическая игра и упражнения

4. природа

5. искусство

6. развивающая предметно-пространственная среда

7. обогощение чувственного опыта

8. создание условий

9. развитие образных представлений

10. совершенствование навыков

11. закрепление умений

Средства 1. общение с людьми (детьми и взрослыми);

2. организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в

3. общение с природой;

4.художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др. 1. детская деятельность

2. обучение

3. искусство

4. природа

5. игрушки и дидактические пособии

6. технические редства. 1. занятия по изобразительной деятельности,

2. занятия по музыкальному воспитанию,

3. театрализованная деятельность,

4. кружковую работу,

5. индивидуальную работу,

6. выставки детских работ, 7. персональные выставки,

8. посещение театров,

9. праздники, 10. концерты, 11. спектакли. 1. Игра, 2. конструирование, 3. изодеятельность,

4элементы учебной деятельности

5. опыты

6. проектная деятельность

Методы 1. Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

2. Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .

3. Формирование нравственного сознания (убеждение в форме беседы,разъяснения, внушение, этические беседы) .

4. Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .

5. Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .

6. Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования). 1. использование дидактических игр;

2. применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи. 1. методы приобщения детей к искусству (объяснения, показ, наблюдение, убеждения, пример, рассказ.)

2. методы развития навыков художественной деятельности (показ, объяснения, образец, упражнения, проблемные ситуации, творческое задание, игровые методы.) 1. обследование

2. упражнения

3. наблюдение

4моделирование

5. опыты

6. дидактическая игра

7 .проблемные вопросы и ситуации.

Форма организации 1. формы организации совместной деятельности взрослых и детей (экскурсии, конкурсы, литературный вечер, занятия).

Читайте также:  Педагогика возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

2. форма организации самостоятельная деятельность в специальной среды (поручения, дежурство, игры, упражнения) 1. НОД-ведушая форма

2. оброзовательная ситуация

3. экскурсия

4. дидактическая игра

5. разработка и защита проектов

6. домашнее задание

7. кружковой работай 1. художественная деятельность (самостоятельная, организационная)

2. обучение

3. экскурсии

4. досуг, развлечения, праздники

5. конкурсы

6. театрализованная игра

7. театральная постановка

8. кино, телепрограмма.

9. встреча с людьми творческих профессий 1. НОД

2 дидактическая игра

3 конкурсы, викторины, олимпиады

4. праздники, досуг, развлечения

5 экскурсии

6. поручение, дежурство.

результаты

Результаты ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Источник

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ»

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ»

Форма проведения:круглый стол

Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами воспитания и обучения ; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе.

План проведения:

1. Вступление. Упражнение «Мы такие разные».

2.»Старший возраст -какой он?».

3. Тест «Я и мой ребёнок».

4.»Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе.

5. Дискуссия «Чему должны научиться дети к концу учебного года?»

6. Наше расписание.

7. Наш режим дня.

8. Совместное изготовление газеты » Мы вам желаем. » (родители детям).

9. Анкета для родителей «Ваша оценка работе МБДО

Родительское собрание

в форме круглого стола в старшей  группе.

«Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей и подготовительной группы по ФГОС ДОУ».

Я предлагаю вам начать нашу встречу с простого упражнения. Перед вами лежат салфетки. Они совершенно одинаковы: по цвету, форме, размеру, фактуре, количеству. Предлагаю выполнить с салфеткой действия, по моему словесному указанию:

положите салфетку перед собой;

оторвите правый верхний угол;

теперь, оторвите левый нижний угол;

отрываем правый нижний угол;

отрываем левый верхний угол.

Складываем салфетку по диагонали и продолжаем эту последовательность, пока она будет возможна.

Теперь раскроем салфетку и посмотрим, что у нас получилось?

-На что похожа ваша салфетка?

Я с вами согласна — на снежинку.

Посмотрите, есть ли совершенно одинаковые снежинки?

— Как вы думаете, почему? Ответы родителей.

Приходим к выводу, что одинаковых снежинок нет, потому, что каждый отрывал по — своему: больше, меньше, под разным углом.

Наши дети тоже все разные и они повзрослели еще на один год. Скоро в школу. Как сложится обучение ребенка в школе, во много зависит от нас с вами.

С первых дней школа предъявит ребенку «правила для обучающихся», которые ребенок обязан выполнять.

Поэтому, уважаемые родители, обратите серьезное внимание на воспитание у детей:

а) послушания;

б) сдержанности;

в) вежливого отношения к людям;

г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.

«Старший дошкольный возраст – какой он?»

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению своспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни ивоспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обученияприобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 20 минут, как в средней группе, а 25-30 минут.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в соответствии с требованиями фгос

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.) .

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родителиявляются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка.

1. Родители являются основным источником жизненного опыта.

2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.

4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.

5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

Причиной серьезных нарушений поведения детей являются:

Борьба за внимание

Борьба за самоуважение

Потеря веры в собственный успех

Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными.

Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка.

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и непродолжительный характер.

Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!

Результаты теста

От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживае-тесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабеваютвоспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.

Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

В этом учебном году мы продолжаем работать по программе «От рождения до школы». На основе этой программы я составила программу на старшую группу.

Всё содержание работы основывается на образовательных областях. 

• Физическоое развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Речевое развитие

Содержание образовательной области «Физическое развитие

» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение задач:

— развитие игровой деятельности детей;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие » направлено на достижение целей развития удетей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:

— сенсорное развитие;

— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач:

— развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

— развитие всех компонентов устно речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении(восприятии) книг через решение задач:

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных преставлений;

— развитие литературной речи;

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятияи эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решениезадач:

— развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;

— развитие детского творчества;

— приобщение к изобразительному искусству.:

Читайте также:  С чего начинается развитие ребенка

— развитие музыкально-художественной деятельности;

— приобщение к музыкальному искусству.

Дискуссия «Чему должны научится дети к концу года»

Все перемешивается в корзинке. Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными детьми.

Вопросы для родителей:

1. До скольки ваш ребенок может считать?

Умеет ли он правильно соотносить цифру с количеством предметов?

Знает ли состав чисел в пределах 10?

Умеет ли составлять и решать задачи?

2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы думаете?

3. На ваш взгляд, ваш ребенок ориентируется в частях суток?

4. Высказывает ли ваш ребенок желание послушать определенное литературное произведение?

5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

6. Ваш ребенок активно сопровождает речью свою деятельность (в игре, быту)

7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям?

8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?

9. Может ли ваш ребенок правильно назвать домашних и диких животных и их детёнышей, место их обитания?

10 Знает ли народном декоративно-прикладном искусстве?

11. Может ли ваш ребенок правильно, разыгрывать обрывки из знакомых произведений? Расскажите из домашних наблюдений?

12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал, предмет по контуру?

13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?

14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? Что лепит дома?

15. Как вы думаете, научился ли ваш ребенок правильно и аккуратно принимать пищу?

16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи?

 Слышит ли первый звук?

Сможет придумать слово на заданный звук?

17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?

18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).

19. Может ли рассказать о Родине, исторических памятниках?

20. Что ребёнок знает о планете Земля, о космосе?

После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог комментирует задачи обучения детей уже старшего возраста.

Примерные комментарии педагога.

— в старшей группе дети будут учиться считать в пределах 10 (может и дальше);

— будут уметь правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

— дети 5-6 лет будут учиться сравнивать предметы на глаз (по ширине, высоте);

— в сравнении с прошлым возрастным этапом, дети будут размещать не 3-5 предметов, а 7-10 предметов в порядке возрастания и убывания;

— будут знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

— дети старшей группы смогут назвать текущий день;

— будут учиться определять жанр произведения: учится запоминать любимых детских писателей, будем побуждать интерес детей к объемным произведениям (которые читаются по главам);

— старшие дошкольники будут учиться читать по ролям стихотворения и драматизировать небольшие произведения.

«Наше расписание»

«Наш режим дня»

В заключении процитирую слова Ушинского.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и чувствует».

Изготовление газеты «Мы желаем вам»

Уважаемый родитель!

Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада.

1. Устраивает ли Вас работа нашего детского сада?

• устраивает полностью;

• устраивает частично;

• не устраивает совсем.

2. Ваш ребенок ходит в детский сад

• с удовольствием;

• через силу;

• чаще с удовольствием;

• редко с желанием.

3. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

• устраивает полностью;

• устраивает частично;

• не устраивает совсем.

4. Как Вы считаете? Дети в детском саду

• получают интересные знания и навыки культурного поведения;

• получают, но недостаточно;

• не получаю ничего нового;

• получают вредную информацию;

• затрудняюсь ответить.

5. Ваша осведомленность о работе детского сада

• полная;

• частичная;

• вообще не имеете информации;

• предпочитаете не иметь информации, так как она меня расстраивает.

6. Информацию о детском саде Вы приобретаете

• из наглядной агитации детского сада;

• со слов других родителей;

• от воспитателя;

• на собраниях;

• от заведующей;

• не получаете.

7. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?

Оставьте, пожалуйста комментарии и предложения по работе детского сада.

Благодарим за участие!

Источник