С чего начинается развитие ребенка

С чего начинается развитие ребенка thumbnail

С чего начинается развитие ребенка

Думаю, что вы, психологи, родители, педагоги, слышали: каждый человек по природе априори способный. Вот только почему одни действительно проявляют свою талантливость, а другие свою обычность?

Порассуждаю об это на примере трех детей.

Один ребенок по своей природе такой здоровый и замечательный родился, получил 8-10 баллов по Апгар1, из роддома выписали домой.

Второй ребенок получил длинный список диагнозов и печальные прогнозы в первый же час от роду, был направлен из роддома в специальную клинику.

Третий ребенок такой же, как и второй и направлен туда же. Только с одним отличием. Мама.

​​​​​​​Его мама за день звонила от 5 раз кому-то и рассказывала длинную эпопею о том, какая она несчастная, какой ребенок больной, повторяла все диагнозы. Соседкам в палате она об этом жаловалась от 3 раз в день. Как правило, после каждого взвешивания малыша. За завтраком, обедом и ужином – случайным соседкам по отделению – тоже.

Чем ее история завершилась – знать не могу. Пессимисты мне всегда мало нравились.

Мама второго ребенка была полной противоположностью. Да, она звонила, отвечала на звонки, говорила, что с ребенком в больнице. А вот любопытным говорила не о том, как она несчастна, какие диагнозы у ребенка. Она говорила о том, какой ребенок смышленый, какие успехи делает.

«Ты представляешь, ей только 5 дней, а она уже бутылочку сама держит!»

«О, да она сама стала с вечера до утра спать, а ведь ей только неделя!»

«Она знает, где лево и право! Говорю ей ногу правую поднять. Она правую поднимает. Прошу левую руку вверх сделать – левую поднимает. Вот это сообразительность!»

Мама первого малыша замечала успехи сына. Делала она это не так рьяно, как вторая. Может потому, что ребенок здоров и ей не требовалось отмечать для себя нормальность и развитость ребенка. Может потому, что многое как данность воспринимала. Может потому, что достижения для нее – это более значимые действия.

Вот только результаты детей уже с года разительно стали отличаться. Например, один из них мог в 7 месяцев забираться по лестнице-перекладине самостоятельно, висеть на турнике от 1 минуты без поддержки.

Как вы думаете, какой ребенок это был? Здоровый и с минимальным замечанием достижений или второй с множеством диагнозов и огромным значением каждому достижению?

Если вы проходили упражнение «Дневник успехов», то однозначно ответите правильно. Второй ребенок оказался впереди.

Да, одного только замечания успехов и достижений ребенка – этого мало для того, чтобы наладить его здоровье. Необходимы и действия родителей в этом направлении. Однако, без отслеживания успехов ребенка результат его развития идет медленнее. Мало что-то развивать. Важно видеть получаемое изменение. Важно видеть подтверждение, фиксировать его где-то. Озвучивать ребенку. Учить его радоваться получаемому. Сам по себе ребенок этому не научится. В этом ему могут помочь родители.

Если вы замечаете достижения своего ребенка с самого рождения, то ваш ребенок весьма успешен. Знание своих сильных сторон помогает ему в обучении. Если вы это начали делать несколько позже, то замечайте результат. Он вас обязательно порадует.

Я, мама второго ребенка, вам гарантию даю!

Замечать достижения детей – это минимальная база для их успешного развития. И это под силу каждому родителю!

1 Апга́р, Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого.

На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур.

Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.

Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого. (Википедия)

Источник

Когда и с чего начать развитие ребенка?

Вопросам раннего развития многие родители сегодня уделяют большое внимание. И при этом нередко доходят до крайностей, вешая над кроватью месячного ребенка буквы и слоговые таблицы. Другие же, напротив, не зная, с чего начать развитие ребенка, ждут чуть ли не до самого школьного возраста, полагая, что и в садике, и в школе дети преспокойно научатся всему, что от них требуется. Однако не стоит путать обучение чтению, математике, письму, и т.д., и развитие ребенка.

Развитие также предполагает обучение – тем навыкам, психическим процессам, эмоциям, без которых невозможно существование человека в социуме. Подобное обучение начинается, без преувеличения, с рождения ребенка. Он учится взаимодействию с мамой, подает сигналы, на которые она должна отреагировать, сам воспринимает сигналы от нее, и формирование системы «мать-дитя» начинается буквально с первых дней жизни малыша. Ребенок развивается каждый день, даже просто наблюдая за мамой, или слушая ее сказку, рассказанную на ночь.

Для опытной или просто внимательной мамы вопрос, с чего начать развитие ребенка, просто не стоит. Она чутко отслеживает признаки, которые подсказывают ей, что малыш уже готов воспринимать информацию на новом для себя уровне. К примеру, в очередной раз зайдя на прием к педиатру с двухмесячным малышом, она, неожиданно для себя, может обнаружить, что ребенок не сводит глаз с яркого плаката, висящего над пеленальным столиком. Вполне разумным шагом будет приобрести несколько ярких обучающих плакатов, к примеру, с животными или растениями, и развесить их по квартире, периодически обращая на них внимание ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка игры картинки

Увидев, что ребенок начинает издавать первые звуки, можно начать разговаривать с ним, непосредственно обращая внимание на те или иные слова. Особенно хорошо заметна реакция на речь мамы, когда она приближает свое лицо к лежащему ребенку на расстояние около 30-40 см. Ребенок силится повторить, в меру своего умения, те звуки, которые произносит мама, внимательно наблюдая за ее губами. И с каждым днем его «агу» звучит все более уверенно и осознанно, а уже к трем месяцам он может воспроизводить его, что называется, на бис.

Кому-то может показаться странным чтение детских книжек ребенку, которому от роду всего несколько месяцев. Но попробуйте сами – и вы увидите, с каким интересом ребенок разглядывает крупные красочные картинки в книжке. Конечно, на первых порах подобные «занятия» будут длиться всего несколько минут. Но со временем, они войдут в привычку. Не стоит волноваться о том, что ребенок не поймет содержания книги – а он его, конечно, не поймет. Но в первые месяцы жизни для него важно не столько содержание прочитанного, сколько то, что он слышит живые интонации речи мамы или папы, приучается к звукам родного языка. В его памяти откладывается правильное произношение звуков, а сам голос мамы действует на него успокаивающе. Именно «живое» чтение, в отличие от прослушивания сказок в записи, детские психологи считают очень важным для развития у малыша навыков правильного интонирования и закладки способностей к звуковому анализу, от отсутствия навыков которого так страдают многие младшие школьники.

Для кого-то подойдет просмотр развивающих мультфильмов вместе с ребенком. Они очень яркие, красочные, музыкальные и нравятся деткам. Как правило, их просто не отрвать от экранов телевизора или ноутбука.

Не стоит волноваться о том, с чего начать развитие ребенка. Если вы проявляете постоянное внимание к малышу, вы и сами увидите, что ему может оказаться нужным и интересным в том или ином возрасте. Тем более, что сегодня в Интернете имеется столько информации на тему раннего развития. К которой, впрочем, следует подходить без фанатизма, с известной долей осмотрительности.

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка в уфе

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

Читайте также:  Организация работы групп развития ребенка

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник