Выводы по развитию мышления и речи у ребенка

Выводы по развитию мышления и речи у ребенка thumbnail

Развитие мышления и речи

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Таблица для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Читайте также:  Центильный метод оценки физического развития ребенка

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Источник

  Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.

     Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

                Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает  речь.  Таким образом, мы видим, что  все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой.  При выполнении заданий направленных на развитие речи мы  развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
         Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
         Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:

  1.  Старайтесь  ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к  активизации знаний, умений, прошлого опыта.
  2. Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные   головоломки, развивающие игры и упражнения.
  3. Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
  4. Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

           Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.

     Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.

Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.

   Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один — много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».

     Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации  мыслительной  и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.

Источник

Рудова Анна Серегевна, кандидат психол. наук, дефектолог, психолог, психотерапевт,
Директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и студи инновационного развития «Арлекин».

Я рисую слово, я рисую мысли
Речь ребёнка от года до 2 лет — это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ. До этого момента большинство родителей не подозревают, что у детей может быть задержка речевого развития. У большинства детей к двум годам появляется монологическая речь, эти дети говорят короткими фразами из 2-3 слов. К 2,5 годам внимательные родители начинают обращать внимание, что «наш-то по-прежнему только «мама» и «папа» выговаривает, а соседская Машенька уже стишки Барто наизусть шпарит»… Бывает и по-другому. Ребёнок заговорил, и понимает абсолютно всё, но вот его речь в пять лет состоит из коротких рубленых фраз. Так почему же ему ставят не задержка речевого, а психоречевого развития? Дело в том, что задержка речевого развития- это не проблемы с произношением, как ошибочно думают дилетанты-родители. Ребёнок в пять лет, по норме, может не выговаривать 10-13 звуков. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка второго года жизни

Часто к нам в студию «Арлекин» приводят ребёнка, и мама с порога заявляет «научите говорить». Начинаются занятия. Но проходит месяц, два, и мама возмущённо заявляет: «зачем вы учите ребёнка всем этим глупостям – кубики, рисование каких-то там цветочков и усов котам. Я же для развития РЕЧИ его приводила!?» Почему-то в головах родителей складывается ошибочное мнение, что речь можно развивать, не развивая мышление.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, то есть слово – это продукт мышления.

Как же родители могут воздействовать на развитие связки речь-мышление?

Посмотрим на это с позиции… рисунка ребёнка. Представим, что Ребёнок видит кошку, сидящую на снегу.

Двухлетний ребёнок говорит: «Киса — мяу-мяу! Киса бай-бай»
Двухлетний ребёнок просто констатирует факт – озвучивает, что видит. Ребёнок ни к кому не обращается, не пытается вызвать ответную реакцию. Если взрослый хочет наладить диалог, то ведущая роль – у взрослого. Ребёнок проговаривает имеющиеся знания, не делая логических связок: вот кошка. Кошка говорит мяу-мяу. И в его облегчённой речи эта часть озвучивания ситуации выглядит как «киса – мяу-мяу!». Ребёнок пока ещё упрощает то, что видит: кошка лежит, значит, она спит. Вот вам и «киса – бай-бай».

Если ребёнка попросить нарисовать кошку, то это будет, беспорядочное смешение линий, в которых ничего нельзя угадать, потому что у ребёнка мышление ещё не видит связки, только учится анализировать. Разбитие картинки на детали, поиск взаимосвязей – это ещё не то, что может двухлетний малыш. Развивая речь и мышление ребёнка, можно говорить с ним, заниматься по пособиям, а можно… рисовать!

Покажите кошку, обратите внимание на детали, которые из-за недостаточной развитости мышления ускользнули от ребёнка. Помогите ребёнку нарисовать пальчиковыми красками круглый животик, пальцами поставить тполосочки на теле кошки, фломастером нарисовать усы. Сделайте из пластилина глазки, соберите пальцы ребёнка в щепотку и пальчиковой краской ставьте на листе отпечатки – это кошка бежит по снегу – топ-топ-топ. Снег – брррр, холодный! Кошечка замёрзла. Вырежьте из цветной бумаги листик (это будет одеялко) и укройте киску на рисунке. Скажи киске – «бай-бай, спи, киска!»

Аналогично можно каждый день выбирать какой-то предмет и рисовать, развивая понятие ребёнка цветов, формы, природных явлений и остального. Так через первичное рисование будет развиваться и мышление, и речь.

Трёхлетний ребёнок говорит: «Мама, смотри, киса лежит. Красивая киса, чёрная. Она гуляет».
Речь ребёнка в 3 года грамматически более насыщена, она уже имеет направленность – обратить внимание другого человека на событие. Однако ребёнок ещё по уровню психического развития не готов вступать в обсуждения и делать сложные логические выводы. Он их делает сам и сообщает. Но некоторые логические связки уже производятся – хотя кошка лежит, это для трёхлетки уже не означает, что она спит, ведь у кошки поднята голова и раскрыты глаза. Пока ещё такие выводы не всегда логичны.

У ребёнка всё просто — если кошка не спит, значит, гуляет. При этом употребление связующих наречий вроде «потому что» встречается в этом возрасте ещё не всегда, так как употребление таких связок требует развитой связи между полушариями мозга хорошее логическое мышление. Если мама не согласится с ребёнком, предложив своё рассмотрение ситуации, например, скажет, что кошка ждёт тут свою хозяйку, ребёнок, скорее всего, согласится. Мыслительный процесс ещё очень мобилен, а речевое недоразвитие не позволяет отстаивать своё мнение. Проще согласиться.

С точки зрения творческого подхода в норме в этом возрасте начинается время «головоногов». Поэтому киса может быть похожа на колобок с множеством пап и хвостом. Ребёнок уже учится анализу и синтезу. Теперь он улавливает, что предметы могут дробиться на составляющие части (у кошки есть лапы, хвост, усы), а также может сделать синтез – из частей попытаться составить целое. Именно сейчас пришло время предложить ребёнку первые паззлы, сборные из частей конструкторы.

Особенность мышления, так ярко проявившаяся в рисовании — в предметах, так и в обращённой к нему речи, ребёнок видит только отдельные детали, а не всю картину. Поэтому и о том, что перед нами на рисунке о кошке можно догадаться только по отдельным признакам вроде хвоста.
Если вы выбрали художественно-эстетический метод развития ребёнка, пришло время познакомить вашего малыша с ориентацией в пространстве (кошка сидит на снегу ПОД деревом), начать учить сравнивать предметы (кошка маленькая, а девочка рядом- большая. Куст низкий, а дерево- высокое. Можно углубить знания цветовой палитры – голубой, розовый. На рисунке могут проявиться и математические познания – кошка на рисунке ОДНА, а снежинок из пайеток можно наклеить МНОГО.

Четырёх-пятилетка говорит: «Смотри, мама, какая красивая чёрная кошка! Она лежит, потому что гуляла и устала. Мама, а у кисы лапки не мёрзнут?»
В этом возрасте в норме ребёнок уже не просто говорит, фиксируя факты, а делает обобщения и логические выводы. И, если не может найти простого решения, спрашивает у собеседника. Это время «почемучки», ребёнок ежеминутно расширяет свои познания и словарный запас.
Мышление ребёнка осваивает логику.. Если вы развивали творческое мышление ребёнка , ему гораздо проще, чем остальным детям освоить этот этап развития. Теперь ребёнок учится делать отвлечённые выводы.

Читайте также:  Множественные пороки развития ребенка

Теперь ребёнок может представить какой-то предмет, не видя его. Так, посмотрев на прозрачный лёд, прозрачный стакан и стекло, ребёнок сделает вывод, что такое «прозрачность». И когда вы в сказке прочитаете ему про «прозрачные крылышки», которые подарили эльфы Дюймовочке, в голове ребёнка возникнет конкретный образ этих крыльев.

Именно в этом возрасте, когда смотришь на детей, становится ясным, чьи родители сделали упор на суперинтеллектуальное развитие (счёт, чтение с пелёнок и т.д.), а чьи – на развитие мышления ребёнка в целом. В возрасте 5 лет наиболее развитыми оказываются именно те дети, с которыми не забывали заниматься творчеством. Посудите сами – у них развита мелкая моторика (они рисовали и лепили), развито объёмное и плоскостное видение мира, простимулировано развитие межполушарных связей благодаря работе с ножницами и пластилинографии. Им проще даётся математика, так как у них более чёткое представление о дроблении на части, о пространственной ориентации. Интересное наблюдение – если сравнить в группе детей, с которыми читали с пелёнок, делали задания по пособиям с упором на математику или чтение, и детей, которых развивали через творчество, то выяснится, что «творческие» дети более усидчивы, чем «суперинтеллектуалы», у них выше концентрация внимания, они внимательны к деталям. Если существует разница в познаниях, «творческие» дети быстро преодолевают этот разрыв и начинают заметно опережать детей из группы «суперинтеллектуалов».

Следуя за развитием мышления, речь ребёнка в возрасте 4,5-5 лет делает резкий скачок – появляются сложносочинённые и сложноподчинённые фразы, ребёнок использует в речи союз «потому что». Теперь ребёнок не просто сообщает что-то, а тут же делится выводами или своими знаниями, логическими причинно-следственными связками, пусть даже и не совсем верными. И именно в это время родители любят записывать за малышом его «перлы».

При нормальном развитии, в этом же возрасте мышление ребёнка наконец-то начинает лавинообразно соединять все знания, накопленные до сих пор. Ребёнок усваивает причинно-следственные связи, и его речь становится похожей на ходячую энциклопедию. Несмотря на это, в речи ребёнка часто встречаются многочисленные противоречия и объяснения одного и того же факта по-разному. Ребёнок в мышлении ещё не придерживается общих законов, он, скорее, оперирует частными объяснениями каждого факта наряду с иными частными объяснениями. Способности к обобщению и дедукции в этом возрасте ещё малоразвиты.

Однако мышление уже способно делать обобщения, что выражается не только в речи, но и в рисовании. Параметры нарисованной кошки вряд ли будут выдержаны, но кошка уже будет вполне угадываться по всем необходимым частям, вплоть до усов. Ребёнок может стараться придать картине эмоциональный характер. Например, с помощью когтей обозначить, что кошка сердитая, или с помощью нарисованного на шее кошки бантика подчеркнуть, что она домашняя. Но пока ещё ребёнок будет плохо отделять реальность от сказки и мыслить творчески примитивно. Например, чтобы изобразить добрую кошку, ребёнок нарисует кошке человеческую улыбку. А также кошка может быть изображена в юбке или сидящей за столом, как человек, или нереально бирюзового цвета. В этом возрасте дети эгоцентричны, им важнее донести до вас свою задумку в рисунке, а не нарисовать академически верный рисунок.

Ключевые слова:
— раннее развитие
— развитие ребенка
— мышление и речь
— задержка речевого развития

Обсуждение в форуме «Мама и малыш. Саратов»

Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть I

  • Речь ребёнка от года до 2 лет — это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ. До этого момента бол
    21.01.2011 10:10 – mama.sarbc
  • Оценить статью

    Статьи на эту тему

    • Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?

    • Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет

      К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.

    • Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет

      После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается…

    • Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры

      Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
      Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…

    • Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет

      …Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР — это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

    Источник