Папки передвижки умственное развитие ребенка
Внутренние причины неуспеваемости
(особенности развития ребенка):
1. недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности;
2. отклонения в развитии познавательной сферы;
3. несформированность способов учебной работы;
4. особенности психофизического развития. (слабовидение, проблемы со слухом, соматические заболевания, высокая тревожность, демонстративность, гиперактивность).
Внешние причины неуспеваемости
(особенности воспитания детей):
1 эмоционально- волевая незрелость;
2 нарушение детско — родительских отношений.
«Интеллектуально-пассивные» дети – неразвитые, с ограниченным кругом представлений, отсутствием познавательных интересов, недостаточным для их возраста запасом знаний. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания, но дефектологических отклонений у них нет. Вместе с тем некоторые из них по состоянию здоровья, развитию, развитию физиологических и психологических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Современные исследования проблем обучения подчеркивают, что количество таких детей в массовой школе увеличивается, печально, что обусловлена интеллектуальная пассивность недостатками воспитания. Существенным фактором, который способствует возникновению интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. Среди разнообразных тенденций, существующих в семьях по отношению к познавательной деятельности, можно отметить наиболее яркие. Ограниченные познавательные интересы в семье. Неразумная массированная помощь ребенку при выполнении любых заданий, которая приучает его к безынициативности, несамостоятельности, «интеллектуальному иждивенчеству». В семье избыточная информационная атмосфера, что приводит к поверхностности интересов, притуплению познавательной потребности.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Интеллектуальная пассивность обусловлена в основном особенностями воспитания и обучения, то есть она имеет приобретенный характер.
По характеру интеллектуальной пассивности
выделяются группы детей:
1. Группа с несформированными умениями организовать свою учебную деятельность. Школьники с пробелами в знаниях, с неумением применять знания в новой ситуации. Дети, у которых нет навыков самостоятельной организации учебной деятельности. Ребята, неспособные самостоятельно выполнять задания, отдающие предпочтение репродуктивной деятельности: самостоятельной реакции в ответ на интеллектуальную задачу у них нет.
2. Группа с незаинтересованностью в учебной деятельности. Школьники с дискомфортным эмоциональным состоянием при умственном напряжении.
Для преодоления интеллектуальной
пассивности Л. С. Славина рекомендует следующее:
1. Обучение решению задач умственным путем через игровую деятельность, к которой ученик начальной школы стремится, через 2 – 3 игры переход к решению в умственном плане. Первые задания ребенок будет выполнять так же успешно, как и в игре, затем лишь постепенный переход к интеллектуальному способу решения задач в занятиях. Какое – то время пассивное отношение к учебной задаче будет сохраняться, но постоянный, настойчивый контроль помогает решить эту трудную проблему в развитии ребенка.
2. Заставить ученика в игре, потом без игры овладеть новым приемом, требующим от него более активной интеллектуальной деятельности. В основе игры прием выигрыша. Выигрывает тот ученик, который решил задачу новым способом.
Таким образом, можно утверждать, что в младших классах, учитывая особенности интеллектуально-пассивных учеников, можно преодолеть недостатки их развития. Преодоление интеллектуальной пассивности в старших классах требует значительного времени, но большинство педагогов уверенно, что активнее думать и больше использовать в учении мыслительную деятельность обучающихся возможно в тех занятиях, к которым у них есть склонность. Для преодоления интеллектуальной пассивности можно использовать помимо формирования познавательного интереса на уроках и дополнительные занятия с детьми, у которых этот интерес отсутствует. Для таких занятий подойдут программы: «Интеллектика» (А.З.Зак), «120 уроков психологического развития когнитивной сферы учащихся» (Локалова Н.П.), «Преодоление трудностей учения» Ахутина Т.В., Пылаева Н.М..
Отсутствие познавательного отношения к тем явлениям действительности, которые не имеют для ребёнка непосредственного практического значения, приводит к тому, что у таких детей создаётся привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают обходиться без активной мыслительной работы, а иногда даже и избегают её. Эти дети мало думают и размышляют там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. У таких детей отсутствует, если можно так сказать, практика интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, во всяком случае, она значительно меньше, чем у остальных детей того же возраста Славина Л.С.
Анализируя данный феномен, было сделано предположение,
что существует 2 вида интеллектуальной пассивности:
1. Интеллектуальная пассивность как следствие нарушения операционально-технических механизмов интеллектуальной деятельности.
2. Интеллектуальная пассивность как проявление негативной тенденции развития мотивационной потребностной сферы личности
По широте проявления различают общую и частную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Последняя проявляется в избирательном отношении к учебным предметам и видам деятельности.
Источник
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
— является основой для интеллектуального развития
— развивает наблюдательность;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Абаки
«Абак» в переводе с арабского означает «счетный столик». Современные счетные столики — это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме.
Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему — закрепить их.
Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.
Вкладыши
Вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.
Вкладыши в основание.
Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.
Вкладыши один в другой.
Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек.
Пирамиды
Эта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных.
Игры-тренажеры
Данное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Тренажеры сенсорно-двигательные
развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами — дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.
Настольные игры
К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-«лото» с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.
Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам — цвету, форме, размеру.
2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.
Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.
Бусы и шнуровки
Этот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях — традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках — один из последних этапов в развитии руки дошкольника.
Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.
Блоки и конструкторы
Блоки и конструкторы строительные — один из основных видов игр данного типа — ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).
Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.
Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это «Квадраты», «Дроби» и «Сложи узор» Никитина, «Радужное лукошко» Даниловой, «Складушки» Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических — это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.
Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств — важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) — основные в этом виде блоков.
Источник
Кристина Аветисян
Проект «Папка-передвижка»
Проект
«Папка — передвижка«
Тема: «Папка — передвижка.
Цель: эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей.
Задачи: 1. Материалы должны обогащать родителей новыми знаниями, положительным опытом современного воспитания, конкретными рекомендациями, адресованными конкретным родителям.
2 Составлять и подбирать тексты следует так, чтобы родители могли
понять и принять информацию. Поэтому не стоит предлагать сухой
затеоретизированный материал, научные формулировки, отпугивающие
родителей и затрудняющие понимание, книжные факты и примеры об
абстрактном ребёнке. Не следует допускать появления в папках
бессодержательных и ли малограмотных текстов.
3. Включать в папку- передвижку информацию, на основе которой
родители могли бы что-то сделать интересное и полезное для своего
малыша.
4 Обеспечить достойное эстетическое оформление материалов с максимальным использованием фотографий детей своей группы. Каждая папка-передвижка оформляется по определённой теме. Как правило, эта тема связана с сенситивными периодами развития ребёнка иактуальными задачами воспитания.
Актуальность: В практике детского сада применяются самые различные формы работы с семьями воспитанников, начиная от индивидуальной беседы и заканчивая общими родительскими собраниями. Среди этих форм есть и папка-передвижка для родителей. Форма не новая. О ней есть упоминания в
учебниках дошкольной педагогики, написанных еще в середине 20 века.
Родителям они по -прежнему интересны и помогают решать педагогические
задачи, неизбежно возникающие в воспитании дошкольника. Из названия
уже понятно, что это папка, в которой собрана информация разного рода по
одной из проблем воспитания дошкольника. А передвижкой она называется, потому что переходит из одних рук в другие, из семьи в семью.
Учитывая достаточно высокий уровень образования современных родителей,
их общую культуру, интерес к проблемам воспитания ребёнка, мы предъявляем серьёзные требования к содержанию материалов, которые размещаем в папке- передвижке.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Результат: папка- передвижка.
Папки-передвижки
Папка-передвижка – удобный практичный информационный стенд для детей, родителей и воспитателей. Его двухсторонние образцы содержат информацию об одновременно двух актуальных темах. Количество секций зависит от объёмов сообщения.
Достоинства конструкции: мобильность; лёгкость изготовления; прочность; эстетичность. На страницах папок-передвижек чаще всего размещаются правила поведения, советы педиатров, вопросы безопасности детей, методические рекомендации, сведения о сезонных изменениях в природе и праздничных датах.
Размещают изделие обычно на шкафчиках в детской раздевалке, где родители могут изучить информацию, пока ждут переодевающихся домой детей.
Этапы проекта:
— Подготовительный
— Основной
— Аналитический
I этап – подготовительный
1. Постановка цели и задач проекта
2. Разработка проекта папки передвижки «Лето»
3. Предварительная информационно – консультативная работа с родителями.
4. Подготовка рабочего материала.
1. II этап – основной
2. Формирование структуры папки-передвижки.
3. Корректировка информационного и наглядного (фото) материалов.
4. Конструктивная работа распечатка материала
5. Размещение информационного материала в папку – передвижку.
IV этап — аналитический
1. Анализ эффективности проделанной работы
2. Выводы
3. Поощрение активных участников проекта
4. Сбор и подготовка материала для последующих папок. Выявление наиболее актуальных вопросов на текущий момент.
Pефлексия:
Следует отметить, что папки передвижки- особая форма работы с родителями, решающая задачу психолого — педагогического информирования семьи. Она позволяет воспитателю реализовать свой творческий потенциал в умении отобрать и скомпоновать содержание информации, в искусстве оформления текстов и фотографий, в возможности содержательного профессионального общения- взаимодействия с родителями.
Результат проекта: Папка передвижка «Лето»
Pефлексия::
1. Что понравилось в папке-передвижке?
2. Что интересного вы узнали и получили для себя?
3. Хотели бы вы поделиться полученными впечатлениями с другими родителями?
Источник
Татьяна Владимировна Горбатовская
Перечень тем для папок-передвижек для родителей детей старшего дошкольного возраста
1. Мудрые мысли о воспитании.
2. Формирование правильной осанки.
3. Воспитывайте у детей гигиенические навыки и привычки.
4. Чтобы ваши дети не болели.
5. Как одевать ребёнка (по временам года).
6. Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома.
7. Игры детей как средство воспитания. Игры с водой и песком.
8. Прогулки в природу.
9. Красный день календаря.
10. День рождения у ребёнка.
11. Когда ваш ребёнок дома.
12. Воспитание застенчивых детей.
13. Об отношении взрослых к вопросам детей. Развитие любознательности ребёнка.
14. Растите внимательных и бережливых.
15. Посеешь привычку — пожнёшь характер.
16. Роль отца в воспитании детей.
17. Совместный труд детей и взрослых в семье.
18. Подготовка ребёнка к школе.
19. Приучайте детей слушать музыку.
20. Осторожно — улица!
21. Организация рационального питания детей.
22. Первый раз в первый класс.
23. Развитие правильной речи ребёнка — важное условие умственного воспитания и подготовки к школе.
24. Воспитание культуры поведения детей.
Публикации по теме:
Информация для папок передвижек «Игра в жизни ребенка: роль родителя как организатора и участника игры»
[b]ПРИМЕРЫ ИГР, ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ[/b] Сказка по кругу. В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в дороге,.
Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Для.
Консультация для родителей «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»
Стихи о Родине и городе Саратове Саратов прекрасный наш город, Красивый на все времена. Для всех это сказка и гордость. Люблю его я не.
Нетрадиционное собрание родителей детей старшего дошкольного возраста «Это великое — «Я сам»
Предварительная работа. 1. Вместе с детьми приготовить красочные пригласительные билеты для родителей. 2. Организовать выставку поделок,изготовленных.
Примерный перечень игрушек, которые должны находиться в игровом уголке ребенка младшего дошкольного возраста
1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.
Работа с родителями. КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Цель: развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению. Задачи: 1. Доставить детям радость и удовольствие от развивающих.
Развлечение для родителей и детей старшего дошкольного возраста «День художника»
Развлечение для родителей и детей старшего дошкольного возраста «День художника». Цель: Активизировать родителей, привлечение их к совместной.
Рекомендации для родителей по выбору конструктора для детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по выбору конструктора для детей старшего дошкольного возраста. Человек — созидатель. Это основное качество его.
Сообщение для родителей ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.
Всеобуч для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в домашних условиях»
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Сегодня мы пригласили вас на очень важный разговор. А важен он.
Источник