Возрастные кризисные периоды развития ребенка

Возрастные кризисные периоды развития ребенка thumbnail

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Возрастные кризисные периоды развития ребенка

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Возрастные кризисные периоды развития ребенка

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).
Читайте также:  Социологизаторские теории развития ребенка

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

Возрастные кризисные периоды развития ребенка

Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

1 год:

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов

Возрастные кризисные периоды развития ребенка

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Читайте также: Непослушный ребёнок

Источник

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)!

Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Читайте также:  Изучение особенностей среды развития ребенка в летний период

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Читайте также:  Развитие звуковой чувствительности у ребенка

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

Если Вы дочитали статью до конца и она вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Психология для всех!»

Источник