Воспитание это помощь ребенку в развитие его возможностей
Правильное воспитание детей – одна из главных задач нашей жизни.
Что такое правильное воспитание ребенка? Это формирование у него правильных целей, это помощь в создании правильного мировоззрения. Это советы, как относиться к миру и к самому себе.
Забота о выживании ребенка в сегодняшнем дне – это забота о его теле; забота о выживании ребенка в завтрашнем дне – это забота о развитии его интеллекта, способностей; забота о выживании ребенка послезавтра и в отдаленной перспективе – это забота о его душе. Без воспитания души ни о каком стратегическом выживании речи быть не может, а без любви и веры душу воспитать невозможно. Смысл воспитания ребенка в том, чтобы приблизить его к Богу.
Самый главный опыт приобретается ребенком на уровне чувств, в подсознании. То, что мы обычно называем воспитанием детей, то есть советы, нравоучения, воспитание привычек, составляет лишь 5-10% воздействия на ребенка. Остальное определяется внутренним состоянием и поведением родителей. Тот, кто не может воспитать себя, никогда не сможет воспитать своих детей. К примеру, если родители поклоняются благополучной судьбе, то не стоит удивляться тому, что их ребенок рано или поздно безнравственно отнесется к ним самим, если они в чем-то ущемят его благополучную жизнь.
Первую, главную модель отношения к жизни ребенок заимствует у своей матери. Для того чтобы ребенок развивался, он должен общаться один на один с матерью. Через любовь и душевное тепло происходит главное обучение. Чем больше хлопот, связанных с воспитанием детей, чем чаще мы с ними общаемся, гладим их, воспитываем, обучаем, тем больше любви открывается в нашей душе, и ребенок реагирует соответственно – учится любить и отдавать высшую энергию души.
Детдомовские дети, не получившие в раннем детстве достаточного количества тепла и ласки, вырастают инвалидами души – отсюда их часто крайне неудачная судьба впоследствии.
Любовь, искренность, забота, жертвенность, сострадание – этому маленький ребенок должен учиться с раннего детства, иначе он потом не сможет создать семью и развить в себе социальное мышление. Раньше девочка играла с кастрюльками, тарелочками, нянчила тряпичную куклу – и огромная, неиспользованная энергия шла на создание образа, стереотипа матери, жены, подруги. Когда девочки играют с печально известными куклами Барби, у них срезаются навыки и образ матери, жены, хозяйки. Жертвенность и сострадательность тут ни к чему, – кукле Барби нужны дворцы, машины и красивая одежда, то есть то, что нужно взрослому. В этой кукле воплощена идея бесплодия.
Современная наука педагогика не дает целостного понимания того, что такое ребенок и в чем смысл поведения детей. На самом деле, все очень просто: пока ребенок не вошел в социум, он отождествляет себя с телом и его поведение подчинено законам существования животного мира. У него есть четкое врожденное понимание иерархии, понятие вожака и необходимости подчинения вожаку, тенденция унижения слабого как ослабляющего род т.д. Ребенка нельзя осуждать за подобные формы поведения, – ему нужно помочь перейти на более высокий уровень взаимоотношений с окружающими. Нужно помогать детям переходить от уровня тела – к уровню духа и души.
Ребенку нужно давать любовь и придерживать его инстинкты; у нас же часто все воспитание сводится к тому, чтобы инстинкты подавить. Воспитание ребенка заключается не в подавлении и наказании, а в правильной мотивации. Если ребенку четко объяснить, куда и как идти, что такое хорошо и что такое плохо, заинтересовать его и дать простую понятную цель, – его не надо будет наказывать, он сам к ней пойдет. Ему нужно только подсказывать.
Таким образом, воспитание ребенка можно свести к 4 этапам:
1) формирование цели;
2) помощь и подсказка;
3) предупреждение, – если делать то, что нужно, ребенок не хочет;
4) наказание, – если делать то, что нужно, ребенок категорически отказывается.
Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным. Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки. И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их.
Начинать прививать ребенку правильную иерархию ценностей можно с элементарных объяснений: деньги – это хорошо, однако если есть деньги, но нет семьи, – человек счастлив не будет; если есть и деньги и семья, но на душе темно и пусто, в душе нет любви, – человек счастлив не будет. И только тогда, когда в душе светло и радостно, в душе живет любовь, – тогда будет энергия и приложится все остальное. Любовь нам дает Бог, Творец, и когда мы постоянно помним об этом, когда мы любим Его и обращаемся к Нему, – мы эту любовь получаем и становимся по-настоящему счастливыми.
Воспитание – это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Ребенка можно наказывать, но нельзя ругать, – последнее тождественно его уничтожению на тонком плане.
Нужно понимать, что очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов, двинуться в правильном направлении, поскольку чувства человека имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания ребенка необходима не только любовь, но и терпение.
Важные моменты в воспитании детей
Очень важно научить ребенка уважать родителей и подчиняться им, – это поможет с детства усмирять гордыню, т.к. в подсознании родители для человека тождественны Богу: они также создали нас, только на физическом плане.
Ребенок должен научиться заботиться о родителях, иначе впоследствии он вряд ли станет это делать. Давно известно выражение: «До 5 лет ребенок – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – друг».
Мать и отец в любых ситуациях прежде всего должны демонстрировать детям свое единство, даже при внешних разногласиях, – иначе ребенку сложно будет впоследствии стать единобожником.
Ребенка нужно правильно хвалить. Если мы хвалим внешнее эго ребенка («какой ты сильный, какой умный и т.п.»), – мы усиливаем в нем гордыню, привязанность к ценностям этого мира, то есть, по сути, воруем у ребенка будущее; если же мы хвалим его за доброту, за то, что помог, сумел простить, – тогда мы защищаем стратегию, мы обеспечиваем ему будущее.
Ребенку необходима школа прохождения страданий тела и духа, школа прохождения душевной боли, – это его развитие. Иногда ребенок сам напрашивается на наказание, – это может быть знаком того, что ему недостает нормального стресса в жизни. В таком случае ребенку нужно помочь, дать ему возможность заниматься спортом, ходить в походы и т.д., то есть преодолевать трудности, – тогда ребенка нужно будет меньше наказывать.
Истерика у ребенка, направленная на то, чтобы получить желаемое во что бы то ни стало, – это знак, что ребенок находится в рабстве у инстинктов. В таком случае нужно не бояться применять жесткие меры для остановки истерики и в дальнейшем постепенно приучать ребенка к сдерживанию своих желаний.
Во всем должна быть золотая середина: ребенка нужно учить правильно конфликтовать и, в то же время, предоставлять ему возможность самостоятельно реализовывать навыки правильного решения конфликта в повседневной жизни; нельзя поощрять доносительство, но, в то же время, нужно научить ребенка сообщать взрослым о какой-то серьезной ситуации, которая может быть опасна, и т.д.
Ребенка нужно водить в церковь, учить молиться, – но не механически повторяя слова молитвы, а чувствуя любовь и тепло в душе. Можно попробовать передать ребенку свои чувства, испытываемые при искренней молитве.
Гармоничный ребенок – это тот, по отношению к которому не возникает агрессии; который радостен, постоянно отдает энергию на общение и помощь другим; не расстраивается по пустякам.
Сможем ли мы сделать своего ребенка истинно счастливым, подарить ему счастливое будущее, – это зависит прежде всего от нас самих. Насколько мы сами идем к Богу и любви, настолько будут счастливы наши дети.
*******************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев — автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева — это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
lazarev.ru
Дорогие Друзья! Если Вам понравилась информация, и Вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
Источник
Статья. Возможности ребёнка и воспитание.
Период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. Что это — достоинство человека или его недостаток? Надо ли стремиться, подобно сторонникам теории искусственной акселерации развития ребенка, к тому, чтобы сокращать детство и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника, школьника во взрослого человека? Или же следует признать, что долгое детство — это важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития?
То, что природа не одарила ребенке от рождения всеми необходимыми ему формами поведения и что он принужден овладевать ими на протяжении детства, дает ему громадное преимущество по сравнению с детенышами животных. Долгое детство — важнейшее условие человеческого развития.
В настоящее время особое значение приобретает задача воспитания нового человека — крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами. Решающая роль в решении этой первостепенной важности задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития.
Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей.
Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, приходят к выводу, что «революция» в педагогике якобы будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Брукнер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4—5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.
Идея ускорения искусственной акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным еще его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.
Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку.
Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах воспитательных воздействий. Значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Вот почему приходится решительно предостерегать против необоснованного экспериментирования.
В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует. Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие.
Принимая во внимание особое значение дошкольного воспитания в общем процессе формирования человеческой личности, не следует родителям пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника.
Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.
Источник
Быть родителем — это очень специфическая и ответственная функция. Каждый родитель фактически формирует личность ребенка. Первоначально это происходит на этапе социальной адаптации, проходящей в период от рождения до 2-3 лет. В этот период единственной образовательной средой ребенка является его семья. Это оказывает огромное влияние на последующее поведение малыша.
На следующих этапах социализации сверстники все больше влияют на поведение и формирование личности ребенка. Это, однако, не означает, что родители перестают участвовать в процессе социализации. За весь период взросления семья играет значительную роль в процессе социализации. Вот почему так важно, чтобы мамы и папы осознавали свое участие в процессе формирования личности ребенка и не совершали типичных ошибок родителей.
Несколько типичных ошибок родителей
1. Слишком много свободы
Родители оставляют ребенку слишком большую свободу и воспитанием малыша некому заниматься. Взрослые люди не понимают, что их сын или дочь взрослеют и не знают, с кого стоит брать пример. Ребенок моделирует поведение родителей, и, если родителей нет, он повторяет поведение, взятое из реальной или виртуальной реальности. Это может привести к неправильному развитию психического здоровья ваших детей.
2. Нет контроля
Контроль за поведением ребенка является очень важным образовательным элементом. Это должно быть сделано осознанно, твердо и в то же время мягко. Ребенок должен чувствовать, что родитель — самый близкий ему человек и он интересуется его жизнью.
3. Непоследовательный стиль управления семьей
Непоследовательный стиль управления семьей, кажется, самая распространенная ошибка в образовании. Согласно стереотипу, отец, удерживающий власть, устанавливает правила и нормы. Мать, воплощение доброты и мягкости, позволяет ребенку частично преодолеть эти принципы. (Конечно, ситуация может быть противоположной.) Родители не понимают, насколько опасным может быть такой разнородный стиль воспитания. Это подрывает не только авторитет строгого родителя, но и авторитет нежного родителя. Родитель становится частью игры, в которую играет ребенок. Ребенок узнает, что правила и нормы перестают иметь какое-либо значение. Каждый закон, порядок или запрет могут быть свободно изогнуты, в зависимости от потребностей.
4. Ненужная критика
Токсичные родители являются настоящей неприятностью для ребенка не только в подростковом возрасте, но и во взрослом возрасте. Это одна из грубейших ошибок родителей. Такой родитель использует и знает только одну форму контроля — критику. Этиологию такого поведения следует искать в детстве родителя и в его контактах с родителями. Ребенок никаким образом не может способствовать токсичности родителя. Постоянная критика ребенка приводит к ошибочному восприятию самого себя, к низкой самооценке.
5. Связь с родителями
Честные беседы с ребенком должны быть не обязательством или обязанностью родителей, а приятной формой проведения свободного времени. Родителю не может быть стыдно касаться определенных тем. Это должно позволить ребенку свободно выражать свои мысли. Разговор не должен быть монологом или лекцией. И родитель, и ребенок должны быть полноправными участниками дискуссии.
6. Неудачные родительские амбиции
Нет ничего хуже амбиций нереализованных родителей в отношении образования, получения работы мечты или достижения профессиональных успехов, которые передаются детям. Это одна из самых страшных ошибок родителей. Ребенок, обремененный принуждением к удовлетворению родителей, перестает думать о том, чтобы удовлетворить свои потребности. Приоритет для него — сделать родителей счастливыми. Следствием такого поведения обычно является не только потеря детства, но и потеря личности. Ребенок не развивает свои таланты, он ориентируется прежде всего на удовлетворение потребностей родителя.
7. Награждение и наказание
Награждение и наказание являются очень важными элементами в процессе обучения. Они показывают различия между тем, что делать, и тем, что запрещено. Умелое использование награждения и наказания обеспечивает эффективность этой техники. Одной из ошибок родителей является то, что наказание гораздо больше, чем вознаграждение. Забыв о том, что лучше, эффективнее и приятнее поощрять хорошее поведение, чем наказывать плохое.
8. Чрезмерная защита и требовательность
Чтобы эффективно обучать, важно сохранять равновесие. Два фактора, защита и требовательность, иногда бывают очень опасными и входят в число ошибок родителей. Это связано с опасностью для нормального психического развития ребенка.
Постоянная защита — это подчинение родителя ребенку. Это касается не только защиты от проблем, но и некритического подхода к ребенку. Это чрезмерная снисходительность или недооценка способностей ребенка. Этот тип воспитания приводит к тому, что ребенок становится социально изолированным, испытывает трудности с новыми знакомствами. Например, постоянный контроль ребенка в интернете.
9. Зависимость
Зависимость является очень серьезной проблемой не только для зависимого человека, но и для его окружения. Наиболее распространенной формой зависимости является зависимость от алкоголя. Алкоголик снимает эмоциональное напряжение не только от употребления алкоголя, но и с помощью разъяренного и неконтролируемого разряда напряжения. Такая атмосфера не может хорошо повлиять на эмоциональное развитие ребенка, который лишен какой-либо стабильности. Ребенок, растущий в семье, затронутой алкогольной проблемой, подвержен не только многочисленным психологическим расстройствам, но и физическому пренебрежению.
10. Насилие
Домашнее насилие — очень опасное явление. Неважно, кто является жертвой насилия, а кто виновным. Это всегда приводит к большим проблемам. Родители, воспитывающие своих детей в атмосфере страха и злости, напрямую способствуют изменению их поведения в сторону более агрессивного отношения к сверстникам.
Надеемся, что эта статья была для вас полезна. Добавьте наш канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации!
5 способов контролировать ребенка в интернете, не нарушая личных границ. Читать далее...
ТОП 5 жизненных фильмов про мам я для мам. Смотрите вместе с нами!
Есть ли у родителей любимый ребёнок? Отвечаем на вопрос!
Источник