Гармоничность развития ребенка это
Величина признака
Центили 3 10 25 75 90 97
Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.
Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.
Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.
Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.
Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.
От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).
В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.
Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.
Возраст вычисляется следующим образом:
Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.
Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.
Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.
Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.
Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.
Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.
Возрастные группы в данных таблицах те же.
Также используются параметры нормального распределения Гаусса.
Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.
В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.
Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:
Фактический показатель – М
σ
Источник
Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».
В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.
Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.
Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Сверх требовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку уже к 6-12 мес., что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «улучшить» ребенка. Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие-то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле.
Памятка для родителей
- Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его.
- Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.
- Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому.
- Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
- Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
- За один раз может быть одно наказание. Наказан – прощен.
- Ребенок не должен бояться наказания.
- Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания – сообщаете ему об этом.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
- Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
Источник
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев Стругацких, «не повезло с поклонниками», Фридрих Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком». Большинство мудрецов, несмотря на различия в проповедуемых ими учениях, сходятся в том, что человек вовсе не является вершиной эволюционной лестницы. Человек — одна из ступенек этой лестницы, и далеко не последняя. Возможно, мы «подзадержались» на этой ступени (хотя время «сознательного развития» человечества в масштабах Вселенной ничтожно). Но если ступеньки той же эволюционной лестницы до человека наша душа проходила в какой-то степени бессознательно и индивидуальное совершенство в этом случае мало что значило, то переход от «ступени человека» к следующей возможен только через сознательную работу каждого индивидуума над собой.
Читающим эти строки взрослым людям сознательно эволюционировать к следующей ступени уже чрезвычайно сложно (хотя и не невозможно), и скорее всего это уже прерогатива следующих жизней. Однако можно помочь своим детям стать гармонично развитой личностью, ибо только тот человек, у которого в приблизительно одинаковой мере на высоком уровне будут развиты тело, душа и дух сможет перейти на следующую ступеньку эволюционной лестницы.
Итак, гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа.
Развитие тела — физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит, и способность воспринимать различные потоки энергий (и оставаться при этом здоровым).
Развитие души — чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).
Развитие духа — познание мира и себя.
Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае невозможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим.
И здесь на помощь взрослым может прийти самая древняя наука в мире — йога, дающая при грамотном подходе гармоничное развитие и способствующая развитию не только тела (как зачастую принято считать), но и души и духа.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в
ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык
Младенцы просто потрясающе приспособлены для обучения. Наверное, вы слышали о невероятной способности их мозга воспринимать новую информацию. Но, возможно, вы не оценили того, что их возможности весьма специфичны.
Часть первая
Гармоничное развитие ребенка
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев
4.1. Творческое развитие ребенка
Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,
Кормление грудью и развитие психики ребенка
Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.Было проведено множество экспериментов.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».
Давайте начнем эту тему с вашего вопроса про пуповинку и спонтанное интеллектуальное развитие. Мария Борисовна вам так ответила, потому что те, у кого были нормальные роды, у кого это все сохранили и оставили, там есть о чем говорить. А
Гармоничное развитие
Можно ставить перед собой разные цели и достигать их с огромным усилием, а можно поставить перед собой только одну – достижение равновесия, – и остальные будут достигнуты по пути.Жизненная энергия в человеке возрастает, когда он развивается
Развитие основных движении, умении и навыков у ребенка в возрасте до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но начиная с 3–4 недель жизни, над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог
Источник