Вопросы к родителям о речевом развитии ребенка

Вопросы к родителям о речевом развитии ребенка thumbnail

Родителям о речевом развитии детей (вопросы и ответы)

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?   
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»    Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?    
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.   

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?     
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». 
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).  Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития. 
Важно придерживаться следующих правил: 
— нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; 
— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 
— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п. 
— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  

  Как попасть на занятия к логопеду?      
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.    Чем занимается логопед?   
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,

так стоит ли идти в логопедическую группу?       
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.  

Читайте также:  Развитие ребенка набор веса

Станет ли мой ребёнок «как все»?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.  У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

      
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. 

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

 

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.  

 

Как правильно учить ребенка читать и писать?

      
В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука — [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А — и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение — это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.   

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?   
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.  Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: 
— раскрашивание буквы, штриховка — Лепка ребенком буквы из пластилина. 
— Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым. 
— «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
— Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д. 
— Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами. 
— Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д. 
— Обводка ребенком букв, написанных взрослым. 
— Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Читайте также:  Мини сад в центре раннего развития ребенка

Может ли у моего ребенка появиться заикание?   
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. 

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

 

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

 Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. 

Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.  

Источник

Родителям о речи ребёнка

   В последние годы количество детей с ОВЗ, в том числе, с нарушениями речи, становится всё больше и больше. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений.

   Этап активного речевого развития у детей приходится на дошкольный возраст, а сам фундамент речевого развития закладывается в возрасте от двух до трёх лет. Но в правильном формировании речи ребёнка огромную роль играют не только педагоги, но и родители. Успех дошкольника в усвоении языка во многом зависит от того, как разговаривают с ним взрослые и сколько они уделяют внимания речевому общению с ним. Если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть её до школы не хватит времени.

   Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на приём к логопеду! Необязательно, чтобы ребёнок говорил в этом возрасте развёрнутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а выражая свои мысли, умел соединять хотя бы 2-3 слова. Также необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребёнка нарушение речи, то на это имеется какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией (МЦД), то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. В этом же случае необходим массаж (шейно-воротниковой зоны или логопедический или др.).

Читайте также:  Динамика развития ребенка дошкольного возраста по направлениям

   Но одному специалисту трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. В конечном результате, в первую очередь, должны быть заинтересованы родители. Часто, записав ребёнка к логопеду, родители считают, что вся работа сделана. И это – неправильная позиция родителей! Только совместными усилиями родителей, логопеда и других специалистов можно помочь ребёнку обрести правильную чёткую речь. Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Что же делать родителям для успешного развития речи ребёнка?

   От рождения до 6 месяцев:

В этот период слух младенца очень чувствителен. Громкие, резкие или неприятные звуки снижают интерес к слуховым стимулам. Новорождённые дети предпочитают приглушённые мелодичные звуки, звук колокольчиков, материнский голос, детские голоса. Разговаривайте с ребёнком. Ваша речь должна быть неторопливой и доброжелательной. Общаясь с малышом, наклоняйте своё лицо близко к нему. Человеческое лицо – самый желанный для младенца объект изучения. Напевайте ребёнку песенки,  колыбельные, рассказывайте коротенькие стихи и народные потешки, пестушки и прибаутки. Детский фольклор – лучшее средство для формирования звукового и ритмического образа речи, усвоения лексических норм. Старайтесь как можно больше вступать с ним в телесный контакт, обнимать, держать на руках. Сопровождайте «материнский массаж», любое взаимодействие с ребёнком общением с ним.

   С 6 месяцев до 1 года:

Старайтесь комментировать  все действия, которые вы с вашим ребёнком делаете. «Маша будет кушать», «Маша идёт купаться» и т.д. Общайтесь с ребёнком неторопливо и без лишнего шума. Говорите как можно проще, используйте небольшие и лёгкие слова, которые ребёнок может повторить. При этом вы просто обязаны проговаривать все слова чётко. Это необходимо для того, чтобы ваш малыш правильно запомнил и произносил отдельные буквы, и не путал их с похожими.

  Звукоподражательные игры, появляющиеся в этот период, способствуют развитию всей последующей речи! Начинайте со звуков, которые произносят животные – «гав-гав», «мяу-мяу» и т.д. Подражания отдельным звукам, а не слогом – «ссссс» — вода течёт, «жжжж»- жужжит пчела, «ффф» — ветер дует и т.п. способствуют развитию фонематического слуха, который является необходимой основой для понимания смысла сказанного, успешного овладения письмом и чтением.

   Каждый день находите время для пальчиковой гимнастики, по типу: «Сорока-ворона, кашу варила». Лёгкий массаж кисти рук и пальцев способствует развитию мелкой моторики, вниманию и речи, а также создаёт позитивный настрой в ваших отношениях. Используйте самые простые движения: сжать и разжать кулачки, постучать ладошками по чему-либо, энергично помахать ручками и др.

  Своевременно вводите в питание малыша твёрдую пищу. Жевание укрепляет мышцы, готовит артикуляционный аппарат.

   С 1 года до 2 лет:

Внимательно слушайте ребёнка, когда он говорит! Разговаривайте с ребёнком чётко и внятно, без сюсюканья, обычным взрослым языком. При этом речь взрослого должна быть краткой и неторопливой. Называйте предметы, которыми ребёнок интересуется. Озвучивайте свои действия или действия малыша. Ваша речь должна быть эмоциональна и хорошо интонирована. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребёнку, он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Читайте ребёнку стихотворения, включайте аудиосказки, показывайте короткие театрализованные сказки. Это обогащает речь, которую малыш слышит. Выбирайте книги для чтения, где представлены чёткие, крупные фото или реалистичные изображения персонажей.

  Важным показателем правильного речевого развития является не объём активного словарного запаса, а то, насколько хорошо ребёнок вас понимает и способен реагировать на словесное обращение. Условно нижней границей возрастной нормы для ребёнка 2 лет является объём активного словаря 50 слов при хорошем понимании обращённой речи.   Пальчиковые гимнастики и артикуляционные игры – остаются в вашем арсенале, но становятся более сложными.

   С 2 до 3 лет:

  Речь ребёнка развивается только в активном общении! Никакие мультики и компьютеры не научат ребёнка говорить! Конструктор, пластилин, пальчиковые краски – помимо основного своего назначения, прекрасно развивают моторику рук, а значит, способствуют и речевому развитию. Слушайте с ребёнком музыку, поощряйте танцевальные движения. Ритмичные движения способствуют развитию слуха, а значит и речи.   Если ребёнок – левша, ни в коем случае не переучивайте его! Читайте ребёнку сказки, детские энциклопедии. Разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы. Создайте малышу «выгоду» от использования речи: «Когда ты плачешь, я не понимаю тебя. Скажи словами. Так я быстрее дам тебе то, что ты хочешь». Если ребёнок просит включить мультик, озвучив его название, он быстрее получит желаемого, и т.п.

  Не учите ребёнка до трёх лет писать и читать! Запомнить названия букв он, конечно сможет, но вот овладеть этими навыками ни физиологически, ни психологически он не готов. Два–три года – это период формирования эмоциональной сферы ребёнка. Искусственное раннее развитие и интеллектуальные задачи, превышающие возможности возраста, неизбежно отразятся на состоянии ребёнка лет в 7 – агрессивность и гиперактивность, неврозы, энурезы и страхи, могут быть следствием этой перегрузки. Придерживайтесь в развитии ребёнка принципа: «Всему своё время!».

  К 3 годам в речи ребёнка должны появиться разнообразные наречия, прилагательные, причастия. Сложные предлоги, соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но её совершенствование продолжается на 4-ом и 5-ом годах жизни.  

Источник