Универсальная методика индивидуального развития ребенка

Методика всестороннего развития и воспитания

В настоящий момент  дошкольное образование представляет собой разрозненный перечень методик и программ развития ребенка от рождения  до момента поступления в школу.  Каждая методика и программа направлена на развитие  какого-то одного навыка или  умения и  нет целостной системы, охватывающей  все развитие ребёнка.  Малыш растет, а молодые родители год за годом сталкиваются с одними и теми же проблемами: чем заниматьсяис ребенком в этом возарасте, как заниматься и где брать материал?

Тем временем, сложно переоценить  важность своевременного  и всестороннего развития  ребёнка  в дошкольном детстве – это залог успешного обучения в школе. Поэтому в помощь заботливым родителям была создана методика «Робинс» — уникальная комплексная  методика индивидуального развития ребенка от самого рождения до школы, разработанная ведущими детскими педагогами и психологами и учитывающая лучший опыт методик зарубежных и отечественных ученых.

ИДЕЯ:

Методика «Робинс»  это пошаговая  комплексная система  развития  ребёнка,  которая учитывает все возрастные особенности малыша и нацелена на его всестороннее развитие, как физическое, так и психическое (интеллектуальное, личностное, эмоциональное). В процессе  обучения  по данной системе ребенок своевременно и планомерно получает навыки и умения, которые он должен   усвоить  в каждый возрастной отрезок дошкольного детсва.

Для удобства родителей идея системности и комплексности развития ребенка реализуется в методике по матричному принципу, то есть на пересечении возраста и искомого навыка находится та группа развивающих продуктов, которая нужна ребенку для полноценного развития. Матричный принцип отразился в навигационных особенностях методики (ориентироваться в ней легко и просто) — по значкам-навыкам и цветовому делению на возрастные групппы.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ:

Методика “Робинс” выделяет  в  развитии  ребенка два  основных  направления  — это   интеллектуальное  развитие (развитие таких психичесих функций как речь, внимание, память, мышление, социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие) и физическое развитие.

Развитие  ребёнка – это  важный  поцесс,  поэтому  к разработке методики были привлечены ведущие специалисты в сфере дошкольного образования, развития и воспитания  детей. Каждый автор создаёт свою часть методики, посвященную той  сфере развития, в которой он является профессионалом. Коллектив дипломированных специалистов в области дошкольного образования  постоянно работает над совершенствованием методики. Таким образом методика “Робинс” превращается в интерактивный динамичный проект, постоянно расширяюшийся в соотвествии с требованиями времени, уровня техники и образования.

Основными принципами методики является индвидуальность и вариативность дошкольного образования:   все дети разные и для каждого ребёнка  можно подобрать тот материал, на основе котрого развитие и обучение будет происходить наиболее эффективно. Методика нацелена на формирование познавательной активности ребенка в различных видах деятельности в каждом конкретном возрасте. Искренний интерес   — это та мотивация, которая делает обучение  легким и интересным для ребёнка. Так же методика “Робинс” уделяет  особое внимание возрастной адеквантности  — соответствию развивающих методик  возрастным особенностям развития.

Методисты издательства составили программу так, что она  стимулирует развитие творческих способностей и  поддерживает совместную деятельность детей и взрослых, а также приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи и  общества.

Развивающие   занятия  по методике «Робинс»  превращаются  в интересное  времяпрепровождение    и для взрослого,  и для ребенка. Ребенок  учится, играя,  и таким образом лучше воспринимает новое.

У многих родителей могут возникнуть вопрос:  не отнимет ли  ранее обучение у ребенка детство? Может возникнуть образ  малыша,   все время “за партой”, выполняющего задания. Но недоверие  к  раннему  развитию происходит из-за непонимания главной его идеи: всё должно быть ненавязчиво, интересно и своевременно для  ребёнка.

Родители и воспитатели, используя   продукты методики «Робинс»  и матрицу продукции  (по возрастам и по навыкам, процессам, умениям),  могут  легко  самостоятельно создать развивающую среду, наиболее    подходящую под индивидуальные особенности  и возраст  их ребёнка.

НАВИГАЦИЯ МЕТОДИКИ

:

Для того, чтобы родители легко могли ориентироваться в развивающих и обучающих материалах  методики  “Робинс” наши методисты  разработали удобную навигационную систему. Вы без затруднений  сможете находить образовательные материалы, необходимые для развития и обучения именно вашего ребёнка.

В основе навигации  лежит плоскостная матрица, по горизонтали которой располагаются четыре возрастные группы (от 0 до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет), а по вертикали – все те навыки, процессы и умения, которым должен обучаться ребенок в соответствующий период временного развития.

На пересечении вертикалей (процессы, навыки, умения) и горизонталей (возраста) вышеуказанной матрицы размещается вся линейка образовательных продуктов, которые позволяют активно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, заниматься его развитием и обучением.

Читайте также:  Курсы развития ребенка минск

Чтобы родителям было проще ориентироваться, аудитория методики «Робинс» разделена на четыре возрастных категории: от 0 до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет. Каждому возрасту присвоен свой цвет (от 0 до 1 года – зелёный, от 1 года до 3 лет – красный, от 3 до 5 лет – синий, от 5 до 7 лет – жёлтый). Методика позволяет учитывать особенности развития каждого из этих возрастов. Всё это даёт возможность родителям  выбирать именно тот продукт, который необходим в конкретном возрасте.

Система специальных пиктограмм – значков помогает родителям определить, на развитие какого именно навыка, процесса, умения направлен данный развивающий продукт.

ПОДРОБНЕЕ  О НАШИХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОДУКТАХ:

В методику “Робинс” входят книги, развивающие настольные игры, настенные плакаты, аудиопродукция, видеопродукция, наборы для творчества, мозаики, пазлы, игрушки, напольные коврики и многое другое. В рамках данной методики так же ведутся разработки новых книжных форм, столь необходимых для детей младшего возраста.

Одна из последних интересных разработок – это книжный-конструктор “Развивающий кубик” и “Сказочный кубик”. Издательству “Робинс” удалось сконструировать новый прототип книги-пазла-игры, создать  новую книжную форму, которая базируется на творческом конструировании, но сохраняет при этом полиграфическую основу. На данную разработку был получен патент, она не имеет аналогов в мире.

«Книжный конструктор» — это набор из шести развивающих книжек из толстого картона, выполненный  в форме пазлов, соединяющихся между собой  в куб или в игро-

вое поле (если перевернуть каждую книгу, то задняя сторонка является участком игрового поля для игры-бродилки, внутри книжного кубика  лежат две фигурки-фишки и игральный кубик). Каждая книжка-деталь выполнена из толстого картона с прорезиненным переплетом и имеет неровные края, ее легче удержать в руках и проще листать. Все книги-пазлы подходят друг к другу. Вы можете собрать и хранить книги в форме книжного куба или оставить их в разобранном виде, или собрать в плоский коврик или поле для игры.  И ребенок, и родители получают не одну вещь, а целых три: книгу, развиваюшее пособие и игрушку. Такая форма позволяет добавить  в процесс обучения творческий и игровой моменты.

Другое интересное пособие  —  это книжки-погремушки “Я узнаю мир”, предназначеные для детей в возрасте от рождения до года. Это первые книжки для малышей, только  начинающих  делать первые шаги и  произносить первые слова. В наборе 9 книжек-кубиков,  на основные  темы, соответствующие данному возрастному этапу. Листайте странички, трещите-стучите книгами-как погремушками, грызите толстый картон, стройте башенки из кубиков и наконец, собирайте свои первые   пазлы, спрятанные на обратной стороне каждой из книжек.

Если же ребенок уже начинает говорить, то в серии книжек-кубиков есть веселое игровое пособие «Я учусь говорить». Каждая из 15 книжек-ступенек содержит десять слов на знакомую для малыша тему, которые в зависимости от сложности и количества слогов разбиты на 15 уровней. Система обучения строится от простого к сложному, то есть 15-я книжка-кубик содержит многосложное труднопроизносимое слово. В качестве дополнительного игрового момента мы добавили в книги — на заднюю сторонку каждой — буквы, из которых ребенок может составить некоторые слова, используемые в книге, в том числе и сложные слова, например «клубника», «незабудка» или «банан» пр. Обращаем ваше внимание, что поскольку количество букв ограничено количесвтом книжек-кубиков в наборе (15 книжек-кубиков), не все слова могут быть составлены.  Ребенок играет с книжкой, сморит картинку, развивает мелкую моторику, а главное запоминает новое слово.  Книжки сделаны из очень плотного материала, поэтому малышу будет непросто порвать или испортить их. Процесс познавания становится увлекательнее и “музыкальнее”.

Методика также отвечает запросам тех родителей, которые встречаются с трудностями в развитии ребенка. «Логопедические игры и задания» — незаменимое пособие с CD-диском для постановки проблемых звуков,  эффективный способ увлечь ребёнка речевыми занятиями.  Книга содержит  20 объёмных занятий, по 3-5 заданий в каждом. Это пособие вы также можете использовать как дополнительный материал к домашним заданиям логопеда, с которым занимается малыш.

Детям постарше подойдет «Рабочая тетрадь. Обучение чтению и письму» –  авторское пособие Пятибратовой Н.В. (профессионального логопеда-дефектолога, имеющего большой опыт с детьми), которое поможет ребенку 4-6 лет развить и усовершенствовать навык чтения, научиться писать печатные буквы. Пособие универсально: оно может с успехом применяться независимо от того, какой методикой вы пользовались ранее для обучения ребёнка. Все занятия структурированы по трём разделам, в каждом из которых по 10 заданий. То есть  развитие по методике  “Робинс” совместимо с развитием  по  другими методикам развития.

Читайте также:  Автор когнитивной теории развития ребенка

Все  перечисленные издания отвечают требованию приемственности, то есть реализуют  пошаговую  систему  развития   знаний, умений, навыков и процессов. Все, что развито   на одном временном отрезке подхватывается и развивается   на  следующем. Знания и умения  развиваются, углубляются и  дифференцируются.

Как мы видим, методика сопровождает ребенка от самого рождения до момента поступления в школу!  Постепенно (по возрастам) усложняются задания, раскрываются новые темы и углубляются  знания и навыки в уже освоенных темах.

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Читайте также:  Беременность по неделям развитие ребенка и ощущения женщины

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник