Вопросы беседы с воспитателем о развитии ребенка

В ходе беседы с воспитателями им были заданы следующие вопросы:

1) Замечали ли Вы у детей Вашей группы проявления застенчивости?

2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, они проявляются:

— играет в одиночестве,

— стоит в стороне и наблюдает за другими детьми,

— не может установить контакт с другими детьми,

— играет только с одними и теми же детьми,

— не хочет принимать участие в групповых играх.

3) В каких ситуациях дети чаще проявляют застенчивость:

— в игре с другими детьми,

— в общении со взрослыми,

— в процессе знакомства с новыми людьми,

— при появлении новых педагогов в коллективе,

— при появлении в группе после длительного отсутствия.

4) Какие отношения складываются у Вас с застенчивыми детьми?

5) В каких ситуациях детям не свойственны проявления застенчивости?

6) Кто из Ваших детей в группе не может установить контакт со взрослыми или другими детьми?

7) Когда Вы стали наблюдать, что ребенок проявляет признаки застенчивости?

8) С чем связаны проявления застенчивости?

9) В чем выражаются трудности в общении у застенчивых детей:

— устанавливают контакт медленно и с трудом,

— продолжительность общения со взрослыми и детьми кратковременная,

— речь детей неразвернутая, краткая,

— не проявляют инициативу в общении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

В ходе беседы с родителями им были заданы следующие вопросы:

1) Замечали ли Вы, что Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости?

2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, это выражается?

3) Считаете ли Вы застенчивость положительным или отрицательным проявлением?

4) Свойственны ли проявления застенчивости для членов Вашей семьи (Вас, супруга (супруги), братьев или сестер, Ваших родителей)?

5) Как Вы думаете, что явилось причиной появления застенчивости у Вашего ребенка?

6) Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости со всеми окружающими или только в незнакомой ситуации или с незнакомыми людьми?

7) Какими способами Вы поощряете своего ребенка?

8) Хвалите ли Вы ребенка за его успехи или считаете, что таким образом его можно избаловать?

9) Выслушиваете ли Вы мнение ребенка, даже если считаете его рассуждения неправильными? Прислушиваетесь ли Вы к мнению ребенка?

10) Указываете ли Вы ребенку на его недостатки? Подчеркиваете ли Вы его достоинства?

11) Стараетесь ли Вы поддержать своего ребенка в случае неудач? В чем это выражается?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1) Известны ли Вам особенности проявления застенчивости у детей 5 года жизни? В чем, на Ваш взгляд, они выражаются:

— нерешительность,

— отсутствие стремления установить контакт со взрослыми,

— отсутствие стремления установить контакт со сверстниками,

— растерянность в незнакомой обстановке,

— робость,

— сильная зависимость от мнения окружающих.

2) Какие трудности Вы испытываете при воспитании своего ребенка:

— он не проявляет самостоятельности,

— он не готов к общению с другими детьми,

— он не хочет рассказывать о том, что происходит в детском саду,

— он не хочет вступать в какой бы то ни было контакт с незнакомыми людьми, даже если это необходимо (например, при контакте с врачом),

— ребенок болезненно реагирует на незнакомых людей (кричит, плачет, убегает).

3)Считаете ли Вы, что обладаете достаточной информацией для того, чтобы помочь Вашему ребенку преодолеть застенчивость?

4) Какие трудности испытывает Ваш ребенок при общении (на занятиях, в коллективных играх)?

5)В каких ситуациях проявляются трудности общения вашего ребенка (в общении с взрослыми; в общении с детьми; только с незнакомыми людьми)?

6)Что Вы предпринимали для того, чтобы преодолеть проявления застенчивости у Вашего ребенка (пользовались педагогической литературой; консультировались с воспитателями)?

7)Консультировались ли Вы с психологом по данной проблеме? Если да, то что он Вам посоветовал?

— разработать индивидуальную программу по преодолению застенчивости у ребенка,

— самостоятельно изучить способы преодоления застенчивости у детей и выбрать наиболее подходящие для Вашего ребенка,

— сказал, что это проходит с возрастом,

— пояснил, что не видит причин для беспокойства и проявлений застенчивости у ребенка,

— посоветовал поговорить с воспитателем по проблеме преодоления застенчивости у ребенка.

8)Какая помощь со стороны психолога, преподавателя Вам интересна (консультации, методическая литература)?

9)Обращались ли к Вам воспитатели ДОУ с информацией о том, какие методы Вам необходимо использовать для преодоления застенчивости у Вашего ребенка?

10)Как Вы считаете должно быть организовано консультирование по проблеме преодоления застенчивости у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения? Кто должен принимать участие в данном консультировании (консультации психолога, рекомендации воспитателей)?

11)Какие методы и приемы необходимо использовать для преодоления застенчивости у ребенка?

— расширение круга пассивного общения,

— развитие у ребенка уверенности в себе,

— воспитание чувства собственного достоинства,

— постепенное приучение ребенка к инициативе в общении.

12)Какие формы работы для преодоления застенчивости у ребенка Вы считаете наиболее приемлемыми:

— использование игровых приемов,

— совместная деятельность ребенка и взрослого (родителей, воспитателей, психологов),

— преодоление застенчивости посредством организации взрослыми совместной деятельности для детей с включением застенчивого ребенка,

— поощрение ребенка.

13)Какие формы повышения педагогической культуры Вам интересны (консультации, наглядная информация, деловые игры, организация дискуссий, организация «круглых столов»)?

Читайте также:  Развитие вкуса у ребенка

14)Откуда Вы получаете информацию (знакомые, воспитатели, педагогическая литература, средства массовой информации)?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИГРО-ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Цель – научить детей общаться, повысить уверенность в себе.

Время: 40 минут.

Игра «Бездомный котенок»

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком — любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть дети придумают, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть дети сами покажут, как именно. Предлагаем кому-то из детей сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяться ролями с другим ребенком). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой… (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал — оставьте выбор ситуации за детьми. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для ребенка важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался… (пусть дети сами придумают персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж). Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.

Занятие 2

Цель – снятие напряжения, создание мотивов для общения

Время – 40 минут.

Игра «Коллективный рисунок «Наш дом»»

Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Занятие 3

Цель – овладение неречевым общением, представление возможности овладения собственным стилем поведения.

Время – 40 минут.

1. Игра «Колдун»

Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает. Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

2. Игра-фантазия

Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой оговаривается участие каждого героя в общей игре. На втором этапе идет собственно разыгрывание сказки. Игра направлена на предоставление каждому ребенку своей собственной, особой модели поведения.

Занятие 4

Цель – формирование мотивов межличностного взаимодействия и уважения окружающих.

Время – 40 минут.

1. Игра «Окажи внимание другому»

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес): «А еще я думаю, что я…». Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.

2. Игра «Робот»

В этой игре действуют не животные, а люди, но если ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не надо противиться. И «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены группы стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и… (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, — тормошила мама героя. — Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал… (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо!

Читайте также:  Развитие игры в процессе развития ребенка

(Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам — как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой… (придумайте вместе с ребенком приключения героя — их можно растянуть на несколько «сеансов» игры — но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно).

Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра — это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Занятие 5

Время – 40 минут.

Цель – закрепление полученных навыков

1. Игра «Доверяющее падение».

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача — упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

2. Игра «Конспиратор».

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор — тот, кого узнали последним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Александр Зоткин
Беседа с воспитателями «Игра дошкольника»

Составитель Зоткина Татьяна Михайловна

БЕСЕДА

С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

по теме: «ИГРА ДОШКОЛЬНИКА»

Цель: изучить особенности организации и руководства сюжетными и творческими играми дошкольников

Вопросы:

1. Какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих сюжетно – ролевых играх? _Роль воспитателяв игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.

В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, выдержка, сочувствие, сострадание и т.

2. Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно – ролевых играх? __ Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. ___

___

3. Какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные?

Однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая цепочка действий, т. е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.);

многоперсонажный сюжета, на котором сюжет развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (примером могут послужить сюжетно-ролевые игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.);

многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении позитивные мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение.

4. На каком этапе (по Д. Б. Эльконину) находится развитие игры у детей Вашей группы? _Подготовительная группа Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. «___

Читайте также:  Развитию личности ребенка способствуют

5. Какие роли дети исполняют в своих играх? __Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Дети берут на себя роль взрослых и в общественной форме в специольно созданных игровых условиях воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Д. Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в «самих себя», в «мам и пап», в «своих товарищей». Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений «дети-воспитательница«. Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая играпретерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

6. Проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно – ролевой игры? ___руководство сюжетно-ролевой игрой, как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.Учеными выделяются следующие способы построения игры:

последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

7. Какие виды игр встречаются чаще у детей Вашей группы? _Дети любят играть «Семья», «Детский сад» ,»Магазин»,»Парихмахерская»,но особенно любят играть в строительные игры и обыгрывать их “ Эстакада”, “ Город “, “ Зоопарк “___

___

8. Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью? ___В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов”, они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам — кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие — в такую же связь с женским

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами.В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) — у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) — у девоче

9. Одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы? __Нет___

___

10. Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми? _Верна___

Источник