Воображение ребенка и его развитие

Воображение ребенка и его развитие thumbnail

Все о развитии воображения у детей

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.
Читайте также:  Творческие инструменты для всестороннего развития ребенка

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития  воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период  должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Читайте также:  Школа для развития ребенка москва

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке». После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
  2. «Загляни в будущее». В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период  станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование   этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Источник

  • Развитие от А до Я

Развитие воображения у детей

Взрослые порой забывают, каким ярким и сказочным кажется окружающий мир в детстве. Деревья были большими, поля — необъятными, а сны — живыми. Детские фантазии обычно умиляют и трогают родителей, но иногда постоянные выдумки ребенка становятся предметом раздражения или тревоги. Мамы и папы ругают малыша за «вранье» или пытаются вернуть его к действительности, разрушая придуманный мир, полный чудесных и захватывающих приключений. А ведь такое поведение малыша говорит лишь о правильном развитии у него воображения, и первыми помощниками в этом деле должны стать именно родители.

Воображение дает основу творчеству, помогает нестандартно мыслить и экспериментировать, находить выход из сложных ситуаций. Дети с развитым воображением легче переносят различные жизненные неприятности, конфликты со сверстниками или взрослыми, лучше осваивают школьную программу, делают успехи в рисовании, лепке, конструировании, сочинении стишков и рассказов. Родители, воспитывая маленького гения, должны понимать, что такое воображение и способы его развития.

Что такое воображение?

Воображение детейВоображение — это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально не существующих объектов и явлений. Воображение также помогает управлять выдуманными объектами или явлениями, создавая для них ситуации.

Воображение ребенка дошкольного возраста, как правило, воссоздающее, при котором образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, во время прослушивания музыки или просмотра картинок. Вот почему дети так любят слушать сказки, а затем с удовольствием читают их сами. Следующим уровнем является творческое воображение детей, подразумевающее создание новых, ранее не встречавшихся образов. Дошколята сами начинают придумывать сказки или рассказы с участием совершенно нереальных персонажей.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 1 год и 4 месяца развитием речи

Особенности развития воображения ребенка до 5 лет

Воображение ребенка развивается с увеличением жизненного опыта, а потому тесно связано с развитием восприятия. У новорожденных детей способность мыслить образами отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей первого года жизни заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки: выбирайте для прогулок разные детские площадки, парки, скверы, берите малыша с собой, когда идете в гости или магазин.

Как правило, только на третьем году жизни отмечается начало формирования воображения у детей. Например, подражая маме, малыш может проводить по волосам погремушкой, похожей по форме на расческу, также ребенок начинает проявлять интерес к небольшим, простым и понятным историям, дополняя или немного изменяя их. К тому же в этом возрасте начинается активное развитие речи, что дает дополнительный толчок в развитии воображение. Ребенок получает возможность активно общаться со взрослыми, задавая множество вопросов.

Изучение книжкиКниги для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая ребенку сказку, родители могут изменять голос, изображая того или иного героя, подражать голосам животных, рассматривать иллюстрации вместе с малышом.

У детей после двух лет уже может прослеживаться склонность к определенному виду занятий: рисование, танцы, аппликации, лепка, игра в «кукольный театр». Родители должны всячески поощрять начинания ребенка, стимулировать его стремление к творческой деятельности. Малыши этого возраста обычно не в состоянии сами предложить новый вид деятельности или придумать игры на развитие воображения, инициаторами в этом деле должны выступать именно родители.

Ещё одной особенностью воображения детей этой возрастной группы является неумение планировать свою деятельность. Приступая к лепке, малыш не может толком сказать, что именно он собирается изобразить, да и в ходе самого процесса конечная цель может легко изменяться. Например, у ребенка уже начала получаться башенка, но стоит появиться какой-то лишней выпуклости, вызывающей определенные ассоциации, и башенка превращается в солнышко, затем в цветочек, домик.

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Особенности развития воображения ребенка до 7 лет

К пяти годам дети уже накапливают определенный багаж жизненного опыта, который позволяет активно развивать творческое воображение. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, создавать собственные персонажи и даже воображаемых друзей, которые помогают детям переживать неприятные события, обыгрывать тревожащие ситуации, приобретать навыки общения. Как правило, с возрастом эти фантазии исчезают без следа, родителям не нужно беспокоиться по этому поводу и уж тем более ругать ребенка. Однако слишком «глубокий» уход в несуществующую реальность должен стать поводом консультации у специалиста.

Лучше всего развитие воображения у детей происходит во время игры. Очень важно не прерывать ребенка, даже если вам кажется, что пришло время кушать, спать, переодеваться. Дайте ему логически завершить сюжет игры или придумайте, как прервать его до следующего раза. Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон.

Как правило, дети в этом возрасте учатся читать, открывая для себя волшебный мир литературы. Ребенок ассоциирует себя с героями различных сказок, придумывает свои варианты развития сюжета, «переносит» себя в сказочный мир.

Играя, читая книги или наблюдая за любимыми героями мультиков, можно выполнять несложные, но весьма эффективные упражнения на развитие воображения. Например, придумать историю, участниками которой станут герои из разных сказок; нарисовать персонажей только что прочитанной книги; пофантазировать о том, что было бы, если здесь и сейчас оказался бы мультипликационный герой.

Старшие дошкольники уже могут планировать свою деятельность, придавая осмысленность своим фантазиям. Ребенок в этом возрасте точно знает, что к маминому дню рождения он нарисует картинку, сначала он изобразит травку, коровку, а потом солнышко и облака. Способность управлять своими идеями, воплощать задуманное в реальность — очень важное умение, необходимое в течение всей жизни человека.

Роль детских фантазий не нужно недооценивать. Воображение помогает ребенку развиваться и совершенствоваться. Учеными доказано, что дети, обладающие развитым воображением, лучше учатся в школе, они более общительны, легко адаптируются в новом коллективе, а затем с успехом реализовывают себя во взрослой жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник