Влияние тестопластики на развитие ребенка

Анна Куприянова
Тестопластика и ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Дети любят все новое и необычное, и каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более интересных и эффективных методов, приемов обучения, которые бы помогли лучше раскрывать возможности и особенности каждого ребенка отдельно, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Сенсорное воспитание — это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. О. Усова отмечала, что 9/10 всего умственного багажа детей дошкольного возраста составляют результаты деятельности органов чувств. Выдающиеся педагоги — Ф. Фребель, Г. Монтессори, О. Декроли, К. Ушинский, С. Русова отмечали его как одну с основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическое и физиологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. Одним из видов сенсорного развития является лепка.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название — тестопластика или биокерамика.

Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Обычные материалы для лепки — это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Приготовление теста:

1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого, добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

3 рецепт «Нежный» — для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки.

Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления;

5. Развивает творческое воображение, мышление, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности;

6. Формирует умение планировать работу, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Вместе с детьми можно лепить из соленого теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания.

Роспись поделки и прорисовывание деталей также плодотворно сказываются на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Обсуждение преподавателя с детьми работ, последовательности выполнения, придумывание интересных историй и сказок способствует развитию речи, фантазии и умственной деятельности. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал.

Сегодня психологи активно используют лепку ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей. Именно творческие занятия, в частности лепка из соленого теста, способны помочь ребёнку гармонично и всесторонне развиваться.

Таким образом, тестопластика: способствует выражению чувств и эмоций детей; обучает специальным технологиям работы с пластическими материалами, стимулирует их к экспериментам с материалом, цветом; развиват мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, речь, образное мышление; обеспечит условия для творческой самореализации, проявлению самостоятельности, инициативы; приобщат детей к миру искусства, формирует художественный вкус; развивает чувство формы, пропорций, цветоощущение. Одним словом помогает органично развиваться.

Источник

Светлана Камзолова
Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка»

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

Учёные утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. В этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. А мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей и дарований.

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

Читайте также:  Как строить развитие ребенка

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Эксперементирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: Влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка,а именно на:

развитие мелкой моторики;

— расширение кругозора;

— создание целостного образа;

— расширение словарного запаса;

развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

развитие игры с правилами;

здоровье.

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

Надо взять кусочек теста

И найти поярче место.

Шарики, колбаски –

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Источник

Консультация для воспитателей на тему:

«Влияние тестопластики на развитие ребёнка»

Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка».

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

(В. А. Сухомлинский).

Учёные утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. В этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. А мир ребёнка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех его способностей и дарований.

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности является лепка.

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.

Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Таким образом, тестопластика обладает большим развивающим потенциалом.

В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное действие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью них мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.

Эксперементирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания детей об их свойствах и возможностях применения. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Всё это способствует развитию смелости и гибкости мышления у детей.

Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Это объясняется тем, что дети учатся объёмному способу изображения предметов, т. е. любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребёнка, формируется образ. Дети учатся доводить начатую работу до конца.

Занимаясь лепкой дети развиваются интеллектуально и творчески. Они чувствуют себя творцами, способными подчинить собственной воле материал и создать из него образ. Дети учатся планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Также, тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, своё отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Одним из важных моментов является и то, что лепка из солёного теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус. Они начинают видеть прекрасное в повседневной жизни.

И самое главное, ребёнок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда. И хотя, создание поделок из солёного теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дети получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Они раскрепощаются, перестают бояться, что у них что-то не получится.

Ребята с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят близким людям, украшают ими интерьер.

Вывод: Влияние занятий тестопластикой на развитие ребёнка довольно широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, а именно на:

— развитие мелкой моторики;

— расширение кругозора;

— создание целостного образа;

— расширение словарного запаса;

— развитие познавательных процессов (внимание, мышление, восприятие, воображение);

— развитие умения взаимодействия – делового и личностного общения;

— развитие игры с правилами;

здоровье.

Тестопластика – такая же естественная потребность для ребёнка, как и игра. Дети лепят много и охотно. В своих поделках ребята не только отражают окружающий мир, но и познают его.

Надо взять кусочек теста

И найти поярче место.

Шарики, колбаски –

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Источник

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ  

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»

________________________________________________________________________________

Влияние тестопластики на развитие творческих способностей детей

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

(технология)

                                              Выполнила:

                                              Накарякова Ульяна Андреевна,

           учащаяся 2б класса        

                                                                          Руководитель:

          Останина Инна Геннадьевна,

                                                                                                         учитель начальных классов

Читайте также:  Развитие личности ребенка детском саду

Нягань, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…3

Раздел I. Соленое тесто – материал для творчества.

               Глава 1. Хлебосол или лепка из соленого теста.……………………………………………..5

               Глава 2. Этапы работы над изделием в технике тестопластики…….………………7

Раздел II. Влияние занятий тестопластикой на развитие ребенка младшего школьного

возраста………………………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………………….11

Список используемых ресурсов……………….……………………………………………….13

Приложения……………………………………………………………………………………..14

                                                         ВВЕДЕНИЕ  

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить маме, бабушке, лучшему другу? Наличных денежных средств мы не имеем, так как не зарабатываем, а подарить что-то очень хочется. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств.

В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребёнка формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи и мелкой моторики. Таким образом лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, снимает эмоциональное напряжение. У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт. Лепить — это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной поделкой можно играть. Каждая новая работа — это новая игрушка, особенно радующая малыша тем, что сделана его руками.

Искусство лепки из соленого теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой. Мука и соль — это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки и моделирования.

И все–таки тестопластика, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

ТЕМА: Влияние тестопластики на развитие творческих способностей детей.

ГИПОТЕЗА.  Предположим, что если мы научимся технике тестопластики, то это   послужит развитию творческих способностей, развитию воображения, мелкой моторики. 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изделия из соленого теста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Тестопластика и творческие способности детей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить положительные и отрицательные стороны работы с тестом.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучить литературу по теме проекта.

2. Познакомиться с возможностями работы с соленым тестом.

3. Определить влияние работы с тестом на творчество детей.

4. Изготовить сувениры    из соленого теста.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Анализ и синтез полученной информации
  2. Опрос
  3. Наблюдение
  4. Анкетирование и тестирование
  5. Практическая работа

Поделки из теста – древняя традиции, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Кощунства над хлебом в этом направлении нет. Для работы используется чаще всего материал у которого вышел срок годности или по каким-либо причинам непригодным для употребления в качестве продукта питания. Важно делать особый акцент на то, что замешиваем столько теста, сколько необходимо для работы. Учим детей работать рационально, что имеет воспитательный момент.

РАЗДЕЛ 1.   Соленое тесто – материал для творчества

Глава 1.   Хлебосол или лепка из соленого теста

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста. В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.
Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепёшки, которые вывешивают на стенки домов. В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Глина и пластилин, которые традиционно используются на уроках изобразительного искусства и технологии в школе — далеко не единственные материалы, из которых можно лепить. Поэтому в качестве материала для занятий лепкой мы бы порекомендовали педагогам использовать соленое тесто.

Тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Соленое тесто – экологически чистый, не аллергенный материал. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор.

Глава 2. Этапы работы над изделием в технике тестопластики

 Соленое тесто — это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть — соль, мука и вода — вот и все, поэтому лепить могут даже самые маленькие малыши. Вряд ли будет создано что-то выдающееся или даже узнаваемое — в таком возрасте важнее сам процесс. Особо удачные «произведения» можно тут же запечь в духовке и потом подарить их папе, бабушке или дедушке. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Тесто достаточно пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На нем остаются замечательные отпечатки от любых предметов — пуговицы, болтики, детский конструктор, ладошки, вилки, расческа, ситечко. После высыхания тесто отлично окрашивается любой краской — гуашь, акварель.

Читайте также:  Набор развитие ребенок 2 года

   Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.

Итак, если, Вы хотите попробовать поработать с соленым тестом и получить удовольствие от творчества, предлагаю ознакомиться с основными этапами работы:

1.Основной рецепт приготовления теста: 2 чашки пшеничной муки+1 чашка соли мелкого помола+3/4 чашки воды комнатной температуры.
     Мука — это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола зерна. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. В тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления солёного теста. 

Соль лучше развести в воде (мы убедились в этом исходя из собственной практики). Если брать сухую соль то при высыхании на поверхности изделия остаются видимыми ее крупинки, а изделие иногда становится шероховатым.

Замешивать, как обычное тесто (минут 15-20). Тесто может храниться в холодильнике в пластиковом контейнере или полиэтиленовом пакете

Можно приготовить цветное тесто. Детям очень нравится работать с окрашенным тестом, как с пластилином. Для этого в небольшие комочки теста вмешать пищевые красители, акварельную или гуашевую краски. Во время работы с тестом, брать только необходимое количество теста.

2. Кроме теста понадобятся:

 -краски и кисточки натуральные
— лак (прозрачный)

— разнообразные инструменты и материалы, которые будут использоваться в работе: — деревянная или пластиковая скалка, разделочная доска
— зубочистки
— небольшой кухонный нож (детям в целях техники безопасности в работе необходимо использовать наборы пластиковых стек)

 — ножницы, расческа
— формочки для выпечки
— ситечки разного размера
— пищевая фольга
— пуговицы с рельефными рисунками
— разнообразный природный материал.

3.Изготовление изделий из теста:

-изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них
-плоские украшения, выполненные с помощью шаблона
-рельефы
— объёмные лепные фигурки
— изделия с использованием дополнительных материалов
— сложные композиции и панно

4. Способы сушки изделий. 

— сушка в духовке плиты.

— воздушная сушка — этот способ безопасный, но самый длительный.

— комбинированная сушка —  изделия выдерживают несколько дней на воздухе, затем подсушивают в духовке.

5. Раскрашивание готовых изделий: 

— Если изделие выполнено из цветного теста, то после высыхания можно оставить его таким, какое оно есть.
— Изделия из неокрашенного теста расписываются следующим образом: сначала все изделие окрашивается в основные цвета. И только потом, после высыхания добавляются тонкой кистью оттенки для объема и большего правдоподобия.
6. Украшение декоративными элементами:
После окраски приклеиваются необходимые декоративные элементы – бусинки, стразы, ленты, кружева. Для приклеивания хорошо использовать клей ПВА, он не дает желтизны, как другие клеи.

РАЗДЕЛ 2.     Влияние занятий тестопластикой на развитие ребенка          младшего   школьного      возраста

Когда мы начали работать над своей темой, пришлось много читать о тестопластике. Тогда мы выяснили, что, оказывается, лепка из теста влияет на развитие детей младшего школьного возраста. Лепка обогащает ребенка не только в художественном и творческом плане.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого мышления, воспитывает художественный вкус, умение наблюдать, воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, воспитывает аккуратность и терпение. Также лепка развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

                Занятие лепкой оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики рекомендуют    стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Многие первоклассники в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, они начинают нервничать.    

        Для того, что бы выяснить, положительное влияние тестопластики на развитие детей, и улучшение письма мы набрали группу учащихся начальных классов. Вначале работы с детьми мы беседовали о хлебе, о труде который в него вложен, о добром отношении к хлебу, и к поделкам из хлеба. Затем провели анкетирование о возможности использования соленого теста. Из результатов анкетирования мы сделали вывод, что:

  1. 90% респондентов пробовали работать с соленым тестом дома, в школе или в детском саду.
  2.  Заниматься лепкой из соленого теста детям нравится, и им бы хотелось посещать кружок по тестопластике.

        Так же, в начале наших занятий и по окончанию их, мы провели тестирование на выявление творческих способностей и фантазии по методике О.М. Дьяченко (приложение № 1). Дети за 5-10 минут должны дорисовать к фигуркам все, что угодно, чтобы получились предметные изображения. Рисунки получились очень интересные и разнообразные. Тестирование показало, что после занятий с соленым тестом уровень творческих способностей оказался выше, чем перед началом занятий тестопластикой.

        Мы занимались лепкой в течении пяти месяцев и выяснили, что ученики способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты,  ребята могут составить композиции, вылепить более сложные фигуры, которые можно использовать как оформление интерьера, учебные пособия, сувениры.  Мы предлагали ребятам сначала слепить колбаски, шарики, палочки. Затем они сами стали изображать из теста любимых «мультяшных» героев. Совместная работа помогла нам быстро создать задуманные композиции (приложение № 2).

Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством (это доказывают фото). Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Мы уже обращали внимание и считаем не лишним повторить то, что кощунства над хлебом в лепке из соленого теста нет, т. к. используется всякая мука, даже испорченная жучками, пройдя обработку ситом, ничего не выбрасывается, каждый кусочек теста идёт в дело. Материал этот доступен, а остальное зависит от фантазии мастера. Изделия из соленого теста никогда не бывают одинаковыми и такими шедеврами можно порадовать своих близких, родных, друзей. Занимаясь любимым занятием — тестопластикой ребенок еще и развивается умственно, эстетически, нравственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я начала заниматься тестопластикой совсем недавно, и работа над проектом дала мне возможность узнать больше об этом виде рукоделия. Проведенное анкетирование и тестирование по методике О.М.Дьяченко, а так же фантазия и творческий подход учащихся, с которыми мы работали, частично подтвердили, выдвинутую нами гипотезу.

ВЫВОД: Мы считаем, что работа с соленым тестом является   средством для изготовления поделок, сувениров, способствует развитию творческих способностей, воображения, логического мышления и мелкой моторики.

А отследить динамику улучшения письма нам не удалось, так как для этого необходимо больше времени для занятий лепкой. В ходе работы были определенные трудности, но мы старались выполнять изделия с душой, а что у нас получилось – судить вам.  Самодельные сувениры порадуют ваших друзей и родных, украсят ваш дом, ведь преимуществ работы с соленым тестом больше, чем недостатков.

Преимущества соленого теста:

  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • легко отмывается и не оставляет следов;
  • безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей)
  • можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;
  • краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
  • поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…
  • с готовым «изделием» можно игра