Развитие личности ребенка детском саду

Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.

В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».

Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.

По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.

Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.

А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.

В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.

Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в процессе онтогенеза жинкин

Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.

Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.

Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.

Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.

Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.

Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.

Источник

Наталья Обухова
Обеспечение эффективного личностного развития каждого воспитанника в условиях современного ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

(СЛАЙД 2)

ФГОС – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка центры нижний новгород

Мы четко должны понимать, что главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.

(СЛАЙД 3)

Поэтому стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. В рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями.

В своей работе я использую следующие методы и приемы, для того чтобы обеспечить каждому дошкольнику полноценное личностное развитие:

(СЛАЙД 4)

1. Личностный подход. Для меня личность ребенка является высшей ценностью. Я принимаю ребенка таким какой он есть, не стараясь его переделать. Уважаю личность каждого ребенка, его индивидуальность.

2. Деятельностный подход. Это важно! Так как ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность. Использую игровую, познавательно-исследовательскую, трудовую, творческую.

И наконец,

3. Комплексный подход. Где воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Организую деятельность ребенка таким образом, чтобы он раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Работая по данной проблеме, создала условия для:

— проявления самостоятельности;

— проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

— социализации личности в современных условиях.

Свою работу провожу поэтапно.

Это и

• сбор информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы;

непосредственно сама

• систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

а также

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

(СЛАЙД 5)

Стараюсь максимально наполнить повседневную жизнь ребёнка интересными делами в группе, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.

Большое значение в работе по становлению личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях.

Тут мне на помощь приходят сказки, фольклорные и литературные произведения и повседневные, бытовые жизненные события. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы, сказки, выполняют игровые упражнения, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.

(СЛАЙД 6)

Всем нам известно,что у ребенка есть множество социальных потребностей: это самостоятельность, инициативность, умение договариваться и так далее. И для того, чтобы удовлетворить эти потребности использую основной вид деятельности, доступный детям дошкольного возраста – это игра. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам.

(СЛАЙД 7)

Мною создана в группе и постоянно меняется развивающаяся предметно-пространственная среда, которая стала обязательной в связи с введением ФГОС.

Развивающую ППС группы организую таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаю оборудования по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько центров, соответствующих образовательным областям по ФГОС.

ВОТ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ

(СЛАЙД 8)

социально – коммуникативное развитие представлено:

— Центром ППД «Движение без опасности»

-Центром труда, (уголок дежурств)

-Центром игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

-Уголком уединения

(СЛАЙД 9)

Познавательное развитие представлено:

— Центр «Мы познаём мир»

— Центр сенсорного развития

— Центр математического развития «Цифроград»

— Центр экспериментирования «Юные исследователи»

(СЛАЙД 10)

Речевое развитие представлено:

— Центр «Город звуков»

— Центр «Будем говорить правильно

— Центр «Здравствуй, книжка!»

(СЛАЙД 11)

Художественно-эстетическое развитие включает:

— Центр ИЗО «Наши руки – не для скуки»

— Центр музыкально-театрализованной деятельности «Петрушкины посиделки»

(СЛАЙД 12)

Физическое развитие представлено:

— Центр сохранения здоровья «Советы Доктора Айболита»

-Спортивный уголок «Будь здоров!»

Важно не перезагрузить РППС и в то же время не должен чувствоваться недостаток необходимых средств.

(СЛАЙД 13)

В создании РППС учитываю гендерное развитие воспитанников. У меня в группе – 15 мальчиков и 19 девочек, поэтому групповое пространство организовано таким образом, чтобы как мальчики, так и девочки имели возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности.Например: в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.

Читайте также:  Рост и физическое развитие ребенка

(СЛАЙД 14)

Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Детям это известно, так как они являются организаторами различных зон.

(СЛАЙД 15)

Есть «уголок уединения» за ширмами, блоками от мягкого модульного конструктора, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива.

(СЛАЙД 16)

В группе мебель и оборудование установлено так, чтобы каждыйребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу.

(СЛАЙД 17)

Приемная также выполняет развивающую функцию: на стене оформлена мини-деревня с фотографиями детей, размещаются работы продуктивной деятельности детей на стенде «Наши руки не для скуки», даже детские шкафчики являются выставкой детских работ, атрибутов по темам.

Такое окружение вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

(СЛАЙД18)

Еще одной важной частью моей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Как показывает практика, «рядовые» дети охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными детьми. Суть моей поддержки заключается в содействии ребенку в его начинаниях, первых робких,неуверенных действиях: стараюсь их позитивно оценивать, одобрять, формировать положительное общественное мнение. Стараюсь защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий.

(СЛАЙД 19)

Родителям некоторых детей мною было рекомендовано посещение хореографического кружка. За два года посещения которого, мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью.

(СЛАЙД 20)

Те дети, у которых выявилась способность к изодеятельности, постоянно участвуют в выставках поделок и рисунков, во всероссийских конкурсах. Принимали участие в международном интернет – конкурсе изобразительного, декоративно – прикладного и литературного творчества для детей «Однажды в сказке», в районном творческом конкурсе детских рисунков «Русский лес» Антон занял первое место.

Дети, проявившие себя в актерском мастерстве, участвуют в театрализованных мероприятиях, спектаклях, организованных в ДОУ.

Не остались без внимания дети, имеющие способности к декламированию стихов. Они принимают участие в проведении утренников, торжественных мероприятий.

(СЛАЙД 21)

Моим неизменным помощником в развитии личности ребенка является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких результатов. Семейные проекты помогают получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, обогатить внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия (совместные проекты, экскурсии, спектакли, выставки семейных коллекций, выпуск семейных газет) с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми.

С родителями провожу индивидуальные консультации. На них мы обсуждаем возможность создания определенного маршрута развития для ребенка, в котором будут учитываться особенности его нервно-психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития. И в соответствии с этим определяем вектор и траекторию движения ребенка вперед.Тут активную поддержку оказывают мобильные педагоги: психолог и логопед. Они оказывают помощь детям не только на протяжении детского сада, но и тогда, когда ребенок уходит в школу.

(СЛАЙД 22)

С багажом знаний, полученных в результате проведенной деятельности, у ребенка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно шагает по жизни.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Источник