Влияние семьи и школы в развитии ребенка

Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.

Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.

   Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:

Как   правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?

Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу  с роли  семьи.

  Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

   Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

  Казалось бы, никто не вправе посягать  на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт   первичной социализации ребенка.

 Главными задачами семьи являются  формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.    

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.  Здесь имеется в виду  и понимание целей воспитания, и формулировка  его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка.

    Родители, разумеется,  могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя  из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

  Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие  сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы  своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками  грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным,  и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность  родителей, игнорирование интересов  и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса  при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач  формирования его личности.

   Опека в семье — это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей  ребенка, ограждают его  от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных  воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

   Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания  в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

 Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка  с родителями  и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность  и дисциплинированность. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным в каких-либо  областях своей жизни: не ущемляя его прав,  одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного  и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях  проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения  и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе,  их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений  и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность  и контроль сочетаются  с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.

   Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие  родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям  с доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

  Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие  школы и семьи очень важно.

  Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время.  Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.

Читайте также:  Взаимодействие семьи с ребенком с отклонениями в развитии

        И школьное, и семейное воспитание  направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие  на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!

  У школьного воспитания есть ряд  преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности  в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.

    К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход?  Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.

 Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.

Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они  по следующим принципам:

— взаимное доверие и уважение;

— взаимная поддержка и помощь;

— терпение и терпимость  по отношению друг к другу.

     Это помогает педагогу и родителям объединить  свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Источник

Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка

  • Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
  • Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
  • Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.

Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.

  • Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
  • Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.

  • Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
  • Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
  • Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование — путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно — воспитательного процесса, обогащать психолого — педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
  • Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек — образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
  • А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:

 — Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;

— Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;

 — Сотрудничество учителей—предметников с родителями;

 — Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.

  • При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
  • В практической работе с семьей и родителями мы — педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы — это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
  • Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.
Читайте также:  Какова роль книги в развитии ребенка

Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

  • Школа ставит перед собой много задач:

воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка — чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.

  • Если:

 Ребенка постоянно критикуют —  он учится ненавидеть.

 Ребенка высмеивают —  он становится замкнутым.

 Ребенка хвалят и одобряют — он учится быть благодарным.

Ребенка поддерживают —  он учится ценить себя.

 Ребенок растет в упреках —  он учится жить с чувством вины.

 Ребенок растет в атмосфере терпимости —  он учится понимать других.

 Ребенок растет в честности —  он учится быть справедливым.

 Ребенок растет в безопасности —  он учится верить в людей.

 Ребенок живет во вражде —  он учится быть агрессивным.

 Ребенок живет в понимании и дружелюбие —  он учится находить людей в этом мире.

  • Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
  • Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
  • Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
  •  Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
  •  Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
  • В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
  • А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
  • Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.

Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.

Тюлячинская средняя школа

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.

Источник

 «Роль семьи и школы в нравственном воспитании ребенка»

План:  

1 Нравственное воспитание и развитие личности в семье

2. Совместная работа школы, семьи и общественности в нравственном воспитании детей

1.Нравственное воспитание и развитие личности в семье.

Значение семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка определяется прежде всего тем, что она является первой социальной группой, которая активно воздействует на формирование личности. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как именно они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важнейших факторов социального воздействия, конкретной социальной «микросредой», семья оказывает влияние в целом на психическое развитие ребенка. Через «семейную микросреду» с ее особенностями ребенок осваивает нравственный опыт родителей и тем самым социальный опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нравственные отношения в семье — источник воспитания подлинно человеческих отношений между людьми. Они вырабатывают у детей умение соотносить свои поступки и желания с интересами других людей, проявлять о них заботу и т. д.

Нравственное формирование личности зависит от уровня общественной направленности семейного коллектива. При высоком уровне развития общественных интересов в семье, единстве нравственных знаний и личных норм поведения родителей у детей формируются устойчивые положительные моральные убеждения. В противном случае семья может стать источником появления у детей различных отрицательных качеств (эгоизма, лицемерия, жадности), умения маскировать действительные мотивы своих поступков. Усваивая нормы поведения родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят характер этих отношений и на окружающих людей, учителей, товарищей, соседей.

Развитие личности зависит как от объективного содержания социально-нравственного опыта семьи, так в значительной мере и от того, как этот опыт усваивает и осмысливает сам ребенок: что именно из воспринятых фактов и обстоятельств семейной жизни принимается, что отвергается и почему..

Результат воздействия семьи на формирование личности в конечном счете определяется активностью сознания и воли ребенка и не носит неизбежного механического характера. Примером может служить тот факт, что и в так называемых трудных семьях формируются социально ценные личности. Непосредственная высоконравственная общественная среда, прежде всего школьный коллектив, пример взрослых и т. д., нередко являются той силой, которая противоборствует негативному влиянию семейного окружения.

Читайте также:  Умственное развитие 5 летнего ребенка

Нравственное воспитание в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей «атмосферы», «микроклимата» семейной жизни па формирование личности ребенка.

Требования родителей независимо от их конкретного содержания, имеющего узкосемейное значение или глубокий общественный смысл,— один из центральных стержневых моментов, лежащих в основе взаимоотношений родителей и детей.

Существуют различные по характеру связи между требованиями родителей и особенностями взаимоотношений родителей и детей. Так, например, педагогически целесообразное требование способствует формированию такого типа отношения, при котором воспитывается активность и умение «тормозить» себя в нужный момент. Несоблюдение единой формы требований приводит нередко к формированию неустойчивого типа отношений. Суровому педантичному приказанию (требованиям-запретам) часто соответствует «авторитарное отношение», направленное на полное подчинение ребенка без учета его интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый из названных видов зависимости характеризует соотношение двух диалектически взаимосвязанных сторон: уважения к личности воспитанника и требовательности к нему (педагогический принцип).

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, организации определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Это прямой путь воздействия воспитателя на воспитанников. Он во многом зависит от косвенных воздействий на ребенка через личный пример родителей.

Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на нравственное воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и большого жизненного опыта, ребенок нередко копирует взрослых, подражает их действиям. Характер нравственных отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных жизненных ситуаций, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его поведения.

Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения к людям, окружающему миру

Сила воспитательного примера родителей определяется их авторитетом. Существует мнение, что не всегда родители могут быть авторитетными для детей, потому что некоторая категория родителей отстает от них в уровне образования. С этим нельзя безоговорочно согласиться. Если и допустить, что имеется подобная разница в культурно-образовательном уровне, то у детей в любом случае нет того богатого жизненного опыта, который имеется у родителей.

С точки зрения оценки общественной значимости личности важны все моменты, но особенно — отношение человека к другим людям и к труду. Отсюда критерием нравственного авторитета родителей, прежде всего, является их отношение к семье, детям, своей производственной и общественной работе. Справедливость, честность, сознание и чувство ответственности, долга, доброжелательность и уважение к людям — важнейшие нравственные качества, достойные примера. Поэтому каждый родитель может быть таким примером для своего ребенка, если он сам к этому стремится. Честная производственная и активная общественная деятельность, высоконравственное поведение в быту, дружеские, доверительные отношения с ребенком — основа их авторитета.

Существенной причиной ослабления авторитета некоторой части родителей является то, что они не учитывают особенностей развития детей, новизну складывающихся взаимоотношений с ребенком, чрезмерно опекают, продолжают по инерции придерживаться старых форм отношений. В других семьях, наоборот, не считаясь с возможностями ребенка, форсируют его развитие, подгоняют под стандарт взрослого.

2.Совместная работа школы, семьи и общественности в нравственном воспитании детей

Единство воспитывающего влияния учителей, вожатых, сотрудников школы, родителей и представителей общественности на учащихся — одно из главных требований к организации процесса нравственного воспитания. Оно вытекает из интересов государства и народа, каждой семьи и общества в целом.

Каждый канал нравственного воспитания молодежи имеет свои специфические условия и возможности. Семья, так же как и школа, формирует гражданские, идейно-нравственные качества личности, готовит детей к самостоятельному труду и выбору профессии, руководствуясь общественными целями воспитания. Но различный уровень образования, общей и педагогической культуры родителей, разнообразие их общественных запросов и стремлений, своеобразие взглядов на воспитание детей, обусловленное жизненным опытом, привычками, наклонностями, убеждениями, выработанными в процессе собственного развития и воспитания, определяют в совокупности специфичность условий воспитания в семье по сравнению со школой.

Семья является таким воспитательным коллективом, в котором процесс целенаправленного воспитания (преднамеренного обучения и руководства) организован значительно меньше, чем в школе. В семье ребенок слабее ощущает себя объектом открытых воспитательных воздействий и активнее утверждается как субъект самостоятельной жизнедеятельности. Главное преимущество родителей с педагогической точки зрения состоит в том, что их воздействие всегда обращено непосредственно к ребенку, т. е. носит индивидуальный характер. Родители могут лучше понять сына или дочь и учесть его нравственно-психологические особенности. Но в то же время воспитательные возможности родителей, особенно в малодетной семье, ограниченны, так как не подкрепляются параллельным действием организованного детского коллектива, как это можно наблюдать в школе или многодетной семье.

Родители имеют преимущество и в использовании самых различных жизненных ситуаций с целью нравственного воспитания. Эти ситуации охватывают многие стороны жизни и деятельности ребенка, которые или не имеют места в школьной жизни, или затрагивают ребенка очень слабо.

Успешность нравственного формирования школьника во многом зависит от умения учителя работать с родителями. Формы и методы работы школы с родителями различные: собрания, беседы, консультации, специально организованное педагогическое просвещение; включение родителей в качестве помощников в воспитательный процесс. Огромное значение имеют отношения, которые складываются между учителем и родителями школьников. Ведущую роль в этих отношениях играет педагог. Для него воспитание является профессиональной деятельностью. Он владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Учитель информирует родителей о поступках ребенка: его успехах и неудачах, отношении к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Поэтому педагогу следует оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребенка в целом, вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения.

Средства массовой информации, которые оказывают влияние на детей вне школы, требуют педагогического руководства восприятием передаваемого ими материала. Мало того, что учитель должен знать содержание радио- и телепередач, он должен научить детей правильно использовать этот канал получения знаний.

Источник