Основные закономерности роста и развития ребенка

Основные закономерности роста и развития ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

Читайте также:  Методика развития ребенка по неделям

6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 9005 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности роста и развития детского организма обусловлены половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

Неравномерно возрастает рост. Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д.

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный возраст — 3—6(7) лет; 3) школьный возраст:

Период новорожденности: длится до 10 дней и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция.

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Раннее детство: длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7 лет). характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка группы риска

Подростковый возраст. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация — ускорение роста и развития.

Источник

Закономерности роста и развития организма являются тео­ретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих зако­номерностей позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ре­бенка в разные возрастные периоды и его единство с внеш­ней средой.

На всем этапе созревания (от момента рождения до пол­ной зрелости) рост и развитие организма протекают в соот­ветствии с объективно существующими законами:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

• обусловленность роста и развития полом (половой димор­физм);

• биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

• генетическая обусловленность роста и развития;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• акселерация роста и развития.

Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный харак­тер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и разви­тия.

О неравномерности роста и развития свидетельствуют из­менения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47 %, за второй — на 13 %, за третий — на 9 %. В возрасте 4—7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5—7 %, а в возрасте 8— 10 лет — лишь на 3 %. В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16—17 лет наблюдается снижение, а в 18—20 лет уве­личение длины тела практически прекращается.

Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.

Хронологический возрастпериод, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возра­стную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст— совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Критерии биологического возраста: уровень оссификации ске­лета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторич­ных половых признаков, начало менструаций, а также мор­фологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

С возрастом степень информативности показателей биоло­гического возраста меняется. От 6 до 12 лет основными пока­зателями развития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между 11 и 15 годами наиболее ин­формативны показатели годовой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичных половых при­знаков и возраст наступле­ния менструаций. В 15 лет и позднее очень важным по­казателем развития стано­вится появление вторичных половых признаков, а по­казатели длины тела и раз­вития зубов утрачивают информативность. Уровень оссификации скелета определяется с по­мощью рентгенографичес­ких исследований только при нали­чии особых медицинских показаний — при резко выраженных нарушениях развития.

Неодновременность рос­та и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каж­дому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. Организм ребенка рассматривается как единое целое, од­нако рост и развитие его отдельных органов и систем происхо­дят неодновременно (гетерохронно). Избирательное и ускоренное со­зревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость орга­низма.

В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функци­ональных систем организма. В противоположность этому интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции происходят лишь после 12 лет.

Темпы роста отдельных частей тела также различны. В про­цессе роста меняются пропорции тела, и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноно­гого и короткотуловищного.

Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тка­ням, развивается также постепенно и достигает зрелости к 16 — 17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по достижении морфофункциональной зрелости сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем допускаются длительное выполне­ние больших физических нагрузок и развитие выносливости.

Гетерохронность роста и развития отдельных органов и сис­тем является научной основой дифференцированного нормирова­ния факторов окружающей среды и деятельности детей и под­ростков.

Обусловленность роста и развития полом (половой димор­физм). Половой диморфизм проявляется в особенностях об­менного процесса, темпа роста и развития отдельных функ­циональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропо­метрические показатели. В период полового созрева­ния это соотношение меняется: девочки по показателям дли­ны и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию познавательной сферы ребенка

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыха­тельной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц — разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях рос­та и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.

Биологическая надежность функциональных систем и организ­ма в целом. Эта закономерность базируется на представлении о широком диа­пазоне жизненных возможностей. В качестве доказательств при­водятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертыва­ние всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдер­жать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, приро­дой предусмотрено дублирование многих органов (почек, лег­ких, органов зрения, слуха).

Резервные возможности и надежность систем организма обеспечивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежности систем и широких жизненных границ раз­витие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.

Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рас­считанных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать установленные опти­мальные нагрузки.

Детерминация процесса роста и развития факторами наслед­ственности.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становле­ния функциональных систем. Генетическая про­грамма обеспечивает жизненный цикл индивидуального раз­вития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка.

Важнейшее проявление генной регуляции способность орга­низма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое разви­тие нарушается под влиянием каких-либо внешних факто­ров (голодание, инфекция и др.).

В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энер­гии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды.

Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факто­ры внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав пи­тьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие де­тей регулируется воздействием социальных условий жизни.

На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факто­ры окружающей среды, в частности питьевая вода. Загрязненность атмосферного воздуха различными химически­ми веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35 % обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.

На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факто­ры окружающей среды, в частности питьевая вода, загрязненность атмосферного воздуха различными химически­ми веществами.

Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качествен­ным составом пищи, режимом питания, двигательной актив­ностью, организацией физического воспитания.

Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нерв­ных процессов детерминированы генетическими факторами. Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятель­ность вегетативной нервной системы (частота пульса, минут­ный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому луч­ше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.

Процессы роста и развития подчиняются определенным био­логическим законам и в то же время детерминированы ус­ловиями окружающей среды. В сложном взаимодействии фак­торов среды и природных задатков осуществляется индиви­дуальное развитие ребенка.

Акселерация роста и развития. Ускорение темпа роста и развития организма детей и под­ростков по сравнению с темпом прошлых поколений получи­ло название акселерация (от лат. acceleratio — ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологи­ческого созревания завершается несколько раньше, чем у пре­дыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.

В биологии современного человека за последнее столетие, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репро­дуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, про­исходящие в течение всей жизни человека, получили назва­ние «секулярный тренд» (secular trend — вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития явля­ется составной частью и охватывает лишь период созревания человека.

Акселерация — одна из загадок нашего времени. Каковы ее причины и последствия, как долго мы будем наблюдать ее проявления — эти и многие другие вопросы пока не находят ответа. Анализ акселерации требует изучения временной дина­мики физического развития населения на фоне конкретной исторической и социальной перестройки общества, на фоне изменения природных условий.

Проявления акселерации характерны для всех возрастных периодов детей от новорожденности до подросткового воз­раста.

Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.ПЛисицын):

• физико-химические: 1) гелиогенная (влияние солнечной радиации);

2) радиоволновая, магнитная (влияние элек­тромагнитного поля); 3) космическая радиация; 4) по­вышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;

• влияние отдельных факторов условий жизни: 1) алимен­тарная;

2) нутритивная; 3) повышенной информации.

• генетические: 1) циклических биологических изменений; 2) гетерозиса (смешения популяций);

• теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического влияния; 2) комплекса социально-биологичес­ких факторов.

Источник