Влияние предметной среды для развития речи ребенка
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГТ выдвигают развитие каждого ребенка.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе.
Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского сада образован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.
Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
При организации учебной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений. К каждому занятию педагог подходит творчески, тщательно его подготавливает. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.
Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Источник
Анна Малышева
Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника
Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие способности заговорить природа отвела не так уж много времени — это период от одного года до 8-9 лет. И если дошкольник в этот период, самый синзетивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Таким образом, природа возложила на педагогов дошкольников великую и ответственную задачу, и мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития речи дошкольника.
Именно в данном возрасте важно показать дошкольнику словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, убеждать и доказывать.
Важно понимать, что жизнь дошкольника не ограничивается занятиями, поэтому в группе и создаем предметно-развивающую среду, отвечающую развивающим целям, учитывающим интересы и потребности дошкольника.
Предметно-развивающая среда по развитию речи, созданная в нашей группе, представлена: духовным миром, вводимым сферой общения, характером речи воспитателей, объектами и явлениями, живой и неживой природой, материальным миром предметов, произведениями искусства различных видов и жанров.
В процессе создания и реализации предметно-развивающей среды по развитию речи,мы учитывали следующие принципы: активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения, а именно в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить». В середине учебного года дети вместе с воспитателями решают сделать перестановку в группе, и, это решение поваляются в диалоге, во время которого дети учатся этике речевого общения.
В группе созданы центры речевой активности;
Литературный уголок, в котором обязательным атрибутом являются новые книги, к которым воспитатели умело привлекают внимание детей. Также здесь представлены:
— различные журналы (не только детские, но и взрослые, такие как «Вокруг света», «Нэшиналджиографик», рассматривание иллюстраций, в которых способствует развитию словаря, коммуникативных навыков;
— коллекции, что также являются хорошим стимулом к общению, а значит и развитию речи;
— центр художественно-речевой деятельности (у нас он представлен различными видами театров, а также продуктами детского творчества — альбомами загадок, рассказов, сказок, стихов, авторы которых сами дети, иллюстрации к рассказам, сказкам, выполненные детьми, — используются как иллюстрации для презентаций к занятиям и развлечениям, большие коллективные работы в качестве театральных декораций).
Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи динамичны и многофункциональны (одна и та же игра помогает решить максимум задач не только по развитию речи).
Из своего опыта работы можно констатировать, что правильно подобранное содержание предметно-развивающей среды по развитию речи способствует развитию, закреплению и совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми дошкольник овладевает играя и действуя самостоятельно. Подробно остановимся на основных разделах развития речи дошкольников и основных аспектах предметно-развивающей среды к ним :
Связная речь:
— наборы предметных картин (с которыми можно играть, загадывая загадки «Найди по описанию», «Придумай загадку, а я отгадаю», закреплять умения классифицировать предметы и объекты и т. д.);
— наборы сюжетных картин (также можно использовать во всевозможных игровых обучающих ситуациях, это и составления рассказов, небылиц, игр «Потерявшийся объект, предмет«);
— серии сюжетных картин для составления рассказов различной сложности (здесь мы чаще всего используем ТРИЗ — технологии, которые позволяют дошкольникам раскрыть весь потенциал речевой фантазии);
— изображения сюжетные и предметные, вырезанные по контуру для самостоятельной игровой деятельности или совместной игры с воспитателем;
— картинное панно, наглядные схемы (для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого или придуманного произведения);
— атрибуты необходимые для игр-драматизаций;
— рисунки детей (на темы изучаемых произведений для последующего составления рассказа);
— различные виды театров.
Лексический запас — это всевозможные игры:
— лото «Что забыл нарисовать художник» (предмет и его части);
— «Наши папы, наши мамы» (профессии людей);
— «Большие и маленькие» (животные и их детеныши);
— «Кто где живет» (животные различных континентов, дикие — домашние животные);
— «Домашний повар» (продукты питания,
— «Чей хвост, чья голова»
— «Скажи наоборот»
— Вкусный сок»
— «Позови к себе слова» — это лото с набором предметныхкартинок для решения различных задач:
• подбор эпитетов к предметам,
• узнавание по эпитетам предметов,
• подбор к действиям предметов,
• подбор объектов к действию,
• нюансы смысла слова (дом, домик, домище,
• объяснения слов.
• классификация предметов,
• раскрытие многозначности слов,
• расширения антонимов и синонимов.
Звуковая культура речи:
— игры для развития речевого дыхания,
— звучащие предметы (для развития фонематического восприятия и слуха,
— игры типа «Подбери пару» подбор двух предметных картинок с рифмующимися названиями предметов, на них изображенных, «Что лишнее» (из четырех предметных картинок выбрать слово,которое по звуковому составу не похоже на остальные три: » сом — ком — индюк — дом», «Цепочка слов», «Лото» (два слова, например, начинаются со звука ш,
— предметные картинки на все группы звуков,
— сюжетные картинки (цель — указать предметы, изображенные на картинке, названия которых начинается с определенного звука, например со звука с,
— «Подскажи Петрушке звук» (подобрать картинки к названным словам — паронимам: коза-коса, сок-сук и т. д. ,
— «Собери слово» (предметная картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в предложенном слове: по-ми-дор)
Грамматический строй речи:
— наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей,- наборы предметных картинок (опорных слов) для составления предложений,
— наборы парных картинок, лото,
— домино на понимание грамматических форм,
— категория числа существительных (шар — шары,
— рода прилагательных (большой — большая,
— рода глаголов (Валя упал. Валя упала,
— вида и времени глаголов (рисует — нарисовал,
— понимания оттенков действия (входит, выходит, подходит,
— понимания падежных форм (Саша катет Зою. Зоя катает Сашу).
Развитиезрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:
— наборы картинок с изображением геометрических форм и предметов им соответствующих (круг — яблоко, мяч. шар, часы,
— наборы предметов, сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими признаками,
— игры типа «Угадай, что задумано» (один их участников описывает предмет, а остальные должны выбрать из ряда похожих изображений нужное,
— «Куда спряталась кукла» (нахождение в игрушечной комнате спрятанной куклы с помощью плана этой комнаты, где указано место,
-«Лабиринт»(ориентировка в лабиринте с помощью карты, которая указывает путь,
-«Бывает — не бывает» (сюжетные картинки).
Развитиеграфо-моторных навыков:
— мозаики,
-пазлы,
— конструкторы,
— мелкие игрушки,
— разрезные картинки,
— бросовый материал (пуговицы, камушки, счетные палочки, крупы, бусы, нитки и т. д. ,
— дорисовывание незаконченных рисунков,
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями,
— шаблоны с видами штриховок,
— трафареты,
— раскраски,
— рисование палочками на мокром песке,
— рисование мокрыми пальцами на линолеуме,
— различные изображения, вырезанные из ворсистой ткани для создания рисунков.
Вы справедливо можете заметить, что представленные игры, упражнения, пособия в основном используются в подгрупповых играх. Но ведь есть дети, которые держаться обособлено от коллектива в виду особенностей характера. Они прекрасно играют в одиночку, то есть игры носят индивидуальный характер, в игре присутствуют действия, но нет их «оречевления». Поэтому для того, чтобы развивать речь этой категории детей воспитатели показывают образец игровых действий, в процессе которых ребенок не только учится самостоятельным действиям, но и умению их «оречевлять». Также этому помогают некоторые приемы развития речи и стимулирования речевой активности,а именно:
1. Разговор с самим собой.
Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями.
2. Параллельный разговор.
В данном случае воспитатель описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует. используя этот прием вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые он впоследствии начнет использовать самостоятельно.
3. Выбор.
Представляем ребенку возможность выбора («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком»)
4. Распространение
Продолжайте и распространяйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к распространению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных речевых форм и богатой лексики, вы тем самым подведете ребенка к тому, чтобы он заканчивал свою мысль и готовите к овладению контекстной речью.
5. Провокация или искусственное непонимание ребенка
В подобной ситуации ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для их словесного обозначения действий, производимых с ними.
6. Приговоры
Сопровождение действий ребенка игровыми песенками, потешками способствует умению вслушиваться в звуки речи, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно приникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым.
7. Игры и природными материалами.
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности дошкольника оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может обследовать.
8. Продуктивные виды деятельности
Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами,доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках. Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью». Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение.
Мы стараемся любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов набирается достаточное количество — делаем из них книжку. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
Источник
Консультация на тему:
«Предметно- пространственная среда как средство речевого развития дошкольников»
Выполнила: воспитатель Федоренко М.С.
«Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог.Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.
Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.
Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» –Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи. Организовывать пространственно-развевающую среду нужно так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но, и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.
Обстановка группы строится и создается так что бы просматривалось чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствовало здоровьесбережению.
Создавая развивающую среду группы, нужно стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.
Зона «Речевого развития», подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.
Задачи работы:
— развитие словаря ребёнка;
— работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
— развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
— воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
— подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
— развитие мелкой моторики;
— знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).
Оборудование и наполнение речевой зоны:
-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;
-картотека игр и игры для развития грамматического строя;
-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр;
-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр;
— «звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами;
-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки;
— наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.
Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи (ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа). Настольный, кукольный, пальчиковый театр и т.д.
Зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Развитие рисования как замещающей деятельности является основой для развития письменной речи. Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок. Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы.
На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования).
На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления. Для стадии каракуль характерна синкретическая речь, для стадии примитивных изображений характерна 33 констатирующая речь, для изобразительной стадии характерна предваряющая, или планирующая, речь.
Зона «Конструирования», в процессе конструктивной деятельности происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет знания об окружающем мире.
Зона «Экологическая», развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:
-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т.д;
— Рисование на крупе;
-Рисование песком;
— Закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
— Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.);
— Различные игры с природным материалом;
-лепка из теста;
— Игры с песком.
Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Ролевая игра является игрой обучающей, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Иными словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.
Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Практика показывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Источник