Гаврилушкина ребенок отстает в развитии

Гаврилушкина ребенок отстает в развитии thumbnail

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Авторы: Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина,
С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева, Е. А. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева

Аннотация
Программа адресована специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в обучении. Материалы программы могут быть использованы ПМПК в диагностических целях при отборе дошкольников в группы для детей с ЗПР в ДОУ, а также в процессе отслеживания динамики развита детей.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.
Аннотация
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются). Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье. Материалы программы могут быть также использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами ДОУ при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.
Работа по программе предъявляет существенные требования к квалификации специалистов. Поэтому с ней целесообразно знакомить студентов педагогических колледжей, факультетов дошкольного воспитания, дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Автор: Баряева Л.Б.

Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация работы по проведению занятий. Кроме теоретического обоснования работы по коррекции математического развития детей предлагается большое количество конспектов занятий, литературный материал к ним.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, студентам факультетов коррекционной педагогики педвузов, педагогических колледжей, а также оно окажет несомненную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в психомоторном развитии.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ У ДЕТЕЙ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева

Аннотация
В пособии представлена программа и краткое содержание курса «Профилактика и коррекция дискалькулии у детей», дана методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособие описаны направления, содержание и приемы работы по профилактике и коррекции данного нарушения у детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития.
Пособие адресовано студентам педагогических ВУЗов, оно может быть полезно учителям‑логопедам, учителям‑дефектологам, воспитателям, учителям начальной школы, педагогам‑психологам, слушателям курсов повышения квалификации, заботливым и внимательным родителям.

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЧЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева

#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Нарушения_речи #ЗПР #Умственная_отсталость #Развивающие_занятия #Воспитание #Обучение #Дискалькулия #Autosanimus

Источник

Наши дети, какими бы они ни были, всегда остаются самыми любимыми. В предыдущей статье я разбирала основные, ранние симптомы аутизма, алалии, ЗПР. А сейчас я хочу рассказать не только о симптомах, но и о том, что с этим делать в первую очередь.

Если родитель приходит к неутешительной мысли, что с развитием ребёнка что-то не так, то конечно первые вопросы, которые у него возникнут это: «Что делать?» и «Куда бежать за помощью?». Родители часто оказываются в тупике и не знают с чего начать. Это неудивительно, ведь про подобные вещи не рассказывают на родительских курсах и никто не ждёт, что именно у него родится ребёнок с нарушением развития.

фото из открытых источников

В своё время, мне пришлось копать информацию в интернете самостоятельно. Я знаю, что трудно искать помощь для ребёнка, когда она нужна самим родителям. Ведь осознание что с ребёнком, который буквально вчера был обычным, на самом деле что-то не так, вводит в ступор. Я знаю, что есть риск потратить деньги не туда и упустить кучу времени. Чтобы этого не было, я решила составить первоочередный список специалистов и обследований для детей с нарушением развития.

Читайте также:  Ребенок в три месяца развитие игры

А в конце статьи вас будет ждать полезная информация о том, на что обратить внимание при выборе врача, чтобы не ошибиться и не потратить время впустую.

Итак:

  • Невролог

Это врач №1 по вопросам функционирования нервной системы.

Невролог проведет общий осмотр, сделает первичный анализ состояния нервной системы на основании рефлексов, назначит первый маршрут обследований.

Теперь я расскажу немножко подробнее об осмотрах у невролога, чтобы вы понимали, что именно он делает.

Невролог обращает внимание на тело ребенка и наличие у него так называемых стигм дизэмбриогенеза. Звучит довольно заумно. На самом деле это малые пороки развития кожи, которые возникают еще во время беременности. Стигмы есть практически у всех людей, так как не бывает идеальных беременностей, где на маму, а значит и на ребёнка, не действовали какие-то вредные факторы, типа экологии, инфекции, курение, даже пассивное, и т.д. Просто одно дело, если стигм 1-3 и фактически только врач понимает, что это стигма. Другое дело, когда стигм уже целый набор (от 5 и больше).

В основном достаточно осмотра кожи и общего строения скелета. Почему? Потому что кожа и скелет эмбриона развиваются из той же самой группы клеток, что и головной мозг. Если стигмы находятся преимущественно на голове и их много(!)- это маркер возможного нарушения нервно-психического развития, нарушений речи и психо-неврологических патологий в дальнейшем.

Наиболее распространенные: нарушения пигментации кожи (много родинок, родинки с оволосением, кожные пятна), слишком короткая или длинная шея, складки на шее, слишком маленький или большой рот, скошенный или, наоборот, выдающийся подбородок, широко посаженные глаза, короткая уздечка языка, раздвоенный язык, сращение пальцев рук или ног, ассиметрия лица и ещё очень-очень много чего. Ниже небольшой коллаж с некоторыми стигмами развития.

фото взяты из открытых источников

Кроме стигм, невролог также обращает внимание на общий мышечный тонус, рефлексы. Эта информация дает врачу представление о правильности работы и зрелости участков мозга, которые регулируют рефлексы и тонус.

Часто родители задаются вопросом о том, на основании чего врачом сделан вывод о природе органического/неорганического поражения мозга. Так вот, по сути патологические рефлексы, проблемы с мышечным тонусом и контролем естественных процессов и дают неврологу представление о том, что перед ним именно органическое поражение — нервная система не функционирует так, как должна. Поражение этого рода не означает, что имеет место какие-то обширные или необратимые повреждения, типа инсультов и опухолей. Чаще всего у детей находят банальную незрелость нервных структур.

  • Отоларинголог-сурдолог

Всем детям еще в роддоме или на первом месяце жизни в поликлинике по месту жительства делают так называемый аудиологический скрининг (отоакустическую эмиссию). Обследование входит в программу ОМС и призвано выявлять детей с тяжелыми врожденными нарушениями слуха.

Тем не менее, если вы видите, что ребёнок не реагирует на обращенную речь, не понимает просьб, посещение сурдолога, или по крайней мере ЛОРа, становится обязательным обследованием.

Дело в том, что проблемы со слухом у ребёнка также вызывают задержку психоречевого развития. Кроме этого, при нарушениях слуха также, как при ЗПР, аутизме и алалии, наблюдается стереотипное поведение (кручение предметов, бег по кругу, «крылышки») и странные игры. Связано это с тем, что мозг ребенка из-за глухоты недополучает сигналы из окружающего мира. Это состояние называется депривацией. Стереотипии позволяют ребенку снизить напряжение от депривации.

Что может выявить обследование у отоларинголога-сурдолога?

Аденоидит

Ага, такая банальщина может вызывать снижение слуха и, как следствие, ЗРР, а потом и ЗПР. Разросшиеся аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, уши у ребёнка закладывает и он начинает хуже слышать.

Степень разрастания аденоидов для начала проблем со слухом — 3 ст.

фото из открытых источников

Экссудативный отит

Эта форма отита появляется как незаметное осложнение после обильного насморка. За барабанной перепонкой скапливается вязкая жидкость и вызывает снижение слуха. В итоге ребенок все слышит сквозь скопившуюся воду в ушах. И если для реакции на бытовые звуки его слуха все еще оказывается достаточно, то для нормального развития речи уже нет. Нарушается распознавание слов и, соответственно, реакция на обращенную речь.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко мирный

Экссудативный отит коварен тем, что часто протекает бессимптомно. Нет типичной для среднего отита острой боли, нет температуры. Распознать вредную болячку сможет только врач на очном приеме.

Слуховая нейропатия

Точность отоакустической эмиссии (ОАЭ) более 90%. Она довольно высокая, но не 100%. ОАЭ позволяет выявлять детей с повреждением конкретно ушей (барабанной перепонки, среднего уха и улитки). Но ОАЭ не выявит слуховую нейропатию — повреждение нервных волокон от внутреннего уха до слухового центра мозга. Такие дети на ОАЭ диагностируются как здоровые.

При слуховой нейропатии ребенок слышит речь неразборчиво, прерывисто. Звуки речи могут звучать для него каждый раз по-разному. В итоге ребенок не может нормально распознавать слова, не понимает речь и, соответственно, не может говорить. Это нарушение слуха надежно выявляет другое сурдологическое исследование — КСВП.

Если отоакустическую эмиссию может провести ЛОР, то КСВП делается практически всегда только сурдологами. Поэтому я изначально рекомендую искать именно отоларинголога-сурдолога для проведения комплексного обследования.

Психиатр

Психиатрия у нас достаточно стигматизирована. До сих пор визит к этому врачу считается чем-то стыдным, как будто человек, посещающий психиатра, имеет как минимум шизофрению. На самом деле психиатры лечат огромный спектр расстройств. Среди них есть и те, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей. Например, нарушения пищевого поведения (психогенное переедание (это когда расстроился — надо конфетку съесть, а лучше килограмма два), анорексия, булимия), депрессия, разные формы зависимости, фобии, панические атаки, тревожность и т.д. То есть, визит к психиатру далеко не означает клеймо с устрашающим диагнозом.

В контексте проблем развития ребенка нас интересует конечно детский психиатр.

На осмотре он оценивает:

  1. адекватность реакции ребенка на новую окружающую обстановку (пугается ли ребенок или наоборот, осторожничает, закатывает истерику и т.д.);
  2. возможные симптомы — тики, стимы, гиперактивность или, напротив, заторможенность;
  3. уровень психического развития — может предложить ребенку игрушки по возрасту (пирамидку, кубики, вкладыши), задаёт простые вопросы.

Осмотр психиатра необходим, если ребенок проявляет явные признаки психических расстройств: неадекватно реагирует на опасность, есть галлюцинации, чрезмерная агрессивность, расстройства внимания и тики, мешающие социальной жизни и обучению ребенка.

Вопреки распространенному мнению, психиатр может не только назначить таблетки. Психиатр может предложить вам реабилитацию, после которой, возможно, как раз удастся избежать таблеток — при многих районных ПНД функционируют дневные стационары с педагогическим сопровождением. Там с ребенком работают дефектологи, психотерапевты, психологи и логопеды. Эту помощь через психиатра можно получить совершенно бесплатно по ОМС.

фото из открытых источников

А теперь обещанная информация о том, как выбрать нормального врача.

Если вам повезло и у вас адекватный, внимательный врач в детской поликлинике, можно обратиться и туда. Врачи, что называется «от Бога» далеко не всегда бывают непременно платными.

Немножко подробнее про «повезло». Значит это то, что врач слушает ваши жалобы, расспрашивает вас, не стремится закончить приём за 2 минуты. И самое главное, такой врач не будет, смотря на ребёнка 5 минут, сходу сыпать диагнозами «моторная алалия», «ЗПР» или «аутизм», качать головой как у вас все плохо и выписывать ведро таблеток.

Если вы ищите платного специалиста, потрудитесь перед тем, как к нему записаться, почитать отзывы в интернете. Да, отзывы на данный момент легко покупаются и продаются. Но если врач хороший, то у него не будет:

  • однотипных хвалебных отзывов как под копирку;
  • врача наверняка будут знать на родительских форумах, групах в соцсетях, или вы даже услышите живую рекомендацию о нем от знакомых;
  • если будут плохие отзывы, то буквально 1-2, просто потому, что прям всем угодить нельзя.

В нашей стране неврологи часто назначают ноотропные препараты. Если врач компетентен, он никогда не назначит ноотропы ребенку без предварительного ЭЭГ.

Читайте также:  Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие

ЭЭГ — это безопасное и безболезненное исследование электрических импульсов мозга. Чаще всего его используют для диагностики эпилепсии.

Эпилепсию и судорожную готовность не всегда бывает видно в классическом варианте с припадками. Иногда эпилепсия бывает скрытая (абсансная — бывает только после 4 лет) — ребенка не трясет, но он иногда теряет сознание на несколько секунд и это можно не замечать. Иногда бывают очаги судорожной готовности, которые могут при неблагоприятных условиях перерасти не только в отвратительное поведение из-за перевозбужденного мозга, но даже в настоящие припадки. Все это диагностируется на ЭЭГ. При данных состояниях категорически нельзя выписывать стимулирующие ноотропы, так как они повышают судорожную готовность. Соответственно, если вы пришли к неврологу, он вас видит впервые, никаких исследований нет, а вам сразу назначают вагон ноотропов, то лучше поискать для консультации другого специалиста.

То же самое касается и психиатров. У психиатров свой набор лекарств — транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. И если транквилизаторы иногда назначают, чтобы снизить судорожную готовность, то для нейролептиков и антидепрессантов эпилептическая активность очень часто является противопоказанием для приема. В результате мозгу можно по незнанию очень сильно навредить.

Понятное дело, что специалисты назначают препараты без исследований потому, что явления скрытых эпилептических очагов и приступов достаточно редки. Но я не думаю, что кто-то из родителей хочет ставить эксперименты на своем ребенке и смотреть что из этого получится, в особенности, когда уже и так есть проблемы. Поэтому эту информацию нужно обязательно иметь ввиду при выборе врача.

Как всегда, я благодарю всех дочитавших до конца!

Ставьте лайки, задавайте свои вопросы и подписывайтесь — я буду рада помочь информацией всем желающим!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя: Гаврилушкина Ольга Петровна

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Профессор кафедры «Дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ, заведующая лабораторией «Психология аномального развития» МГППУ.

Гаврилушкина О.П. окончила отделение логопедии дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина в 1963 г. Кандидат педагогических наук (1976 г.).

В течение 10 лет работала с детьми С ДЦП, с интеллектуальной недостаточностью. По окончании аспирантуры работала в НИИ дефектологии АПН СССР, где занималась изучением вопросов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

В 1991 г. начала заниматься преподавательской деятельностью на кафедре специальной психологии и педагогики (дошкольной) МПГУ. С 2000 г. – профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией психологии аномального развития.

Под руководством О.П. Гаврилушкиной подготовлены и защищены 10 кандидатских диссертаций.

Область научных интересов:

детская психология, специальная психология, коррекционная педагогика, семиотическое развитие в дошкольном возрасте.

Учебные курсы: психология аномального развития, основы специальной педагогики и психологии.

Опубликовано более 90 научных работ.

Материалы публичных лекций Гаврилушкиной О.П. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:

  • Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием / 6 апреля 2011 г., Россия, Москва

Публикации

КНИГИ:

  • Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа. М.: Просвещение , 1991
  • Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.: Просвещение , 1985. — 72 с
  • Дошкольное воспитание аномальных детей М.: Просвещение , 1993. – 224 с./Под ред. Л.П. Носковой
  • Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей М.: Просвещение , 1991, 95с.
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.: СОЮЗ , 2001г. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
  • Ребенок отстает в развитии? Семейная школа М.: Дрофа-Плюс , 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)

СТАТЬИ:

  • Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада журнал «Ребенок в детском саду». 2003, №2
  • Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения Научные труды МПГУ, Серия «Психолого-педагогические науки». Прометей, 1999г.
  • Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии Сб. докладов Межреспубликанской научно-практической конференции«Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития». Минск, с.24-32

Источник