Влияние оформления детского сада на развитие ребенка

Влияние оформления детского сада на развитие ребенка thumbnail

Людмила БУГАЕВА
Фотоотчет «Влияние детского сада на воспитание и развитие ребенка»

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья.

Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Семья играет важнейшую незаменимую роль в формировании личности человека. Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка — великое искусство, так как сам процесс воспитания — это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

Фотоотчет «Влияние детского сада на воспитание и развитие ребенка»

Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенка

Детский сад- первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения.

Детский садик является серьезным и полноценным образовательным учреждением, которое занимается обучением и развитием детей по строго установленным и грамотно составленным программам. Это дает возможность каждому малышу попробовать свои силы и проявить интересы в самых разнообразных сферах деятельности.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенка

Систематичность проведения занятий также говорит в пользу детского садика. Обучение в дошкольном возрасте — это очень сложный комплекс изменений, происходящих с вашим ребенком. От них будет зависеть его успешное обучение в школе. То,что заложено в детстве, остается на всю жизнь.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенка

В любом официальном детском учреждении работают квалифицированные специалисты: врач, психолог, логопед, специалисты по различным предметам (музыка, физкультура, изобразительное искусство). Они постоянно наблюдают за развитием каждого ребенка и проводят коррекционную работу в случае возникновения отклонений, дают ценные рекомендации родителям.

В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Опыт общения с воспитателями в дальнейшем поможет избежать некоторых трудностей с учителями в школе. Здесь ребенок начинает понимать, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, которых надо слушаться. В дошкольном учреждении ребенок учиться соблюдать «дисциплину», т. е. начинает понимать, что помимо него самого нужно уважать и придерживаться правил общежития.

В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня. Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма – есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу.

В саду учат самостоятельности, поведению среди сверстников и дисциплине, для школы в будущем это вполне нужные вещи.

Стремление к общению заложено в природе человека.

Социальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте, становится частью личности. К таким составляющим относятся умение общаться, взаимодействовать, сопереживать.

Дети учатся слушать и слышать своих сверстников и взрослых, принимать определенные правила поведения, могут признать свою вину, принять критику в свой адрес, поступиться собственными интересами, попросить извинения, объясниться или оправдаться.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенкаВлияние оформления детского сада на развитие ребенка

В дошкольном возрасте игра — это основная деятельность детей, которая способствует как умственному, психологическому, так и физическому развитию. Ребенок может играть как самостоятельно, так и, объединившись со своими сверстниками, воссоздавая при этом деятельность взрослых и взаимоотношения между ними на основе тех знаний и представлений о них, которые у него имеются, реализовывая свои познавательные, социальные и эстетические потребности, выбирать игрушки, придерживаться правил игры и контролировать, чтобы им следовали другие.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенка

С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки,учиться подчиняться и выполнять правила других,учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает потребности своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества.

Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.

Влияние оформления детского сада на развитие ребенка

Воспитатели наших дошкольных учреждений имеют огромный багаж знаний опыт педагогической работы. Они владеют методами и приёмами воспитания и обучения детей. Осваивают и используют новые технологии. Повышают свой профессионализм через курсы повышения квалификации, через самообразование, заочное обучение в педагогических университетах. Наши воспитатели активные участники Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России детям». Воспитатели ответственно относятся к своей работе. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Педагоги заботятся о здоровье и всестороннем воспитании детей и совместно с родителями стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка

Ребенок, начав ходить в садик, разумеется, меняется в положительную сторону. Становится более самостоятельным, дисциплинированным, однако стоит помнить, что воспитатель- всего лишь помощник и опора, но никак не стержень развития ребёнка.

Источник

Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?

Читайте также:  Значение рисования в развитии ребенка среднего дошкольного возраста

Конечно же, отдать ребенка на попечение посторонним людям решится не каждый. Ведь он такой домашний, стеснительный, несамостоятельный и родной… А женские форумы, рассказы подруг и поучения старшего поколения так и пестрят «страшилками» о детских муниципальных учреждениях. С другой стороны, иногда обстоятельства складываются таким образом, что детский сад является единственным приемлемым вариантом дошкольного развития малыша. Да и большинство детских психологов сходятся во мнении, что посещение такого рода заведения просто необходимо ребенку.

Влияние детского сада на ребенка

– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.

– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.

– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.

– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.

– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.

– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.

– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.

Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.

Источник

Анна Гончарова
Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы)

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе и на участке соответствовала возрасту детей.

Читайте также:  Обследование развития речи ребенка

В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, карточки для определения эмоций и чувств человека. Хорошо оформлены речевой центр, в котором есть дидактические и настольные игры, центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. Совместно с детьми и родителями мы собрали вещи, предметы старины и народного искусства. И теперь в нашей группе появился уголок «Народного искусства». Где ребята могут рассмотреть и потрогать предметы старины.

Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. В нашей группе мы продолжаем знакомить ребят с куклами разных театров, приучаем слушать музыку, и пробуем импровизировать с музыкальными инструментами. А еще наши дети очень любят играть в кукольный театр «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Особенно им нравится перевоплощаться в разных героев. Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.

Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает дошкольникам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы.Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, мы учим их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью у нас в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.

Предметно-развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».

Создавая предметно-развивающую среду,мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

Пространство нашей группой комнаты условно поделено на центры. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, дошкольникипроизводят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Отгадай, какая цифра спряталась», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т. д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук.

Читайте также:  Развитие ребенка при орви

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Дети сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.

Книжный уголок вызывает у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении. Наши ребята сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают такие журналы, как «Непоседа», «Тридевятое царство», «Маленькие академики». Мы часто читаем познавательную литературу «Динозавры», «Кто в море живет», «Морские сказки», рассматриваем книги вместе. Еще они приносят много своих книг из дома,например: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Смешные рассказы для детей», «Приключения Незнайки и его друзей», которые мы с удовольствием читаем.

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

В группе создан «Центр математического развития» помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в «Центре математического развития» доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детейсвоей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры,сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», и так далее. Дети совершенствуют умственные действия,выполняя задания с формулировкой: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось», «Чем похожи? Чем отличаются?» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде. При организации предметно-развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник