Диагностика уровня развития ребенка трудовая деятельность

Диагностика уровня развития ребенка трудовая деятельность thumbnail

Диагностика трудовых умений и навыков детей

старшего дошкольного возраста

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ — Н

  • СРЕДНИЙ — С

  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

1 — 3 года

Развитие трудовой деятельности:

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

  • помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 — 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

  • знает, кем работают близкие люди.

4 — 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 — 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

  • может оценить результат своей работы;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

6 — 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

  • ответственно выполняет обязанности дежурного;

  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

  • оценивает результат своей работы;

  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

  • имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Трудовая деятельность по уходу за растениями

(старший дошкольный возраст)

  1. Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
    2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
    3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

  • результат труда определяет при помощи взрослого;

  • не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
    4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

  • не может спланировать последовательность трудовых действий.
    5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

  • не может выполнить задания.
    6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Читайте также:  Картотека игр на развитие эмоциональной сферы ребенка средняя группа

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями»

имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

5. Умение

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

НИЗКИЙ Н — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Хозяйственно-бытовой труд (старший дошкольный возраст)

1.Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2.Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда»

имя ребёнка

1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

НИЗКИЙ Н — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Ручной труд (старший дошкольный возраст)

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика сформированности ручного труда»

имя ребёнка

1. Ручная умелость

2. Способность реализовать замысел

НИЗКИЙ Н — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

(старший дошкольный возраст)

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

  • хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

  • каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

  • хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

  • хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

  • хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Результаты сведены в таблицу

«Диагностика трудолюбия в процессе дежурств»

Имя

Вид деятельности

Дежурство по

столовой

Дежурство по занятиям

Дежурство в уголке природы

НИЗКИЙ Н – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

НИЖЕ СРЕДНЕГО НС – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Читайте также:  Развитие маловесного ребенка по месяцам

СРЕДНИЙ С– выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВС – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ В – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Диагностика трудовых навыков у детей

старшего дошкольного возраста

Критерии обследования:

  1. Ознакомление с трудом взрослых.

  • Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) – 1 балл

  • Ребенок имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли – 1 балл

  • Ребенок умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии – 1 балл

  • Ребенок имеет общие представления о работе близких людей – 1 балл

  • Ребенок понимает материальную ценность труда для людей– 1 балл

  1. Навыки самообслуживания.

  • Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании– 1 балл

  • Ребенок знает и выполняет требования гигиены – 1 балл

  1. Трудовые умения.

  • Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой – 1 балл

— по занятиям – 1 балл

— по уголку природы – 1 балл

  • Ребенок умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь – 1 балл

— планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс – 1 балл

— владеет способами конструирования из бумаги – 1 балл

— умело пользуется ножницами – 1 балл

— умеет работать с природным материалом – 1 балл

— владеет основами культуры труда (экономит материал, бережет инструменты и т.п.) – 1 балл

— владеет некоторыми приемами рукоделия – 1 балл

— поддерживать порядок на участке и в группе – 1 балл

— отражает процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику – 1 балл

  1. Отношение к труду.

  • Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности – 1 балл

  • ребенок устойчиво проявляет трудолюбие – 1 балл

  • стремится стать умелым – 1 балл

  • посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой – 1 балл

  • уважительно относится к результатам труда других людей – 1 балл

  • использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов – 1 балл

  • испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла – 1 балл

  1. Результативность труда.

Труд ребенка результативен – 1 балл

ребенок оценивает результат своего труда – 1 балл

стремится к хорошему результату – 1 балл

  1. Общение со сверстниками.

  • Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам – 1 балл

  • учит других тому, что умеет сам – 1 балл

  • способен к деловому сотрудничеству – 1 балл

  • владеет организаторскими способностями – 1 балл

  • культурен в общении со сверстниками – 1 балл

  • ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда – 1 балл

  • объективно оценивает действия сверстников – 1 балл

  • радуется результатам общего труда – 1 балл

Сводная таблица

сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н – до 10 баллов

СРЕДНИЙ С – 11 – 27 баллов

ВЫСОКИЙ В – 28 – 37 баллов

Источник

Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè âîñïèòàòåëÿ ïðè îðãàíèçàöèè òðóäà äåòåé. Äèàãíîñòèêà òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïî óõîäó çà ðàñòåíèÿìè, ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äèàãíîñòèêà òðóäîâûõ óìåíèé è íàâûêîâ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

×òîáû íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî íàìåòèòü îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ñâîåé ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè îðãàíèçàöèè òðóäà äåòåé, âîñïèòàòåëü äîëæåí õîðîøî ïðåäñòàâëÿòü ñåáå óðîâåíü ðàçâèòèÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè êàæäîãî ðåáåíêà è ãðóïïû âîñïèòàííèêîâ â öåëîì.

Äèàãíîñòèêà ïðîâîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ òðåáîâàíèÿìè îñíîâíîé îáùåîáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì ñàäó èñîäåðæèò êðèòåðèè îöåíêè òðóäîâûõ íàâûêîâ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïî ñëåäóþùèì âèäàì òðóäà: òðóä â ïðèðîäå; õîçÿéñòâåííî-áûòîâîé òðóä; ðó÷íîé òðóä; ñàìîîáñëóæèâàíèå.

Âûäåëÿþòñÿ ñëåäóþùèå êðèòåðèè îöåíêè òðóäîâûõ óìåíèé:

— ÍÈÇÊÈÉ — Í

— ÑÐÅÄÍÈÉ — Ñ

— ÂÛÑÎÊÈÉ — Â

Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óìåíèé è íàâûêîâ â îáðàçîâàòåëüíîé îáëàñòè «ÒÐÓÄ»:

Îâëàäåâøèé íåîáõîäèìûìè óìåíèÿìè è íàâûêàìè â îáðàçîâàòåëüíîé îáëàñòè «Òðóä»

1 — 3 ãîäà

Ðàçâèòèå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

— ñïîñîáåí ê ýëåìåíòàðíîìó ñàìîîáñëóæèâàíèþ (ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ è ðàçäåâàåòñÿ, îáóâàåòñÿ è ðàçóâàåòñÿ, ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî çàñòåãèâàåò ïóãîâèöû, çàâÿçûâàåò øíóðêè)

— âûïîëíÿåò ïðîñòåéøèå òðóäîâûå äåéñòâèÿ ñ ïîìîùüþ ïåäàãîãîâ.

Âîñïèòàíèå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ñîáñòâåííîìó òðóäó, òðóäó äðóãèõ ëþäåé è åãî ðåçóëüòàòàì:

— ñòðåìèòñÿ ñîîòâåòñòâîâàòü òðåáîâàíèÿì áëèçêèõ âçðîñëûõ;

— ïîìîãàåòâ îòâåò íà ïðîñüáó.

Ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà:

— çíàåò è íàçûâàåò íåêîòîðûå òðóäîâûå äåéñòâèÿ âçðîñëûõ (ìîåò, ñòèðàåò, ãëàäèò, óáèðàåò è ò.ä.);

— èìååò ýëåìåíòàðíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ðàáîòå ìàìû, ïàïû, äðóãèõ áëèçêèõ (ìàìà ðàáîòàåò â ìàãàçèíå, ïàïà ðàáîòàåò øîô¸ðîì è ò.ï.).

3 — 4 ãîäà:

Ðàçâèòèå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

— ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ è ðàçäåâàåòñÿ, îáóâàåòñÿ è ðàçóâàåòñÿ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè;

— ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿåò ïðîñòåéøèå òðóäîâûå äåéñòâèÿ (óáèðàåò íà ìåñòî èãðóøêè, ðàñêëàäûâàåò ñòîëîâûå ïðèáîðû è ò.ï.).

Âîñïèòàíèå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ñîáñòâåííîìó òðóäó, òðóäó äðóãèõ ëþäåé è åãî ðåçóëüòàòàì:

— ñïîñîáåí äîâåñòè íà÷àòîå äåëî äî êîíöà: óáðàòü èãðóøêè, ñîîðóäèòü êîíñòðóêöèþ è ò.ä.;

— èñïûòûâàåò óäîâîëüñòâèå â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ èíòåðåñíîé äëÿ íåãî è ïîëåçíîé äëÿ äðóãèõ äåÿòåëüíîñòè.

Ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà:

— ïðîÿâëÿåò çíàíèÿ î ðàçíûõ ïðîöåññèÿõ (ïîâàð, ïàðèêìàõåð, âîäèòåëü è ïð.);

— çíàåò, êåì ðàáîòàþò áëèçêèå ëþäè.

4 — 5 ëåò

Ðàçâèòèå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

— ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ è ðàçäåâàåòñÿ, îáóâàåòñÿ è ðàçóâàåòñÿ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ñêëàäûâàåò è óáèðàåò îäåæäó, ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî ïðèâîäèò åå â ïîðÿäîê;

— ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿåò îáÿçàííîñòè äåæóðíîãî ïî ñòîëîâîé, ïî çàíÿòèÿì.

Читайте также:  Влияние музыки на умственное развитие ребенка

Âîñïèòàíèå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ñîáñòâåííîìó òðóäó, òðóäó äðóãèõ ëþäåé è åãî ðåçóëüòàòàì:

— äîâîäèò íà÷àòîå äåëî äî êîíöà;

— èñïûòûâàåò óäîâîëüñòâèå â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ èíòåðåñíîé äëÿ íåãî è ïîëåçíîé äëÿ äðóãèõ äåÿòåëüíîñòè.

Ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà:

— âëàäååò çíàíèÿìè î ðàçíûõ ïðîôåññèÿõ, îïèðàåòñÿ íà íèõ â èãðàõ (âðà÷, øîô¸ð, ïðîäàâåö, âîñïèòàòåëü è.ò.ä.);

— èìååò ïðåäñòàâëåíèå î çíà÷èìîñòè òðóäà ðîäèòåëåé, äðóãèõ áëèçêèõ ëþäåé.

5 — 6 ëåò

Ðàçâèòèå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

— ñîáëþäàåò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â îäåâàíèè è ðàçäåâàíèè, ñêëàäûâàåò è óáèðàåò îäåæäó, ïðèâîäèò åå â ïîðÿäîê, ñóøèò ìîêðûå âåùè, óõàæèâàåò çà îáóâüþ;

— ñàìîñòîÿòåëüíî ÷èñòèò çóáû, óìûâàåòñÿ ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè;

— ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿåò îáÿçàííîñòè äåæóðíîãî ïî ñòîëîâîé, ïðàâèëüíî ñåðâèðóåò ñòîë, âûïîëíÿåò ïîðó÷åíèÿ ïî óõîäó çà æèâîòíûìè è ðàñòåíèÿìè â óãîëêå ïðèðîäû.

Âîñïèòàíèå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ñîáñòâåííîìó òðóäó, òðóäó äðóãèõ ëþäåé è åãî ðåçóëüòàòàì:

— äîâîäèò íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, ïîääåðæèâàåò ïîðÿäîê â ãðóïïå è íà ó÷àñòêå äåòñêîãî ñàäà;

— ìîæåò îöåíèòü ðåçóëüòàò ñâîåé ðàáîòû;

— èñïûòûâàåò óäîâîëüñòâèå â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ èíòåðåñíîé äëÿ íåãî è ïîëåçíîé äëÿ äðóãèõ äåÿòåëüíîñòè.

Ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà:

— âëàäååò çíàíèÿìè î ðàçíûõ ïðîôåññèÿõ, â òîì ÷èñëå òâîð÷åñêèõ: õóäîæíèêîâ, ïèñàòåëåé, êîìïîçèòîðîâ;

— èìååò ïðåäñòàâëåíèå î çíà÷èìîñòè òðóäà âçðîñëûõ, èñïûòûâàåò ÷óâñòâî áëàãîäàðíîñòè ê ëþäÿì çà èõ òðóä;

— áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê òîìó, ÷òî ñäåëàíî ðóêàìè ÷åëîâåêà.

6 — 7 ëåò:

Ðàçâèòèå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè:

— ñàìîñòîÿòåëüíî óõàæèâàåò çà îäåæäîé, óñòðàíÿåò íåïîðÿäîê â ñâîåì âíåøíåì âèäå;

— óìååò ïëàíèðîâàòü ñâîþ òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü; îòáèðàòü ìàòåðèàëû, íåîáõîäèìûå äëÿ çàíÿòèé, èãð;

— îòâåòñòâåííî âûïîëíÿåò îáÿçàííîñòè äåæóðíîãî;

— óìååò ñîçäàâàòü èãðóøêè èç ïðèðîäíîãî, áðîñîâîãî ìàòåðèàëà, èç áóìàãè.

Âîñïèòàíèå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ê ñîáñòâåííîìó òðóäó, òðóäó äðóãèõ ëþäåé è åãî ðåçóëüòàòàì: ïåäàãîãè÷åñêèé òðóäîâîé âîñïèòàíèå

— ñòàðàòåëüíî äîâîäèò íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, ïîääåðæèâàåò ïîðÿäîê â ãðóïïå è íà ó÷àñòêå äåòñêîãî ñàäà;

— îöåíèâàåò ðåçóëüòàò ñâîåé ðàáîòû;

— èñïûòûâàåò óäîâîëüñòâèå â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ èíòåðåñíîé äëÿ íåãî è ïîëåçíîé äëÿ äðóãèõ äåÿòåëüíîñòè;

— ðàäóåòñÿ ðåçóëüòàòàì êîëëåêòèâíîãî òðóäà.

Ôîðìèðîâàíèå ïåðâè÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ, åãî ðîëè â îáùåñòâå è æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåê:

— âëàäååò çíàíèÿìè î ðàçíûõ ïðîôåññèÿõ, â òîì ÷èñëå òâîð÷åñêèõ: õóäîæíèêîâ, ïèñàòåëåé, êîìïîçèòîðîâ;

— èìååò ïðåäñòàâëåíèå î ïðîôåññèÿõ, ñâÿçàííûõ ñî ñïåöèôèêîé ðîäíîãî ãîðîäà (ñåëà), î çíà÷èìîñòè òðóäà âçðîñëûõ, èñïûòûâàåò ÷óâñòâî áëàãîäàðíîñòè ê ëþäÿì çà èõ òðóä;

— áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê òîìó, ÷òî ñäåëàíî ðóêàìè ÷åëîâåêà.

Äèàãíîñòèêàòðóäîâîéäåÿòåëüíîñòèïîóõîäóçàðàñòåíèÿìè

Ôàìèëèÿ, èìÿ ðåá¸íêà

1. Óìåíèå ïðèíÿòü öåëü òðóäà

2. Óìåíèå âûäåëèòü ïðåäìåò òðóäà

3. Óìåíèå ïðåäâèäåòü ðåçóëüòàò òðóäà

4. Óìåíèå ñïëàíèðîâàòü òðóäîâîé ïðîöåññ

5. Óìåíèå

îòîáðàòü íåîáõîäèìîå îáîðóäîâàíèå

6. Îñâîåíèå òðóäîâûõ íàâûêîâ è óìåíèé

Ïðèìåð äëÿ ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

ÍÈÇÊÈÉ Í — ðåçóëüòàòèâíîñòü òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè íèçêàÿ, òðåáóþòñÿ óêàçàíèÿ, ïðÿìàÿ ïîìîùü âçðîñëîãî â âûïîëíåíèè òðóäîâûõ äåéñòâèé.

ÑÐÅÄÍÈÉ Ñ — òðóä ðåá¸íêà ðåçóëüòàòèâåí ïðè íåáîëüøîé ïîìîùè âçðîñëûõ; ó ðåá¸íêà âûðàæåíî ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè.

ÂÛÑÎÊÈÉ Â — ðåá¸íîê ïîëíîñòüþ ñàìîñòîÿòåëåí â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïî óõîäó çà ðàñòåíèÿìè. Òðóä ðåçóëüòàòèâåí.

Äèàãíîñòèêàñôîðìèðîâàííîñòèõîçÿéñòâåííî-áûòîâîãîòðóäà

Ôàìèëèÿ, èìÿ ðåá¸íêà

1. Óìåíèÿ è íàâûêè ïðè ó÷àñòèè ðåá¸íêà â êîëëåêòèâíîì òðóäå ïî òèïó îáùåãî (ñîäåðæàíèå çàäàíèé îäèíàêîâî)

2. Óìåíèÿ è íàâûêè ïðè ó÷àñòèè ðåá¸íêà â êîëëåêòèâíîì òðóäå (ñîäåðæàíèå çàäàíèé ðàçíîå)

Ïðèìåð äëÿ ñòàðøåãî âîçðàñòà

ÍÈÇÊÈÉ Í — ðåá¸íîê îõîòíî ïðèíèìàåò è âêëþ÷àåòñÿ â òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü, íî òðóäîâûå äåéñòâèÿ ïîñïåøíûå, íåêà÷åñòâåííûå.  êîëëåêòèâíîì òðóäå ïðåäïî÷èòàåò «òðóä ðÿäîì».

ÑÐÅÄÍÈÉ Ñ — ðåá¸íîê îõîòíî ïðèíèìàåò è âêëþ÷àåòñÿ â òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü, ïðîÿâëÿåò ñòàðàòåëüíîñòü â âûïîëíåíèè òðóäîâûõ äåéñòâèé. Îõîòíî âêëþ÷àåòñÿ â êîëëåêòèâíûå ôîðìû òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, íî âûïîëíÿåò ðîëü ïîìîùíèêà.

ÂÛÑÎÊÈÉ Â — ðåá¸íêó íðàâèòñÿ òðóäèòüñÿ. Âñå äåéñòâèÿ âûïîëíÿåò óìåëî, êà÷åñòâåííî. Âûñòóïàåò â ðîëè îðãàíèçàòîðà â êîëëåêòèâíûõ ôîðìàõ äåòñêîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè; äîáðîæåëàòåëüíî ðàñïðåäåëÿåò ðàáîòó, âçàèìîäåéñòâóåò ñ äðóãèìè äåòüìè.

Äèàãíîñòèêàñôîðìèðîâàííîñòèðó÷íîãîòðóäà(ñòàðøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò).

Ôàìèëèÿ, èìÿ ðåá¸íêà

1. Ðó÷íàÿ óìåëîñòü

2. Ñïîñîáíîñòü ðåàëèçîâàòü çàìûñåë

ÍÈÇÊÈÉ Í áåñïîìîùíîñòü âî âñåõ êîìïîíåíòàõ òðóäîâîãî ïðîöåññà; îòêàç îò äåÿòåëüíîñòè, íèçêàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íåîáõîäèìîñòü ïðÿìîé ïîìîùè âçðîñëîãî; ðåçóëüòàò òðóäà íèçêîãî êà÷åñòâà.
ÑÐÅÄÍÈÉ Ñ âûñîêàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü â äåÿòåëüíîñòè ðåïðîäóêòèâíîãî õàðàêòåðà. êà÷åñòâî ðåçóëüòàòà âûñîêîå, íî áåç ýëåìåíòîâ íîâèçíû èëè áëèçêèé ïåðåíîñ, íåäîñòàòî÷íûå êîìáèíàòîðíûå óìåíèÿ è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü äëÿ ðåàëèçàöèè òâîð÷åñêîãî çàìûñëà (òðåáóþòñÿ ñîâåòû, óêàçàíèÿ, âêëþ÷åíèå âçðîñëîãî â òðóäîâîé ïðîöåññ); çàìûñåë ðåàëèçîâàí ÷àñòè÷íî.
ÂÛÑÎÊÈÉ Â ðàçâèòûå êîìáèíàòîðíûå óìåíèÿ. Èñïîëüçîâàíèå ïîîïåðàöèîííûõ êàðò, îáîáù¸ííûé ñïîñîá êîíñòðóèðîâàíèÿ; ïîëíàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü; ðåçóëüòàò âûñîêîãî êà÷åñòâà, îðèãèíàëåí èëè ñ ýëåìåíòàìè íîâèçíû.

Äèàãíîñòèêàòðóäîëþáèÿâïðîöåññåäåæóðñòâ

Èìÿ

Âèä äåÿòåëüíîñòè

Äåæóðñòâî ïî

ñòîëîâîé

Äåæóðñòâî ïî çàíÿòèÿì

Äåæóðñòâî â óãîëêå ïðèðîäû

Í (íèçêèé óðîâåíü) — äåòè äåæóðÿò íåáðåæíî, îõîòíî ïåðåäàþò ñâîè îáÿçàííîñòè äðóãèì, îòêàçûâàþòñÿ îò äåæóðñòâà, çàáûâàþò î íåì, íå äîâîäÿò äåëî äî êîíöà, ñ÷èòàþò, ÷òî ïîðÿäîê — äåëî ïîìîùíèêà âîñïèòàòåëÿ, äðóãèõ äåòåé.

ÍÑ (íèæå ñðåäíåãî) — îòíîøåíèå ê äåæóðñòâó íåóñòîé÷èâî, êà÷åñòâî ðàáîòû çàâèñèò îò íàñòðîåíèÿ.

Ñ (ñðåäíèé óðîâåíü) — âûïîëíÿþò ñâîè îáÿçàííîñòè õîðîøî, àêòèâíî, íå çàáûâàþò î íèõ, íî íå ïîìîãàþò äðóãèì, ñòðåìÿòñÿ îáÿçàòåëüíî ïîëó÷èòü îäîáðåíèå âçðîñëûõ.

ÂÑ (âûøå ñðåäíåãî) — äåòè îõîòíî, õîðîøî äåæóðÿò, ñàìè ïîìíÿò î ñâîèõ îáÿçàííîñòÿõ. Åñëè îíè íå äåæóðÿò â äàííûé ìîìåíò, òî âñå ðàâíî îáðàùàþò âíèìàíèÿ íà íåïîðÿäîê â ãðóïïå è óñòðàíÿþò åãî, ïðîñÿò íàçíà÷èòü èõ äåæóðíûìè.

 (âûñîêèé óðîâåíü) — äåòè ïîñòîÿííî ñòðåìÿòñÿ ó÷àñòâîâàòü â êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, õîðîøî ðàáîòàþò, ïîìîãàþò òîâàðèùàì â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник