Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие thumbnail

Часто родители, которые приходят ко мне на консультацию, удивляются, узнав, как важно младенцам постоянно слышать живую речь. Что значит живую? Это когда родители, склонившись над крохой, эмоционально говорят ему добрые слова, рассказывают о своих чувствах и в целом о мире. Заметьте, телевизор в фоновом режиме и песенки в колыбельке – это не речь. Такая информационная нагрузка наоборот воспринимается как шум и раздражитель. Именно когда люди из ближайшего круга разговаривают с малышом, в его психике запускаются важные процессы.

Новорожденный попадает в этот мир таким крохотным и беззащитным существом. И кажется, этот малыш ещё ничего не понимает и не осознает. Но это маленькое создание уже чувствует самое главное – он чувствует, когда его любят. Ещё находясь в утробе матери, крохотный человек уже умеет отличать мамин голос от тысячи других, ласковый тон от грубого. Даже в животе малыши радуются, улавливая родной голос. Потому так важно с первых дней жизни разговаривать с ребенком. Даже если думаете, что он еще такой несмышлённый.​

Многим, наверняка, может показаться, что со стороны очень глупо выглядят беседы с малышом в пеленках. Но такие разговоры – огромный вклад в эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка, а также в развитие его речи.

Дети, с которыми много разговаривали в младенчестве, легче осваивают речь, быстрее начинают говорить. Дело в том, что в первый год жизни у малышей формируется пассивный словарный запас. Если родители постоянно разговаривают с младенцем, он запоминает звучание слов, позже начинает понимать их смысл. Малыш запоминает артикуляцию при произношении тех или иных звуков. В дальнейшем это способствует тому, что ребенку проще воспроизводить звуки.

Проводились исследования, которые подтвердили, что младенцы очень восприимчивы к речи. В более старшем возрасте дети могут понимать и воспроизводить речь из раннего детства, даже если позже она не дублировалась. Зафиксированы билингвистические случаи, когда дети начинают говорить на другом языке, который, например, слышали исключительно в младенчестве.

Точно так же и наоборот. Дети, лишенные постоянного общения в младенчестве, в дальнейшем существенно отстают от норм развития. Речь у них запускается позже, и способность понимать и анализировать также появляется с запозданием.

В первый год жизни, у детей развивается 20% мышления. Очень важно в этот период дать малышу как можно больше сенсорных впечатлений. Именно речь – главное звуковое сенсорное впечатление. И она должна быть не сюсюканьем: «Ути какой холёсенький». Важно с первых дней знакомить кроху с правильной речью, не коверкая слова, не замещая их вымышленными.

Возьмите за правило ничего не делать молча. Рассказывайте малышу обо всех манипуляциях, что производите. Например, переодевая ребенка эмоционально озвучивайте: «Сейчас мы снимем кофточку, давай вытащим правую ручку, вот мы вытащили правую ручку! Теперь вытащим левую ручку, вытащили левую ручку! А теперь ложись на правый бочок, я уберу кофточку, и наденем новую!» Разумеется, новорожденный не будет выполнять ваши просьбы: ложиться на бочок, подавать вам ручку. Но он слушает речь, с развитием мышления слова закрепляются за определенными объектами и действиями.

Хорошо сопровождать ежедневные уходовые действия потешками и пестушками. При умывании, купании, переодевании. Читайте короткие, ритмичные стишки, когда делаете малышу легкую гимнастику и массаж.

Подборку потешек я приводила здесь: Потешки для младенцев

Разговаривайте с младенцами, это крайне важно для их гармоничного развития!

Источник

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. 

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»? 

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. 

На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику. 

Читайте также:  Умственное развитие ребенка младшего школьного возраста

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности. 

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.

К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи. 

Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. 

История пренатального воспитания 

В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. 

Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. 

Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. 

К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. 

Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. 

В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. 

Пренатальное развитие: колыбельная для… живота 

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.

Пренатальное общение: как происходит контакт? 

Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. 

При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. 

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка первой младшей группы

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. 

Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии? 

В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.

В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. 

Общение с будущим ребенком: кому это нужно? 

Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно. 

Проверьте с помощью теста, получаете ли вы настоящее удовольствие от своей беременности

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения 

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. 

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной! 

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. 

Читайте также:  Роль педагога в развитии способностей ребенка

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Источник

В последние время всё больше специалистов говорит о том, что общение с ребёнком имеет неоценимое значение для его развития и социализации. Малыш слышит окружающие его голоса ещё находясь в животе у мамы, а после появления на свет с удвоенной силой впитать себя всё, что говорят мама, папа, а позже и другие находящиеся рядом люди.

Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем статьям наших экспертов в приложении «ПрограммаМама»

Родителям очень важно говорить со своим ребёнком, начиная с самых первых дней его жизни, поскольку новорождённый прекрасно слышит всё, что происходит вокруг него. И звук маминого и папиного голоса станет отличным успокаивающим средством.

Интересно, что мужской тембр голоса новорождённый зачастую воспринимает лучше и активнее реагирует на него.

Многочисленные исследования показали, что спокойная, положительно окрашенная речь, направленная на ребёнка, облегчает боль и способствует нормализации сна.

Общение с малышом вносит огромный вклад в развитие речи, которая формируется с самых первых дней жизни. Присущая ребёнку манера подражания примерно к двухмесячному возрасту приводит к появлению первых звуков, «гуления» малыша. Таким образом, ребёнок старается вступить в диалог с миром, самыми важными представителями которого для крохи являются папа и мама.

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

Непринуждённый разговор с малышом способствует также лучшему пониманию своих эмоций
и эмоций других людей, что, в свою очередь, стимулирует развитие головного мозга.

Конечно же, ребёнок первых месяцев жизни не в состоянии понять смысл того, что вы ему говорите, однако не стоит забывать о том, что малыши способны считывать эмоции вашего тела и улавливать малейшие изменения мимики любимого лица.

Именно поэтому зачастую мамы сталкиваются с беспокойным поведением крохи без каких-либо видимых причин. Но такая реакция может быть вызвана тем, что мама, сильно взволнованная или обеспокоенная чем-то, продолжает улыбаться своему малышу и говорить тёплые слова, полагая, что она оберегает кроху от проблем. Но ребёнок видит другое: мама с ним, но ей грустно, она расстроена. Внутренне состояние мамы очень быстро перенимается ребёнком, в результате чего малыш, не способный анализировать окружающую обстановку, начинает капризничать.

Именно поэтому так важно рассказывать
даже самому маленькому ребёнку, что вас тревожит. Пусть малыш не поймёт суть, но поймёт настроение. В результате ситуация перестанет быть напряжённой и для мамы, и для малыша. Возможно, не стоит рассказывать ребёнку обо всех своих проблемах, но о тех, которые касаются его, надо обязательно.

Влияет ли разговор с ребенком на его развитие

Как разговаривать с ребёнком

  1. Разговаривайте открыто и честно.
    Проговаривайте всё, что важно для вас и малыша в настоящее время. Тогда, повзрослев, ребёнок ответит вам тем же.
  2. Говорите о простых вещах.
    Вряд ли ребёнок, которому нет ещё и 6 месяцев, поймёт разницу между марками проезжающих мимо автомобилей. Помните, что начинать познавать мир надо с простых вещей.
  3. Не бойтесь использовать «детский» язык.
    Это, конечно же, не означает, что нужно вводить в лексикон «бибики» и другие не употребляемые взрослыми людьми слова. Детский язык – это подражание первым звукам малыша, использование ласкательных выражений («Ты моё счастье!») и длительных пауз между слогами – «Ма-ма, па-па, ба-ба».
  4. Придумайте собственный способ общения.
    Многим родителям разговоры с маленькими детьми даются очень нелегко. Тогда ищите то, что будет по душе вам обоим – песни и стихи малыши тоже очень любят.
  5. Разделите «мы» на «ты» и «я».
    В первые месяцы жизни малышу жизненно необходимо чувствовать неразрывную связь с мамой. Это не только дарит ему ощущение безопасности, но и формирует доверие к миру, которое он пронесёт через всю свою жизнь.

    Однако к возрасту 11-12 месяцев такая тесная связь с мамой начинает сдерживать развитие малыша. В этом возрасте ребёнок хочет больше свободы, которую необходимо ему предоставить.

Видеокурсы «Программа Мама»
Много вопросов о здоровье и развитии новорождённого? Наши эксперты ответят на все вопросы мам в видеокурсах «Программы Мамы»

Источник