Виды консультаций по вопросам воспитания и развития ребенка

Виды консультаций по вопросам воспитания и развития ребенка thumbnail

Работа с родителями

Консультации для родителей

«Учим ребенка общаться»

Н.Н. Долгова МДОУ
ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» г.Тамбов
(из материала для радио-эфира)

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

— создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

— признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

— сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

— не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

— не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

— поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

— не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

— показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

— не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

— для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

— помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

— дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Читайте также:  Что важно для развития ребенка

— показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

— пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» — кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

— сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

— препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

— удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

— не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

— усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

— мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

— сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

— расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

— подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

— стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

— если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

— проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

— контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

— не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

— стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

— реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

— выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьей;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Специальная поведенческая программа:

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Читайте также:  Движущая сила и условия социального развития ребенка

— не прибегайте к физическому наказанию

— чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

— составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

— воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

— не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

— не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

— лишение удовольствия, лакомства, привилегий

— запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

— внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

Источник

Гузелия Медведева
Примерная тематика консультаций родителей по вопросам семейного воспитания

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные качества. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка — это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

• создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

• стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Семейное воспитание имеет и свои принципы.

Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи — воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Примерные темы для обсуждения с родителями по вопросам семейного воспитания:

— Культурные ценности семьи и их значимость для ребенка.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в дошкольном учреждении

— Забота родителей о здоровье детей и правильной организации режима.

— Роль семьи в развитии работоспособности ребенка.

— Семейные традиции и их роль в воспитании детей.

— Формирование нравственных привычек поведения в семье.

— Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка.

— Воспитание трудолюбия и заботливого отношения к людям на примере семьи.

— Особенности общения родителей с детьми.

— Формирование жизненных идеалов у детей в семье.

— Микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка.

— Пример родителей в воспитании детей.

— Личная гигиена ребенка в семье.

— Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в семье.

— Чтение художественной литературы в семье.

— Совместный летний отдых родителей и детей в семье.

— Детские потребности и бюджет семьи.

— День рождения вашего ребенка.

— Слова, которые мы произносим.

— Учим ли мы наших детей любить?

— Как помочь детям учиться?

— Воспитание толерантности у детей в семье.

— Поощрение и наказание детей в семье.

Источник

Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой «НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)».

????????????
94. Правила поведения при общении с животными.
95. Спортивные секции для детей
96. Задержка речевого развития
97. Детское автокресло
98. Музыкотерапия
99. Ум на кончиках пальцев
100. Развиваем творчество
101. Учим ребенка управляться с ножницами
102. Роль игрушки в жизни малышей
103. Проблемы личностного развития у детей
104. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
105. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
106. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
107. Обидчивый ребенок
108. Игры и задания для развития мелкой моторики
109. Игры для гиперактивных детей
110. Агрессивный ребёнок
111. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
112. Экологическое воспитание дошкольников
113. Игры, которые лечат
114. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
115. Зачем логопед задает домашнее задание?
116. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
117. Как превратить чтение в удовольствие
118. Развитие речи: игры в кругу семьи
119. Что рисует ваш ребенок
120. Бабушки и дедушки
121. Роль отца в воспитании ребенка
122. «Живые витамины»
123. Дети и театр
124. Когда ребенок ябедничает
125. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
126. Роль бабушек в воспитании детей
127. Одежда для прогулок
128. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
129. Прогулка зимой
130. Подвижные игры для детей весной — веселые старты
131. Как ухаживать за молочными зубами
132. Новый взгляд на родительские собрания
133. Советы учителя логопеда родителям
134. Поём вместе с мамой
135. «Первый раз в детский сад»
136. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
137. Тест «Рисунок семьи»
138. Личная гигиена дошкольника
139. Развиваем мелкую моторику
140. Развиваем речь с помощью скороговорок
141. Как научить ребенка ездить на велосипеде
142. Правила поведения на железной дороге
143. Четыре заповеди умного родителя.
144. Первая помощь при детских травмах
145. Скоро в школу
146. Игры на кухне
147. Готовность к школе
148. Математика вокруг нас
149. Маленький разбойник
150. Развитие речи детей 3-4 лет
151. Летние игры с водой
152. Мама-терапия
153. В дом входит доброта
154. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
155. Физическое воспитание
156. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
157. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
158. Если ваш ребенок попал в больницу
159. Советы психолога для родителей
160. Родительский дневничок
161. Как избавить ребенка от страхов
162. Дети и компьютер
163. Экологическое воспитание детей
164. Роль книги в развитии ребёнка
165. Какие игрушки необходимы детям
166. Учите детей общаться
167. Здоровый образ жизни ваших детей
168. Покорми птиц зимой
169. Детские манипуляции
170. Детские вопросы и как на них отвечать
171. Дети и театр
172. Приучаем ребенка к порядку
173. Как ухаживать за молочными зубами
174. Как научить ребенка вырезать ножницами
175. Дорожная Азбука
176. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
177. Здоровье ребенка.
178. Ошибки, которые совершать нельзя
179. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
180. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
181. Воспитание усидчивости
182. Как одеть ребенка летом
183. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому
184. Правила поведения для детей и взрослых
185. Культура общения и поведения
186. Готовим будущего первоклассника
187. Тематические консультации для родителей
188. Капризы и упрямство
189. Если вы хотите чтобы ваш ребенок говорил красиво

283. НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ

4. Какие игрушки необходимы детям

5. Роль книги в развитии ребёнка

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?

11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА

12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?

13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ

14. Какие сказки лучше читать на ночь?

Источник