Весь процесс развития речи ребенка
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики — возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений — с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник
Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.
Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].
До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Развитие понимания речи
Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.
Специалисты делят речь на:
- Активную – то, что человек говорит.
- Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.
Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.
Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.
Развитие активной речи
Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.
Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:
- От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
- Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
- Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
- Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
- Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.
Читайте далее: развитие памяти у детей
Источник
Еще раньше, чем ребенок произносит свои первые слова, речевой центр начинает работать. Малыш произносит звуки, крики, потом они начинают отражать простейшие эмоции. Этапы развития речи проходят довольно быстро. Главное — у ребенка должен быть пример, а значит, с ним необходимо разговаривать, читать, общаться.
Чтобы у детей не было отставания в развитии речи, родители должны следить за своеобразным «графиком». Педагоги и психологи составили поэтапный процесс изменения и усложнения речи. Небольшая задержка поправима, а вот серьезную придется лечить. Сейчас самое важное — правильно заложить основы речи. Больше разговоров, новых слов, общения и эмоций в голосе. Тогда ребенку будет проще научиться говорить и это произойдет раньше.
Учимся говорить
Взрослый человек вряд ли помнит, как учился говорить. Слова и фразы сами приходят на ум. Больше того, некоторые из нас говорят на разных языках. Здесь понятнее — новый язык приходится учить с основ: звуки, буквы, слова, потом появляются фразы. Они усложняются, становятся более эмоциональными. Вот так же мы учим свой родной язык, правда, не осознавая этого.
У детей запоминание слов, звуков, акцента происходит проще: с самого рождения они слышат каждый день новые слова, повторяются старые. Слово и предмет становятся связанными. Мы не помним, как выучились родной речи, ведь это происходило путем связывания образов и звуков.
Вы смотрите на предмет, а в голове возникает его название. Все потому, что в детстве мы так выучились распознавать окружающий мир. В голове у ребенка формируется прочная связь: слово-предмет, явление, человек, животное.
Самое главное – стимулировать речь. Это тоже несложно с детьми, ведь они подражают взрослым. Первая речь ребенка — подражание звукам. Потом он запоминает слова. Их становится все больше. Уже к 5-6 годам кроха спокойно оперирует 3000 слов на родном языке. Конечно, если развитие речи идет правильным путем.
Поэтапное развитие речи
Самые важные этапы проходят до 1-1,5 лет ребенка. Это переход от простого крика к осмысленным словам. Это довольно быстро, если учесть сложность нашего речевого центра. Конечно, речь идет о детях, которые растут в семье – у них есть по крайней мере 5-6 человек, которые часто с ними разговаривают. На раннем этапе выделяют следующие периоды:
- Крики — с рождения, у маленьких детей это возможность привлечь внимание матери;
- Гуканье — проще всего произносить звуки «агу», «агы», «гы», «ууу». Этот период проходит в возрасте от 2 до 3,5-4 месяцев. Такие звуки – первая попытка ребенка произнести что-то, что пока еще невозможно;
- Лепет — это повторение одного и того же слога много раз. Сейчас он может произнести «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу». Период от 4 до 7,5 месяцев;
- Слова — с 11-12 месяцев лепет может подарить вам несколько слов, например «мама», «папа», «баба», «дай». Сейчас малыш произносит их не постоянно, а как обращение или просьбу. Он все еще лепечет, периодически кричит — так проще всего выразить недовольство;
- Первые слова у детей появляются с полутора лет. Они все больше похожи на взрослую лексику, правда, пока выговариваются не все буквы. Например, малыш может сказать «моко» на молоко.
Конечно, все относительно. Кто-то начнет лепетать раньше, а произносить слова позже. Здесь нет ничего страшного для вашего ребенка. Проблемы развития речи выявляются только на втором году жизни.
Сколько слов мы уже знаем
Для речевого развития очень важно, сколько слов знает ваш кроха. Его личный «словарик» насчитывает приличное количество слов уже к 4 годам жизни. Для детей необходимо общение с родными и сверстниками. Так они усваивают новое быстрее. Поможет вам чтение сказок, рассказывание историй. Некоторые слова дети выдумывают сами – их в подсчет словарного запаса не включаем.
- 1 год – малыш уже уверенно говорит от 5 до 9 слов;
- 1,5 года – кроха знает 20-30 новых слов, которые использует каждый день;
- 2 года – максимально 200-210 слов. Минимум тут 80-90 – меньше будет считаться отклонением;
- 3 года – от 800 до 1000 слов используется ребенком;
- 3,5 года – чуть больше, и это хорошо. Эти 6 месяцев могли принести 500-600 новых слов;
- 4 года – до 2000 слов или чуть больше, причем многие из них уже эмоционально окрашены;
- 5 лет – огромный прорыв: около 2500 слов для малыша.
Нужно отметить период 2-5 лет. В это время малыш начинает разговаривать все интенсивнее. Он может делать интонационные акценты, использовать вопросительный или указательный тон.
Общение ребенка с матерью — это особая тема. Здесь психологи отмечают понятие «материнский язык». Он формируется еще на уровне лепета. Мама хорошо понимает, что лепечет или «гулит» малыш, и может отвечать ему на том же «языке».
Это существенно тормозит развитие речевого центра, потому что малышу нет потребности развивать его – все и так понятно. Мамам нужно это учитывать. Говорите с ребенком ласково, нежно, используя смешные словечки, но в остальном язык должен быть взрослым, без сюсюканий.
Начинаем говорить фразами
Переход от слов к фразам проходит плавно. Для детей это нормальное развитие речи, и они сами пытаются строить первые фразы. Ничего страшного, если они получаются нечеткими или забавно-ошибочными. Помогите ребенку: что-то заучите с ним наизусть, исправляйте ошибки произношения.
Примерно с 2 лет малыш может построить фразу из 2-3 слов. Позднее они уже строят предложения, используя почти все части речи. К 4 годам нормальное развитие речевого центра – уметь использовать несколько прилагательных или вопросительные слова.
Обычно в 4 года для ребенка не составляет труда менять суффиксы и окончания при разговоре. Так что его речь уже вполне взрослая. Теперь ее стоит оценивать не по количеству слов. Ответы на вопросы будут своеобразным тестом. Односложный ответ на любой вопрос должен насторожить родителей.
Прочтите сказку, а затем попросите пересказать ее парой предложений, придумать продолжение. Например, Принц и Белоснежка поженились, а что было дальше? В 4 годика для малыша уже не проблема придумать коротенькое продолжение: они жили вместе, завели кошку, у них появился сыночек или дочка. На этом этапе развития этого вполне достаточно. Чем больше подробностей жизни героев придумывает ребенок, тем лучше. Здесь вместе с речью работает его фантазия и логика.
Произношение и дефекты
На первых этапах развития речи могут быть дефекты произношения. Не стоит сразу же паниковать, что ребенок не выговаривает буквы. Скорее всего, ему просто нужно больше тренироваться. Слушайте его, отмечайте неправильное произношение. Можно подобрать слова или стишки для тренировки. Обычно на исправление дефекта уходит немного времени.
Если же вы видите, что время идет, а от речевого дефекта избавиться дома не получается, придется сходить к логопеду. Основные проблемы с речью фиксируются в возрасте 2 лет – до этого считается, что развитие все еще продолжается.
Одна из особенностей развития речи — чем меньше слов, тем правильнее ребенок произносит их. У детей с большим словарным запасом «проваливаются» твердые согласные, они могут имитировать заикание. Так что иногда лучшее качество речи у тех, чей словарный запас на 10-15% ниже.
Здесь важно знать: у всех детей речевое развитие идет разными путями. Это зависит от родителей, наличия старших детей, общения в семье, от того, как часто приходят гости. Факторов речевого развития много, так что не переживайте, если соседский малыш уже правильно строит фразы, а ваш еще не может выговорить «дай яблоко».
До двух лет возможны слоговые проблемы. Малыш теряет слог или, наоборот, добавляет еще один. Так, «собака» может быть «абака», «бабака», «ака». Сейчас не нужно каждый раз поправлять ребенка – просто показывайте, как нужно произносить. Скажите «Собака? Где? Покажи мне».
Задержка речевого развития (ЗРР)
Если логопед ставит такой диагноз, то вы должны правильно воспринять значение слова «задержка». Это не патология, не дефект, а именно задержка. Такой диагноз можно поставить, только если ребенок уже достиг возраста 2 лет, но его речь все еще очень плоха.
Задержка развития речи проявляется как малый набор осмысленных слов. Раньше считалось, что 200 слов для детей 2-х лет — это желанная норма. Теперь же логопеды снизили этот порог до 50-100 слов. Если ребенок не может выговорить простые слова, у него теряются слоги, добавляются новые — его речь тяжело разобрать.
Обычно для развития речевого центра необходимо именно говорить. Сейчас много говорящих игрушек, многие мамы включают часто телевизор. Ребенок слушает, а говорить ему нет никакой надобности. Уберите этот фон – и ему придется самому начать разговаривать.
ЗРР снимется в 4-5 лет, если эти проблемы прошли. Если же нет, для таких детей рекомендованы занятия с логопедом. При сильной задержке вы, к сожалению, не попадете в школу. Этим вопросом нужно заниматься, пока у ребенка есть все шансы самому поправить ситуацию.
Как правильно разговаривать с ребенком
Существует несколько простых правил, как говорить с ребенком. Все они направлены на развитие его речи, а значит, родители должны внимательно отнестись к вопросу.
- Необходимость в общении.
Есть такой анекдот, когда мальчик до 7 лет молчал, а потом сказал, что каша несоленая. На вопрос «Чего же ты молчал 7 лет?» он ответил, мол, раньше-то все было хорошо. В этой шутке есть доля правды. Пока для ребенка нет потребности или мотивации говорить — зачем ему говорить? Мама и так понимает его крики, лепет, «гульканье»… Поэтому побуждайте его к общению: задавайте вопросы, заучивайте фразы, просите повторить то, что он сказал.
- Одна тема за один раз.
Сын приносит вам мячик или машинку, чтобы поиграть. А вы спрашиваете, не хочет ли он есть, спать, на горшок. Ему совершенно непонятно, как вообще связаны эти темы. Да и вам не будет понятно, если не вдумаетесь. Попробуйте настроиться на одну волну. Отложите вопросы про горшок и поговорите про мячик, поиграйте с ним. Назовите его цвет, скажите, что мячик большой, красивый, зеленый, новый…
- Интерес
Важно, чтобы тема была для ребенка интересной. Когда вы настаиваете на каком-то действии в игре, например, просите раскладывать предметы по цветам или складывать пазл, а малышу хочется поиграть с машинками — интереса мало. Играя в то, что ему интересно, малыш будет сопровождать все это звуками, словами, а потом и фразами.
- Взрослый понимает, что перед ним ребенок.
Для правильного речевого развития важно, чтобы взрослый понимал: это малыш, пусть ему 2 года или 4, но это еще маленький ребенок. Тема разговора нужно выбирать адекватную интересам ребенка. Поддержать разговор по политику и экономику он пока не может. Малыш слышит знакомые слова: машинка, играть, мяч, книга со сказками, кукла. Это стимулирует его к коммуникации на доступную ему тему. Если ждать от него ответа на сложный вопрос, то вы лишь смутите и испугаете малыша.
Источник