Вальдорфская методика развития ребенка

Вальдорфская методика развития ребенка thumbnail

Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому  на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

вальдорфская методика

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру.  В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше. 
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

вальдорфская методика

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Читайте также:  Справочник ребенок с особенностями развития

Преимущества методики

  • В первые годы обучения, основной упор делают на раскрытие личности малыша. Педагоги и родители обязаны уделять максимум внимания детям, и давать им возможность высказывать свое мнение.
  • Воспитатели должны поддерживать маленьких деятелей во всех начинаниях.
  • Ученики вальдорфского первого класса занимаются изучением 2 иностранных языков. Обучение проводится методом погружения в языковую среду.
  • Запрет на просмотр телевизора. Малыши не получают негативную информацию, которая может разрушить внутренний мир личности.
  • Для каждого малыша, который собирается заниматься по вальдорфской методике, разрабатывают индивидуальный план занятий. Плюс в том, что педагог учитывает слабые и сильные стороны интеллектуального и физического развития ученика.
  • Высокий уровень воображения и фантазии. Ребята самостоятельно делают игрушки, подарки, красивые картины и прочее. Игры также проходят с ними. Фабричные изделия под запретом.
  • Обучение ремеслу. Каждый ученик учится садоводству, рукоделию и другим работам.
  • Большое внимание уделяют развитию творческого потенциала. Малыши занимаются живописью, учат различные стили и техники написания картин. Также проводятся музыкальные занятия, на которых преподается игра на инструментах.
  • Учение по вальдорфской методике не приемлет соперничества. В группах нет изгоев или лидеров, благодаря такому подходу коллектив становится единым целым.
  • Оценки не ставятся, поэтому ребят не мотивирует успеваемость, они работают за знания.

вальдорфская методика развития

Недостатки методики

  • Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
  • Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
  • Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
  • Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
  • Все вальдорфские школы платные.
  • Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
  • Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.

Источник

  • Развитие от А до Я

Вальдорфская методика развития ребёнка

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа — не исключение.

Как все начиналось

В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках — он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.
Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию. В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.

Принципы вальдорфской методики

Вальдорфская методика в воспитанииШтайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Программа обучения по вальдорфской методике

Вальдорфская педагогика ШтайнераВальдорфская педагогика Штайнера — это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно — они крупноформатные и без линовки.

Читайте также:  Песталоцци умственное развитие ребенка

Детям не выставляют оценок, впрочем, в этом и нет необходимости — обучение каждого ребёнка осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает все особенности восприятия и развития малыша. Уроки длятся дольше, чем в традиционных школах — продолжительность одного занятия варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 часов.

Группы в детских садах и школьных классах разновозрастные. Так, в одном коллективе могут оказаться и двухлетний малыш, и шестилетний ребёнок. Младшие дети внимательно следят за старшими одногруппниками и всему учатся у них. Благодаря этому новая информация усваивается очень легко и практически незаметно.

В ежедневную программу занятий входит три информативных блока, каждый из которых направлен на развитие конкретных навыков:

  • практический блок (творческие занятия);
  • душевный (музыка и танцы);
  • духовный (развитие активного мышления).

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru

Позиция преподавателя в вальдорфской школе

Применение Вальдорфской методики развития ребёнкаКонечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода — невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время — педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.

Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером — любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.

А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.
По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий. А, если запрет всё-таки необходимо, следует мягко и тактично проинформировать об этом ребенка — ругать и наказывать учеников нельзя.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфский садик

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка. Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки. Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Поделки своими руками

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада. Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал. К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Читайте также:  Кризис в развитии ребенка в дошкольном возрасте

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Вальдорфская кукла

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками. Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так». Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Уроки рисования

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

Участие в представлениях

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Использование природных материалов

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома…. Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания. Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Вальдорфская педагогика

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития. Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Источник