Справочник ребенок с особенностями развития

Справочник организаций Московской области, оказывающих помощь людям с особенностями развития

Составители: Е.А.Антонова, М.С. Дименштейн,

РБОО «Центр лечебной педагогики»

При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта Союзом охраны психического здоровья

Министерство образования Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-11-11

mo.mosreg.ru

Министр образования Московской области:

Марина Борисовна Захарова

Министерство социального развития Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 1.

(498) 602-84-50

msr.mosreg.ru

Министр социального развития Московской области:

Ирина Клавдиевна Фаевская

Министерство здравоохранения Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-03-01

mz.mosreg.ru

Министр здравоохранения Московской области:

Нина Владимировна Суслонова

Города и муниципальные округа

Московской области(по алфавиту)

Апрелевка – см. Наро-Фоминск

Балашиха

Психолого-педагогическая и социальная помощь

Радуга

Центр психолого-медико-социального сопровождения

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Министерство образования Московской области

Своевременное выявление и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и социальной дезадаптацией от 3 до 18 лет.

На базе школьного отделения центра функционируют специальные коррекционные классы VII вида (1-4 класс)

г. Балашиха, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 38

(495) 524-49-17

ВНИМАНИЕ! Временно изменился телефон и адрес Центра! По всем интересующим вопросам можно обратиться по адресу: Шоссе Энтузиастов, д. 1 и по телефону 8(968) 752-44-92

bal-cpmss.edumsko.ru, cpmssraduga.ucoz.ru

Росинка

Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Помощь детям и подросткам в возрасте от 4 до 14 лет в условиях стационарного режима работы и от 3 до18 лет — амбулаторно (в т.ч. дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с нарушениями умственного и физического развития)

г. Балашиха, ул. Шоссе энтузиастов, д. 43

(495) 521-33-93, (495) 521-76-77

rcrosinka.ru

Горизонт

Железнодорожный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья. 2 отделения для детей с ОВЗ: медико-социальной реабилитации и реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями (психолого-педагогическая помощь), которые рассчитаны на амбулаторное пребывание 35 детей. Отделения рассчитаны на реабилитацию детей от 3 до 18 лет с диагнозами: заболевания опорно-двигательного аппарата (ДЦП, сколиоз, нарушения осанки, детская остеохондропатия); ЗПР, аутизм, синдром Дауна, эпилепсия и др.

Балашихинский район, г.о. Железнодорожный, Носовихинское шоссе, д. 14

(495) 527-16-99

gorizont-centr.ru

Мир для всех

Вместе

Детский центр, ИП

Индивидуальные занятия (логопед, психолог, дефектолог) с детьми с СДВГ, РАС, синдромом Дауна с последующим включением в группу.

г. Железнодорожный, микрорайон Павлино, ТЦ «Павлино», 3-й этаж,

кабинет 316

(916) 410-13-32

centrvmeste.ru

Коррекционные начальные школы-детские сады и школы

№8

Крепыш

Детский сад компенсирующего вида

МБДОУ, Министерство образования Московской области

г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 83

(495) 521-31-94

detsadik8.ru

№ 27

Дюймовочка

Детский сад компенсирующего вида

МБДОУ для детей с речевыми нарушениями

Министерство образования Московской области

г. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 7

(495) 522-29-44

zddou27.edumsko.ru

Бронницы

Психолого-педагогическая и социальная помощь

Алый парус

Верея – см. Наро-Фоминск

Видное

Волоколамск

Воскресенск

Центр ДиК

Преодоление

Благовест

Районное Общество Родителей детей-инвалидов
Иппотерапия

г. Воскресенск, ул. Комсомольская, д. 17/140

(906) 061-82-81

deti-invalids.narod.ru

Хорловская школа – интернат

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII

Министерство образования Московской области

Воскресенский район, п. Хорлово, ул. Интернатская, д. 1, 2

(496) 444-91-85, (496) 444-94-86

internat-horlovo.narod.ru

vos-hor-internat.edumsko.ru

Высоковск – см. Клин

Голицыно – см. Одинцово

Дедовск

Дзержинский

Милосердие

Дмитров

Остров надежды

Дом доверия

Долгопрудный

Аленький цветочек

Полет

От сердца к сердцу

МО РОО молодых инвалидов и семей с детьми-инвалидами

Канистерапия, мастер-классы по мыловарению, выжиганию, социально-бытовому ориентированию. Психолог, дефектолог.

г. Долгопрудный, Московское шоссе, д. 47

(495) 576‒56‒62, (926) 362‒44‒59

Афанасьева Виктория Владимировна

Птица говорун

Логопедический центр

Нарушения звукопроизношения, комплексные нарушения речи, ЗПР, ЗРР, нарушения поведения, аутичные проявления, трудности самоконтроля, снижения внимания и памяти и т.д. Логопеды, психологи, нейропсихологиэ

г.Долгопрудный, проспект Пацаева, д.7, кор.1

(925) 880-91-14, (985) 180-77-91

ptitsa-govorun.com

Домодедово

Надежда

Семья

Сделай шаг

Дрезна – см. Орехово-Зуево

Дубна

Бригантина

Возможность

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

г. Дубна, ул. Попова, д.9

(496) 216-60-60 доб. 5120, (496) 219-80-00 доб. 5120 или 5121

vozm.goruno-dubna.ru

Егорьевск

Егорка

Наш дом

Жуковский

Высота

Радуга

Подсолнухи

Зарайск

Звенигород

Ивантеевка

Теремок

Речецветик

Радость моя

Истра

Кашира

Семья

Клин

Со-Действие

Радуга

Родник

Семья

Согласие

Коломна

Коломна

Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Г. Коломна, Окский проспект, д. 27-а

(496) 613-31-44, (496) 615-49-83, (496) 615-49-77

рцколомна.рф

Надежда

Аленький цветочек

Надежда

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области.

г. Коломна, ул. Октябрьской революции д.277

Читайте также:  Ребенок 5 лет развитие внимания

(496) 612-46-96, (496) 612-12-01, (903) 500-00-98

nadegda.edu-kolomna.ru

Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области.

Коломенский район, село Коробчеево, ул. Школьная, д. 1 «Б»

(496) 617-63-03, (496) 617-61-87, (926) 704-70-95

korobcheevo.ucoz.net

Королев

Забота

Речецветик

Котельники

Кентавр

Добро

Красноармейск

Планета Я

Наши дети

Красногорск

Созведие

Образовательный центр

МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении

Министерство образования Московской области

Коррекционное отделение Центра

г. Красногорск, ул.Народного Ополчения, д.7

(498) 568-56-00, (495) 564-51-63, (498) 568-56-11

center-psi.ru

Краснознаменск

Планета

Кубинка – см. Одинцово

Куровское

Ликино-Дулево

Наш дом

Лобня

Лосино-Петровский

Остров добра

Родничок

Детский сад компенсирующего вида, для детей с нарушением речи и зрения

МДОУ, Министерство образования Московской области

г. Луховицы , ул. Горького улица, д.6

(496) 632-12-63

ds5lmr.edumsko.ru

№7

Солнышко

Центр развития ребенка, детский сад общеразвивающего вида

МДОУ, Министерство образования Московской области

Есть группа «Особый ребенок».

г. Луховицы, ул. Мира, д.40

(496) 636-14-61

lsolnyshko.ru

№ 8

Ладушки

Детский сад компенсирующего вида, для детей с нарушением речи

МДОУ, Министерство образования Московской области

г. Луховицы, ул. Мира, д.25

(496) 636 -17-34

Белоомутская общеобразовательная школа – интернат VIII вида

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области

Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Центральная, д.57

(496) 635-22-35, (496) 635-27-95

beloomutintlmr.edumsko.ru

Лыткарино

Люберцы

Чудеса бывают

Центр адаптации и развития для детей с особенностями развития, ИП

АВА-терапия, логопед, психолог, дефектолог, адаптивная физическая культура.

г. Люберцы, ул. поселок Калинина, д. 50

(929) 675-76-35

chudesa-byvayut.ru

Радуга

Центр коррекции поведения,

АВА-терапия, метод Томатиса.

г. Люберцы, мкр. Красная Горка, просп. Гагарина, д. 8/7

(916) 492-00-05

raduga-ava.ru (на сайте номер телефона неверный)

Сухочева Анна Владимировна

Радуга жизни

Центр развития и коррекции, ООО

Оказывает помощь детям с ЗПР, нарушениями речи, РАС, проблемами в поведении, с множественными нарушениями развития. Работают логопед, дефектолог, психолог, творческие студии.

г. Люберцы, мкр. Красная Горка, ул. Преображенская, д.6, корп.2.

(965) 282-34-40

центр-радуга-жизни.рф

Развитие

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

МБОУ, Министерство образования Московской области

Люберецкий, д. Марусино, ул. Заречная д. 35

(499) 579-91-67

lubmbou3.edumsko.ru

Можайск

Мытищи

Мытищинский

Семья

Преображение

Мечта

Солнце для всех

Каркуша

Центр речи, ООО

Коррекционный центр для детей со всеми видами речевых нарушений и взрослых.

г. Мытищи, ул. Юбилейная, д. 24 А (есть отделение в Москве, м.Бабушкинская)

(499) 372-08-76

karkusha.su

Денисова Нелли Евгеньевна

Выше радуги

Детский многопрофильный центр развития,НОУ

Дети от 6 мес. до 17 лет. Все виды речевых нарушений, аутизм, ЗПР, синдром Дауна, СДВГ, школьная неуспеваемость и др.

Логопеды, психологи, нейропсихологическая коррекция, АВА-терапия, Томатис, ЛФК и т.д. Индивидуальные и групповые занятия

г. Мытищи, ул. 3-я Крестьянская, стр. 23, 5-й этаж

(903) 520-03-54, (905) 723-30-28, (965) 143-07-86

vishiradugi.ru

Наро-Фоминск

Сказка

Надежда

Ногинск

Аист

Одинцово

Семья

Гармония

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (надомного обучения)

(действующие программы – общеобразовательная, коррекционная, для детей со сложной структурой дефекта)

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

Одинцовский район, пос. Старый городок, ул. Школьная, д. 33.

(498) 677-81-51, (498) 677-86-92

garmonia.odinedu.ru

Надежда

Одинцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области

г. Одинцово, ул. 1-ая Вокзальная, д. 59.

(495) 591-06-26, (495) 591-00-65

old.nadegda.odinedu.ru

Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида им. Фурагиной А.В.

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Министерство образования Московской области

Одинцовский район, п. Старый Городок, ул. Школьная, д. 34

(498) 677-90-22, (498) 677-82-33

old.speckor.odinedu.ru

Ожерелье – см. Кашира

Озеры

Подсолнух

Гнездышко

Озерский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

г. Озеры, кв. Текстильщики, д. 41

(496) 702-34-66, (496) 702-34-58

osrcn1995.ru

Орехово-Зуево

Павловский Посад

Спектр

Подольск

Ягодка

Подольский районный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

ГКУ СО, Министерство социального развития Московской области

Подольский район, п. Михайлово – Ярцевское, Шишкин лес, д. 29

(495) 850- 57- 26, (495) 850 -57-52

rcyagodka.ru

Гармония

Климовский центр социальной помощи семье и детям

ГБУ СО, Министерство социального развития Московской области

г. Климовск, ул. Заводская, д. 7

(496) 761-57-92, (496) 762 -61-24

cspsd-garmonia.ru

Протвино

Пушкино

Happy kids

Детский Многопрофильный Центр, ИП

АВА-терапия, логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт, ЛФК. Индивидуальные занятия с детьми с особенностями развития (ЗПР, ЗПРР, синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, аутизм)

г. Пушкино, ул. 1-я Серебрянская, д. 21

(495) 782-82-62 , (915) 244-22-22

hkclub.ru

Подсолнух

Психологический центр, ООО

Дети с 3 лет особенностями развития: с аутичными чертами, ЗПР, ММД, безречевые дети.

Психологи, логопеды, нейропсихолог; тренинги общения

г. Пушкино, 3-й Некрасовский проезд, д.3, к. 3

Читайте также:  Рисунок для развития ребенка

(917) 554-37-27

cpodsolnuh.ru

Забурниягина Ирина Валерьевна

Солнышко

Раменское

Диалог

Родник

Забота

Крылья надежды

МО РООРДИ, председатель Кошеляевская Наталия

Дети с ДЦП, расстройствами аутистического спектра, генетическими заболеваниями, эпилепсией, нарушением зрения и слуха и другими нарушениями. Проводятся групповые и индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, игровым терапевтом, музыкальным терапевтом.

г. Раменское, ул. Приборостроителей, д. 14, кв. 58

(903) 612-19-01,

kn.org.ru

Благодатное небо

АНО помощи детям с диагнозом ДЦП и их семьям

Раменскийрайон,д.Вялки,ул.Звездная,24
(916) 970-55-96, (926) 537-85-77

blagnebo.ru

Реутов

Родничок

Преодоление

N 7

Надежда

Лучик

Рошаль

Руза

Астарта

Сергиев Посад

Оптимист

Центр «Время надежды»

Общественная Организация инвалидов «СИДИ»

Сергиево-Посадского района Московской области

Логопед, дефектолог, специальный психолог, канис-терапия, песочная терапия

г. Сергиев Посад, ул. Валовая, д. 28

(906) 730-78-64, (496) 551-05-63, (985) 553-58-85

deti-sp.ru

Председатель СИДИ Громова И.А

Серебряно-Прудский район

Подросток

Серпухов

Шанс

Меридиан

Абсолют

Школа-интернат

Общеобразовательное частное учреждение

Школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе из приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Комплекс рассчитан на 80 детей.

Серпуховской район, д. Райсеменовское, дом 12А

(4967) 37-45-37, (4967) 37-45-52, 8-916-376-79-07

shkola-absolut.ru

Солнечногорск

Незабудка

Ступино

Радуга

Альбатрос

Талдом

Журавлик

Фрязино

Теплый дом

Химки

Успех

Вера

Спасение

Благо

N 47

Черноголовка

Чехов

Аистенок

Шатура

Гармония

Колпица

Щелково

Семья

Янтарь

Электрогорск

Электросталь

Золотой ключик

Доверие

Электроугли – см. Ногинск

Юбилейный – см. Королев

Яхрома

Справочник организаций Московской области, оказывающих помощь людям с особенностями развития

Составители: Е.А.Антонова, М.С. Дименштейн,

РБОО «Центр лечебной педагогики»

При реализации проекта используются средства, выделенные в качестве гранта Союзом охраны психического здоровья

Министерство образования Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-11-11

mo.mosreg.ru

Министр образования Московской области:

Марина Борисовна Захарова

Министерство социального развития Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 1.

(498) 602-84-50

msr.mosreg.ru

Министр социального развития Московской области:

Ирина Клавдиевна Фаевская

Министерство здравоохранения Московской области

г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1

(498) 602-03-01

mz.mosreg.ru

Министр здравоохранения Московской области:

Нина Владимировна Суслонова



Источник

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

Читайте также:  Связь здоровья и развития ребенка

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Источник