В переломные моменты развития ребенок становится

В переломные моменты развития ребенок становится thumbnail
Возрастные кризисы детей: как помочь пережить ребенку и не сойти с ума admin

Дети – главное счастье в жизни родителей. Взрослые хотят, чтобы малыши росли здоровыми, умными и послушными, но иногда родители сталкиваются с некоторыми проблемами в воспитании. Развитие, взросление и становление ребенка как личности — сложные процессы, сопровождающиеся возрастными кризисами (кризис одного года, трех лет, пяти и семи лет).

Как же помочь ребенку в эти сложные для него периоды и сохранить душевное равновесие?

Кризис – переломный момент при переходе с одного этапа жизни ребенка на другой.

Педагоги и психологи считают детские кризисы нормальным явлением, так как чередование спокойных и кризисных периодов – закономерное развитие человека

Продолжительность детских кризисов – несколько месяцев. Внешне они проявляются изменением поведения. Одинаковых деток нет и они по-своему переживают переломные моменты в жизни. Ребенок становится капризным, непослушным, ему трудно угодить, у него возникают вспышки ярости и конфликты с окружающими людьми. Но главные изменения происходят у ребенка внутри: ему сложно найти общий язык с родными и близкими и даже со сверстниками, это обусловлено возникающими возросшими требованиями ребенка.

Некоторым родителям становится трудно переносить капризы и истерики малыша, который еще недавно спокойно лежал в кроватке и вызывал только улыбки и умиление. И здесь главное – не идти на поводу у своих эмоций, сохранять спокойствие и помнить — это временные трудности в жизни любимого крохи, которые надо пережить.

Кризис одного года

Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.

У девочек кризис одного года завершается к полутора годам, у мальчиков – к двум

В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя». И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка. Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами. Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее. Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша.

Кризис трех лет

Еще один переломный момент в жизни ребенка – три года. К этому времени он становится более самостоятельным: уже может словами выражать чувства и эмоции, а запросы и требования становятся выше. Некоторые родители сталкиваются с частыми истериками и капризами, которые становятся сильнее, чем в 1-2 года. В это время ребенок закатывает истерики, причиной которых может стать любая мелочь, на людях (в магазине, в поликлинике, в гостях). Мамам и папам становится неловко из-за того, что они не справляются со своим чадом, когда на них направлены косые взгляды окружающих.

Чтобы предотвратить истерики, нужно спокойно и четко объяснять, как себя вести, что можно, а что нельзя, главное – сохранять спокойствие, даже во время истерики, не переходить на крик, хотя иногда кажется, что ребенок испытывает вас на прочность и делает все на зло. В таких ситуациях не стоит идти на поводу у ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на что-то другое.

Как правило, большинство деток в этом возрасте уже ходят в сад, у них появляется как бы своя «личная жизнь», неподконтрольная вам, станьте для него другом, общайтесь на равных (но не забывайте, что вы все же родители и у вас должен быть определенный авторитет). Вечером спрашивайте, как прошел день, что нового произошло, дайте ему понять, что хоть весь день вы и не вместе, вы все также его любите и заботитесь о нем.

Кризис пяти лет

Пять лет — возраст, в котором ребенок переживает очередной кризис. Обычно в это время у ребенка уже появляются друзья, после детского сада родители водят детей во всевозможные секции и кружки, и ребенок еще больше чувствует свою самостоятельность. И конечно хочет показать родителям, каким взрослым он стал.

Современные дети в этом возрасте начинают сравнивать себя со сверстниками, оценивать материальную составляющую, следовательно, и от родителей начинают большего требовать

Кризис в этом возрасте проявляется не только истериками, но и агрессией к близким и сверстникам. Здесь главную роль играет семья и взаимоотношения внутри нее, дети в этом возрасте копируют поведение своих родителей, если в семье напряженная атмосфера, это обязательно отразится на детях. Постарайтесь сглаживать конфликты, и не выяснять отношения на глазах у ребенка. Прививайте ему доброту, уважение к людям, воспитывайте ответственность и нравственность. И помните, что воспитывать нужно собственным примером.

Этот период еще важен и тем, что он совпадает с подготовкой к школе. Некоторые дети не любят заниматься и не понимают, что от них хотят, ведь раньше свободное время посвящалось играм, а теперь нужно выполнять какие-то задания. Важно заинтересовать ребенка, как раз в таком случае могут помочь занятия в детских центрах по подготовке к школе, профессиональные педагоги помогут сформировать у ребенка усидчивость, работу в коллективе, наладить отношения со сверстниками. Выходные проводите вместе. Всей семьей сходите на прогулку, в кино, да куда угодно, только вместе.

Кризис семи лет

Самое сложное время для ребенка – это возраст семи лет. Это связано с кардинальными изменениями, происходящими в жизни малыша. Большое влияние оказывает переход из сада в школу.

У детей начинается некая переоценка. Им требуется адаптация к новым условиям, требованиям и статусу. Часто первоклассники ведут себя грубо, не слушаются взрослых. Помогайте и поддерживайте ребенка, чаще хвалите и вселяйте уверенность, что все получится, чтобы он не чувствовал себя брошенным во взрослом мире, давайте ему советы как лучше выстроить отношения с одноклассниками и учителями. И никогда не кричите, если у него не получается, не сравнивайте с другими детьми, это отобьет желание что-либо делать.

Важно, чтобы ребенок почувствовал себя личностью

В первый год школьной жизни от родителей требуется предельная внимательность к детям и их отношениям со сверстниками вне семьи. Спортивные секции и кружки стоит оставить на потом, дайте детям время понять, какие важные изменения происходят в их жизни, а уже через полгода или год начинайте дополнительные занятия после школы.

Кризис семи лет – опасное время, пропустив какие-то проблемы в этот период и не оказав должной помощи, вы навредите ребенку. В таком случае кризис затянется на несколько лет и появляется риск, что ребенок замкнется в себе и вот тогда уже помочь ему будет гораздо сложнее.

Воспитывать детей – тяжелая, занимающая много времени работа. Сохранять спокойствие в некоторых ситуациях сложно, но если вы действительно любите своих детей и заботитесь о будущем, у вас обязательно все получится. Занимайтесь детьми, поддерживайте их, прислушивайтесь к тому, что они говорят, помогайте и будьте любящими родителями. Обращайте внимание на свое поведение и на отношения внутри семьи между взрослыми, проводите как можно больше времени вместе. Ведь скоро дети вырастут и станут взрослыми. Если у вас крепкая семья, где каждый готов выслушать, поддержать и помочь, то любой кризис для вас станет лишь временными трудностями.

5 февраля 2014, 14:25

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)

Действует только при онлайн-заказе до 30.09.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты,
золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Источник

Клиника DocDeti, 19 февраля 2020

Вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о возрастных кризисах. Эти жизненные периоды обросли огромным количеством мифов, особенно применительно к развитию ребенка. Порой родителям сложно сориентироваться и принять правильное решение в ответ на изменившееся поведения сына или дочки. Специально для заботливых мам и пап мы решили обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастной кризис — это неизбежный этап в жизни каждого человека. Благодаря происходящим психологическим изменениям, удается перейти на совершенно иной уровень развития человека как личности. Для возрастного кризиса характерны следующие особенности:

  • эти периоды встречаются на протяжении всей жизни — с момента рождения до глубокой старости;
  • нет ни одного человека, которого бы возрастной кризис миновал (наоборот, если ребенок или взрослый не переживают такие моменты, это служит настораживающим признаком);
  • продолжительность кризисов невелика, поэтому набираемся терпения — все рано или поздно закончится;
  • кризисы — это совершенно нормальное явление.

Однако кризис — очень уязвимый период, особенно у детей, поэтому родители должны знать, в каком возрасте они встречаются и как на них правильно реагировать. Итак, психологи выделяют 6 основных кризисных этапов:

  • период новорожденности
  • 3-летний возраст
  • 7-летний возраст
  • переходный возраст
  • средний возраст
  • старение.

Кроме того, есть «неофициальные» кризисы.

  1. Кризис первого года жизни — начало ходьбы и говорения.
  2. Кризис 2-, 4- и 5-летнего возраста — но не все психологи сходятся во мнении, что это время резких психологических изменений. Эти «детские» кризисы, по сути, являются отражением бурно происходящих изменений в психо-эмоциональном статусе ребенка, связанных с активным взрослением.
  3. Кризис юношеского возраста.
  4. Кризис 30-летнего возраста, но он прослеживается не во всех культурах.

Стоит отметить, что кризисные периоды каждый ребенок и взрослый переживает по-своему. Особенности восприятия этих жизненных периодов в первую очередь зависят от личных качеств психики человека.

Как себя вести родителям

Существует 2 обязательных аспекта, которые важны для взрослых в осознании кризисов. Это поможет принять правильную линию поведения.

Во-первых, надо понимать и знать, что происходит с ребенком. Каждый кризис имеет свои особенности, но главная цель которую преследует этот переломный момент в жизни — это становление самостоятельности, своего эго.

Во-вторых, задача родителей действовать правильно, чтобы кризис не нанес ребенку вред, а наоборот, привел к обретению нового опыта. Для этого мама и папа, воспитывающие ребенка, должны быть гибкими, сохранять границы общения, предопределенные для каждого возраста. Ребенку нужно предоставить оптимальный уровень свободы, оказывать помощь в коммуникации с окружающим миром, стимулировать приобретение новых знаний и умений.

Кризис — вовсе не означает период истерик. Случается так, что переход от одного уровня психического развития до другого происходит практически не заметно. Бывают и обратные ситуации, когда кризисы протекают крайне тяжело, родители нервничают и тем самым замедляют процесс взросления и становления детской психики.

В любом случае стоит понимать, что кризис неизбежен. К нему стоит относиться нормально, всячески содействовать и помогать ребенку. Если вдруг вы не справляетесь с ситуацией, обратитесь за помощью к квалифицированному детскому психологу.

Автор: Ольга Викторова, Психолог, Специалист по детскому развитию

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/954/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Стр. 11

Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, мы предложили бы включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, изменяет весь строй его жизни, характеризует начальный период внеутробного развития.

Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет-переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. Сейчас теории остается только осознавать и осмысливать то, что уже установлено эмпирическим исследованием.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наименее разработана в практическом и теоретическом отношении.

Как всякая жизнь есть в то же время и умирание (Ф. Энгельс), так и детское развитие — эта одна из сложных форм жизни — с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды — только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

Источник

Календарь возрастных кризисов у ребёнка
=====================================

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1 и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

Источник