Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры это

Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста

Эпиграф

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом

социализации- индивидуализации

Общество

социализация

Образование

индивидуализация

Человек

Социальное развитие – единый процесс социализации — индивидуализации

В процессе социализации ребенокусваивает два типа отношений: «Я в обществе»,

«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка

Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития

Социализация — индивидуализация

«Я в обществе» — промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.

Осваивается позиция «Я такой же как все».Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:

освоение социального опыта;

освоение способов обращения с предметами;

оценка своих действий;

утверждение социальной позиции

«Я среди других»

«Я и общество» — позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» — это индивидуализация.На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:

стремление проявить себя;

получение признания окружающих;

стремление занять в обществе соответствующее положение

Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.

Социально – личностное развитие

Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Бабунова Т. М.

Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:

— трудовых навыков;

— знаний;

— норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Социальное развитие осуществляется двумя путями

-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;

-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).

Современная научно –гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:

— воспитание культурного человека (субъекта культуры);

— свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);

Читайте также:  Проблемы развития ребенка с особыми нуждами

— творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:

Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).

Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).

Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).

Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).

Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития: семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).

Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).

Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)

Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).

Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта,включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:

«Детство»;

«Развитие»;

«Я – человек»;

«Детский сад – дом радости»;

«Истоки»;

«Радуга»;

«Я, ты мы», Князевой О. Л. ;

«Открой себя», Рылеевой;

«Сообщество»;

«Вместе»,Е. В. Рыбак

— и др.

Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.

Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности

Средства социального развития и воспитания ребенка

— Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)

— Природа

— Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)

-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок

-Детский коллектив

-Педагогическая оценка

Методы социально – нравственного воспитания детей

Нормативно – ориентированные

Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам):

-личность взрослого;

-сказочные персонажи;

-убеждение, внушение, упражнение;

-чтение, этические беседы;

-рассматривание картин;

-поощрения, наказания

Эмоционально – ориентированные

Развитие социальныхэмоций и нравственных чувств:

-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;

-решение социально-нравственных смысловых задач;

-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;

-метод дилемм.

Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности):

-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;

-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

-человек;

-семья;

-дом;

-город;

-страны;

-планета Земля;

-транспорт;

-магазин;

-почта;

-поликлиника;

-детский сад;

-школа;

-музей;

-театр;

-праздники;

-предметы быта.

Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)

Читайте также:  Влияние речи на развитие жизни ребенка

В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.

Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах: «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Источник

Елена Владимировна Болотина
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Что такое доброта? Что это такое доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и дружить все могут!

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение — семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья — одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.

Читайте также:  Книги для раннего развития ребенка до года

Добро — одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом, общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — добродетели, справедливости.

Зло — морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро — это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло — то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.

Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения.Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодо-творными,если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи,спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.

Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф. М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.

Источник