Успешность и развитие ребенка через отношения в семье

Видеть своих детей состоявшимися и счастливыми хотят все родители. Универсальной формулы воспитания успешных людей не существует. Но соблюдение некоторых правил поможет приблизиться к поставленной цели.

Многие родители, желая вырастить своих детей успешными, требуют от них очень многого, постоянно одергивают, следят за оценками в дневнике. Но успех невозможно спрогнозировать. Чтобы у ребенка в будущем все сложилось хорошо, нужно создать здоровую атмосферу в семье, мотивировать его на новые достижения своим примером. Также придется научить его некоторым полезным вещам. 

Внимание детям

Всестороннее развитие ребенка невозможно без повседневного родительского участия. Современные взрослые много времени уделяют работе, личным делам, порой забывая о самом главном. Чтобы вырастить успешных детей, нужно стараться проводить с ними время максимально эффективно. Эрудированность, любовь к чтению можно воспитывать только на личном примере. Стоит регулярно выделять время на совместное прочтение художественной литературы. После можно устроить небольшое обсуждение. Даже очень занятые родители способны выделить несколько часов в неделю для общения с семьей. Это может быть прогулка в парке, поход в лес, в кинотеатр. Детям очень важно полноценно общаться со взрослыми. Не стоит экономить на совместном времяпрепровождении. Лучше отказаться от покупки дорогой игрушки.  

Спокойное восприятие детских неудач

Одной из современных тенденций воспитания детей является изоляция их от возможных неприятностей и трудностей. Такие взрослые берут на себя все заботы в погоде за идеальным миром для своего ребенка. Они очень сильно переживают, когда что-то идет не по плану. При таком подходе не получится вырастить успешную личность. Ребенок должен уметь брать на себя ответственность, принимать решения. Важно объяснить ему, что неудачи случаются. И не стоит воспринимать их слишком серьезно. Все трудности временные, и они только дают возможность улучшить себя, посмотреть на что-то с другой стороны. Если от ребенка слишком много требуют, переживают каждую неудачу как трагедию, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Такие люди не любят пробовать себя в новых делах, так как бояться ошибиться. Это может стать серьезным препятствием на пути к успеху. 

Приобщение к работе по дому

Чем раньше ребенка приобщают к работе по дому, тем легче у него будет происходить адаптация к различным изменениям в жизни. Речь идет не о тяжелом изматывающем труде, Достаточно пробудить осознание ответственности за создание уюта и комфортной обстановки дома. Можно начать с малого: с уборки игрушек, расстановки книг по полкам. В семье должны быть четко распределены обязанности. Это учит ценить чужой труд. У детей появляется осознание того, что к успеху можно прийти только совместными усилиями. 

Правильная мотивация

Детям необходимо объяснять, для чего им нужно хорошо учиться или заниматься чем-либо дополнительно. Мотивировать на успех необходимо и своим примером. Если ребенок видит перед собой счастливых и успешных родителей, ему захочется брать с них пример. Можно рассуждать о достижении высот в карьере, лежа на диване и ничего не делая. Но такие слова не будут убедительными. 

Психологи рекомендуют выбирать тактику просьб, но не уговоров. Постепенно какие-то обязанности войдут в привычку. Не нужно забывать хвалить ребенка за выполненную работу. Он должен видеть, что определенные действия вызывают у взрослых положительный отклик. Большой ошибкой является введение материальных поощрений. Это формирует меркантильный интерес. Во взрослой жизни таким детям будет сложно проявлять инициативу.

Соблюдение границ и поощрение самостоятельности

Часто взрослые настолько сильно увлекаются ролью родителей, что перестают жить своей жизнью, а живут только интересами ребенка. Личные границы стираются. Этого допускать нельзя. Для воспитания успешного человека невозможно держать под контролем все сферы его жизни. Здоровая вседозволенность позволяет быстрее познавать мир. Нужно поощрять любознательность ребенка, направлять его и подсказывать, но не держать в «ежовых рукавицах». Право выбора необходимо давать детям с малых лет. Нужно поощрять их увлечения, не запрещать пробовать себя в разных сферах деятельности. Только так маленький человек сможет найти себя. 

Безусловная любовь

Дети, окруженные любящими родителями, добиваются успеха гораздо чаще. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это формирует у него ощущение собственной значимости. Вырастая, такие дети более стойко воспринимают неудачи. Они уверены в себе и не боятся идти вперед, пробовать что-то новое. Для воспитания успешного человека не менее важна атмосфера в семье. Если отношения у родителей не складываются, ребенок это чувствует. Он находится в постоянном стрессе. Такую ситуацию допускать нельзя. 

Поддержка и опора

Дети, которые всегда чувствовали поддержку родителей, вырастают более успешными, социально адаптированными. Речь идет не о том, чтобы решать все за сына или дочь, а о готовности протянуть руку помощи в тот момент, когда это необходимо. Если ребенок расстроен, переживает, нельзя обесценивать эти эмоции. Гнев, слезы, раздражительность являются ответной реакцией на разные ситуации. Подавлять чувства не нужно. Стоит научить маленького человека стабилизировать их. В спокойном состоянии можно найти выход из любой ситуации. Понимание и осознание своих эмоций помогают бороться со страхами. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимают окружающих, меньше конфликтуют. Они более устойчивы к стрессу, что во многих сферах жизни является залогом успеха. 

Читайте также:

Бабушкино воспитание: польза или вред

Как ограничить ребенка в сладком

Как научить ребенка читать самостоятельно

Как привить детям полезные привычки

Источник

Юрий Карпенков, системный расстановщик, бизнес-тренер, НЛП-мастер

Есть много историй о том, что образованные, здоровые, внешне привлекательные люди имеют все данные, чтобы предлагать свои таланты социуму и получать за них соответствующие дивиденды (доход, статус, авторитет и т.д.), но несмотря на все усилия, не получают их. Особенно обидно, когда твой коллега за те же усилия деньги гребет лопатой и всячески обласкан начальством.

Такие люди приходят ко мне на консультацию, и тут выявляется в их голове наличие огромного количества бессознательных программ, которые создают препятствия на пути к процветанию.

«Притворись бедным, целее будешь!»

Например, они могут повторять судьбы предков. В годы революции умение зарабатывать было смертельно опасным фактором, а зажиточность могла быть поводом для расстрела или грабежа. Расстреливали за очки на носу. Раз очки на носу, значит буржуй — к стенке! Логика выживания «Притворись бедным, целее будешь!» до сих пор живет во многих и многих умах. Ведь в те непростые времени многие наши предки выжили благодаря именно своей неприметности, бедности, скромности. Как вы сами понимаете, успеху и процветанию такая бессознательная программа не способствует.

Читайте также:  Развитие ребенка пол года

Война 1941-1945 гг. принесла людям колоссальное количество боли и страха, потерь и бедствий, а времени и денег на терапевтов у народа не было. Эти чувства страдания на бессознательном уровне как эстафетная палочка перешли в наследство нашему поколению. И мы пороха не нюхали, а боль и страх испытываем через поколения. Так работает феномен перенятых чувств. И такая солидарность с пострадавшими родственниками часто блокирует предпринимательскую активность.

«Хорошего понемножку!»

Помимо системных родовых программ привычка к неуспеху очень часто закладывается в непосредственном общении с любящими родителями. С момента зачатья все мысли и чувства матери оседают в душе ребенка.

У одного из моих клиентов родственники ничего не делали без присказки: «Хорошего понемножку!» Надо ли пояснять, почему пришел он на консультации с запросом: «Мои коллеги работают заметно меньше меня, а зарабатывают намного больше. Что со мной не так? Помогите разобраться».

«Не высовывайся!»

Очень большое влияние оказывают на ребенка воспитатели в детском саду и учителя в школе. Если ребенок инициативный, подвижный, шумный и непоседливый, изобретательный и предприимчивый, очень часто это создает определенные неудобства для взрослых. И они всем хором пытаются сделать его удобнее. «Сиди тихо и помалкивай!», «Не высовывайся!», «Будь хорошим мальчиком!» Вот и становится ребенок шелковым, удобным для других, забывает о своих интересах.

Восполнение дефицита через ребенка

На влиянии родителей мы остановимся подробнее.

Конечно было бы идеально, если бы мудрые родители были идеальными воспитателями своим детям и развивали бы у них таланты и способности ко всеобщему удовольствию и благости. Но в том-то и дело, что жизнь каждого ребенка — не зефир в мармеладе.

Приведу несколько примеров из опыта консультирования.

1. Родители ставили перед сыном совершенно олимпийские задачи: «Ты должен сдать норматив кандидата в мастера спорта в этом году». А он перед каждыми важными соревнованиями получал травму и срывал планы родителей. А всё потому, что мама жила только сыном и его достижениями, полностью отказавшись от своей жизни. Этого дисбаланса и долга душа ребенка не выдерживала и саботировала как могла.

2. Учащийся школы, не доучившись полгода до получения аттестата, бросает учебу, чтобы устроиться на работу и помогать своим родственникам материально. Через год работы грузчиком он выглядит высохшим стариком, здоровье подорвано. Родители его по-прежнему убеждены, что работать ему важнее, чем учиться.

3. Мать изначально рожает девочку для того, чтобы через это восполнить дефицит любви со стороны собственной матери. Поглаживает свой живот во время беременности и приговаривает: «Я рожу себе любящую маму». Девочка вырастает с врожденным чувством долга перед матерью, ничего не позволяя себе.

4. Мать заявляет сыну 10 лет: «Хотела я с твоим отцом развестись, да не разведусь — тебя на ноги надо поставить!» После этих слов сын около 20 лет был рабом мамы. Опомнился в возрасте 30 лет и пришел на терапию со словами: «Помогите, я живу не свою жизнь. Я себе не принадлежу».

5. Отец ждал сына-наследника, мечтал с ним играть в футбол, учить его рыбалке и боксу, ходить с ним на охоту. А родилась прекрасная девочка. Как отец отреагировал? Как в анекдоте!

— Поздравляем, вы теперь отец!

— Сын родился?

— Нет.

— А кто?

Девочка только к сорока годам начала учиться делать что-то приятное для себя. До этого возраста она «была никем и ничем, и звать меня никак».

Очень разные ситуации, но все они красноречиво доказывают, что степень влияния родителей на самочувствие и успех детей огромно. И многие эти ситуации оказались для детей весьма и весьма травматичны.

Каждый день сталкиваясь с непомерными ожиданиями родителей на свой счет, отвержением, будучи вовлеченными в обслуживание отношений и интересов родителей, нагруженные непосильной ответственностью, дети (независимо от возраста) просто не в состоянии успешно реализовывать свои таланты и способности. Страдают их здоровье, самооценка, доход, личная жизнь. На свою собственную жизнь и успех у них не остается ни времени, ни сил.

Так что же делать в этом случае?

Поясню на примере. Допустим ждали мальчика, а родилась девочка. И родители этому чуду рождения не только не обрадовались, а очень даже наоборот. Особенно сильно травма отвержения бьёт такого ребенка, когда вся родительская любовь обрушивается чуть позже на второго ребенка — мальчика. Все сладкие плюшки только ему, а старшей девочке только упреки, подзатыльники и обязанности.

Очень важно поработать с ситуацией на уровне чувств.

  • Девочка имеет право злиться и обижаться на своих родителей. И для начала нужно открытыми глазами взглянуть на ситуацию и заметить эти чувства гнева и обиды, признать, что они есть, и дать себе право на эти чувства.
  • Затем, нужно войти в положение родителей и понять, что они тоже имеют право на свои мечты и тяжелые чувства в связи с тем, что их ожидания не оправдались.
  • Затем можно войти в позицию «на балконе» и разрешить всем участникам ситуации все их чувства, чудачества и причудливости. Это хорошо освобождает от травмы прошлого, развязывает руки, даёт силы двигаться дальше в свою жизнь самостоятельно и целенаправленно.

Скажу вам по большому секрету: ни один ребенок не получил от своих родителей, всего чего хотел. Стакан родительских даров никогда не полон на все 100%. Родители — это и благословение для своих детей, и испытание. И то, что родители делают для детей в самом начале, намного важнее всего того, что делают для них позже. Поддерживая и вдохновляя, они всегда требуют и ограничивают.

И у ребенка есть выбор, как обойтись с этим. Он может всю оставшуюся жизнь торчать у закрытой двери родительской спальни, отчаянно барабаня в неё кулаками и требуя добавки. Так он рискует опоздать на свой поезд и пропустить всю свою жизнь.

Он может поступить по-другому. Он может взять полупустой-полуполный стакан родительских даров и сказать: «Как же это здорово — получить жизнь и еще полстакана даров. Это бесценный дар. Я с благодарностью это возьму, приумножу, и передам дальше, своим детям, когда придет время». Такие дети разворачиваются в свою жизнь, освобождаются от родителей и живут самостоятельно и заслуженно достигают своего.

Читайте также:  Развитие ребенка кукольным театром

Часто чтобы это случилось, нужна психотерапия. Но есть и более простые рекомендации. Поделюсь с вами ответами на вопросы участников одного из мастер-классов на похожую тему.

Если родители привили вкус к поражению и неудачам, можно самому это изменить?

  • Одним из способов работы с неправильными внушениями и ограничивающими убеждениями во взрослом возрасте — это заметить их в себе, осознать их вред и вернуть тем, кто вам их внушил. «Опасайтесь тех, кто внушает вам чувство вины; они жаждут власти над вами». Для подкрепления можно использовать образ какой-нибудь увесистой вещи, например, рюкзака. «Родители, дорогие — это ваше. Таскать на себе ваши ограничения больше не могу и не хочу. Смотрите на меня доброжелательно. Я пойду».
  • Дальше полезно организовать для себя опыт удач. Опыт удач сформирует новые убеждения: «Я удачливый и успешный человек».
  • Чтобы достигать успехов, нужно ставить перед собой посильные задачи и радоваться полученным результатам.
  • Очень важно окружить себя людьми, которые ценят ваши таланты, ситуациями, где ваши способности востребованы.

Как заложить базу для успеха ребенка?

  • Если вы родитель и беспокоитесь за будущее своего ребенка и стремитесь привить ему интерес к учебе, вы должны сами постоянно учиться чему-то новому, создать в семье культ развития, быть любознательными и открытыми новым впечатлениям, идеям, людям, делиться радостью своих открытий с детьми. Личный пример родителей — самое лучшее воспитание. Дети буквально привыкают к хорошему через подражание. Расскажите им увлекательно о своей диссертации, и они тут же будут рисовать диссертации в своих рисунках.
  • Не умеете увлекаться учебой сами — передайте ребенка другому увлеченному человеку. Тренер, педагог и просто профессионал, который горит своим делом, может во много заменить родителей в плане формирования интереса к специфической сфере деятельности.
  • Очень важно ставить ребёнку посильные задачи, чтобы он видел результаты своего труда как можно быстрее.
  • Давая оценку усилиям ребенка нужно следовать правилу бутерброда. Сначала много похвалы за саму активность и инициативу, затем замечания и предложения по улучшению (не более трех), а затем снова много уверенности в том, что в следующий раз будет еще лучше.
  • Мальчиков нужно похваливать за дела и результаты. А девочкам часто нужно, чтобы их просто любили за то, что они есть.

Желаю родителям мудрости, а детям — радости!

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник

Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.

Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.

В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.

Фото с www.quo.es

Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор

Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.

Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.

— Ты наденешь эту шапку или эту?

— Что покупаем: машинку или конструктор?

— Что будешь есть: кашу или творог?

Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.

Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения

Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.

Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.

На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.

Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.

Читайте также:  Методики на развитие личностной сферы ребенка

— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.

— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.

— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.

Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».

А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.

Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.

Позвольте ребёнку учиться на ошибках

В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.

Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.

Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.

Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.

Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.

Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.

Дайте возможность заниматься тем, что нравится

Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.

Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.

Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.

Устанавливайте чёткие правила

Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.

Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.

Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.

Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.

Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.

Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.

Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое ­— когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.

Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.

Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.

Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей

Статьи по теме:

Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле

Источник