Ритмическая гимнастика как средство развития движений ребенка

Ритмическая гимнастика как  средство физического развития

ребенка дошкольника.

Заболеваемость наших детей, начиная уже с рождения, растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата. В этом виноваты и мы , и наша цивилизация. Ребенок по несколько часов в день проводит в статическом положении, а ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Исследованиями физиологов и ведущих психологов доказано, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются в них уже осознанно.

Использование нетрадиционных методик, таких например как  ритмическая гимнастика, помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность, а в последующем и привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Тем самым мы приучаем детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С  помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки.

 Как мы уже знаем —   дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладываются и  формируются личностные качества ребенка, раскрываются способности. Использование ритмической гимнастики помогает решать ряд задач   в физическом и личностном развитии ребенка дошкольника. 

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений, пластичности, гибкости, умения ориентироваться в пространстве;

• формирование правильной осанки и походки;

• обогащение двигательного опыта разнообразными движениями.

2. развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

3. профилактика психоэмоционального напряжения ребенка  — раскрепощение его личности и поведения, ориентация на позитивное восприятие окружающего мира

4. развитие творческого самовыражение ребенка через движения, мимику и пантомимику.  Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку и оформленные танцевальными движениями. Основу составляют музыка и музыкально – ритмические движения из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмике классического танца, выражающие музыкальный образ.  Она направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента, на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма,  двигательных навыков, творческих способностей. Обучение происходит путем постепенного усложнения, начиная от простого подражания педагогу к самостоятельному творчеству и импровизации. Надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. ( это часто зажимает детей особенно неуверенных в себе, слабых физически, снижает их самооценку, отбивает у них не только желание заниматься, но и вообще посещать детский сад) Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Источник

Татьяна Гришина
«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

Ритмическая гимнастика — это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела (маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках,’ упорах, седах и положениях лежа). Они, как правило, просты по своей структуре, их не сложно разучить, что объясняет доступность ритмической гимнастики всем категориям населения.

Одной из задач развития ребенка в дошкольном учреждении является повышение двигательной активности детей-Занятия ритмической гимнастикой, как нельзя лучше, подходят для решения этой задачи, регулярные и правильно организованные занятия повышают уровень двигательной активности, имеют оздоровительное и воспитательное значение. Круг задач ритмической гимнастики очень широк — от оздоровления, улучшения физической подготовленности до выработки культуры движений и навыков координации, воспитания музыкальности, чувства ритма и творческого воображения.

В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.

Главный же результат ритмической гимнастики — воспитание потребности детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.

Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.

Занятия ритмической гимнастикой влияют на:

1. Развитие музыкальности.

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее

настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие музыкального слуха, чувства ритма;

развитие музыкальной памяти;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

— воспитание выносливости, развитие силы;

— формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческого воображения и фантазии.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка родительское собрание

развитие способности к импровизации.

4. Развитие психических процессов.

— тренировка подвижности нервных процессов;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления;

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

— воспитание умения вести себя в группе во время движения;

— формирование чувства такта и культурных привычек в процессе

группового общения с детьми и взрослыми.

В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:

— в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;

— в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;

— в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;

— в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);

— в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.

Мини — комплексы ритмической гимнастики продолжительностью от 3 до 5 мин, выполняемые под специально подобранную музыку, используются в утренней гимнастике. В комплекс обязательно включаются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, ног и туловища, на координацию движений, потягивания, всевозможные прыжки, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения. Хороший эффект на психо-эмоциональное состояние детей дает включение в комплекс упражнений с предметами — мячами, обручами, кубиками и любыми игрушками, в том числе мягкими. Комплекс выполняется в течение нескольких недель и, если интерес к упражнениям пропадает, то он заменяется новым.

Такие же мини — комплексы продолжительностью от 1,5 до 2 минуты применяются во время проведения физкультурной минутки. Они направлены на то, чтобы снять утомление, исправить осанку, улучшить физическое состояние ребенка, повысить его внимание. В эти комплексы включают несколько упражнений и их дозировка не велика.

Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.

В подготовительной части урока или занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.

В основной части занятия упражнения ритмической гимнастики используются с целью развитиявсех основных физических качеств: силы, гибкости, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В этой же части для переключения внимания и повышения эмоционального подъема занимающихся применяют мини — комплексы танцевальной направленности.

Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.

Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются по своей функциональной направленности и в них есть разные типы двигательных упражнений. Ритмическая гимнастика со старшими дошкольниками проводятся в виде полноценного занятия. В занятия включаются достаточно сложные в координационном отношении движения, упражнения спортивно-гимнастического стиля, акробатические элементы, танцевальные элементы. Темп исполнения упражнений в этих группах более быстрый.

Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются обще развивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики,эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям.Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.

Музыка является обязательным элементом занятий ритмической гимнастикой и в данном случае носит лидирующий характер, определяя ритм и темп движений. Являясь одним из определяющих факторов, стимулирующим движения, музыкальная фонограмма повышает эмоциональность и эффект всего занятия в целом. Как показывают исследования, хорошо подобранное музыкальное сопровождение комплексов ритмической гимнастики является дополнительным фактором, положительно влияющим, на динамику выносливости и состояние здоровья детей. Музыка помогает детям запомнить движения, передать нерачительно ее характер. И еще одна важная роль музыки — это привлечение к занятиям физической культурой большего числа детей.

Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет техническими и выразительными движениями.

Для педагогов по ритмической гимнастикедолжны быть актуальны следующие задачи:

1.Совершенствование двигательных навыков и умений:

а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;

б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений,двигательных комбинаций:

в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара.

2. Совершенствование музыкальности

3. Развитиетворческих способностей:

развитие творческого мышления, воображения и фантазии;

развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;

• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;

развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.

4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:

развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;

• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;

• умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;

развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.

Систематические занятия по ритмической гимнастике позволяют детям легко и красиво двигаться, выполнять большой объем различных движений и не останавливаться на достигнутом.

Читайте также:  Основные направления развития ребенка в детском саду

Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений ритмической гимнастики в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.

Движение — это жизнь!

Источник

Ирина Макарова
Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников

Проектная работа

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: создание условий для развития физических качеств и укрепления здоровья детей посредством занятий ритмической гимнастикой.

Задачи:

— разработать комплекс упражнений ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста;

— с помощью упражнений ритмической гимнастики способствовать развитию физических качеств, мышления, воображения, творческих способностей ребенка, укреплению здоровья;

— накопить и обогатить двигательный опыт детей;

— воспитывать у детей интерес и потребность в физических упражнениях;

— способствовать развитию морально-волевых качеств детской личности.

Предполагаемые результаты:

— формирование у детей интереса к занятиям ритмической гимнастикой;

— освоение детьми комплекса упражнений ритмической гимнастики;

— развитие координации и согласованности движений, активности и точности выполнения упражнений;

— развитие представлений детей о разных видах гимнастики;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель физического воспитания.

Актуальность.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средствафизического воспитания детей: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, восточная гимнастика, стретчинг и др. Ритмическая гимнастика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Задачи:

— определить цели и задачи, которые будут решаться с детьми;

— выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

— определить прогнозируемый результат;

— определить содержание деятельности всех участников проекта.

II этап – практической реализации проекта.

Задачи:

— определение методики проведения ритмической гимнастики;

— составление комплекса упражнений ритмической гимнастики, подбор музыкального сопровождения;

— определение и разработка прогнозируемого мероприятия;

— организация двигательной деятельности с детьми в рамках проекта.

III этап – заключительный.

Задачи:

— проведение итогового мероприятия — «Дня здоровья» (с включением в содержание ритмической гимнастики);

— презентация проекта.

Содержание работы над проектом.

I этап.

Проект посвящен актуальной цели укрепления здоровья дошкольников. Занятия ритмической гимнастикой призваны создавать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей. Исходя из целей,были определены следующие задачи:

II этап.

В процессе работы над проектом была определена методика проведения занятий ритмической гимнастикой и собственно выполнения упражнений.

Упражнения ритмической гимнастики могут быть использованы при проведении утренней гимнастики, в общеразвивающей части организованной образовательной деятельности по физическому развитию. А также комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Длительность занятий ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста 10 – 15 минут. Рекомендуется использование ритмической гимнастики со средней группы.

Комплекс ритмической гимнастикиусловно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную – куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, а также бег и прыжки, и заключительную, направленную на восстановление. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно 20, 70 и 10% его времени. Например, в 15-ти минутном комплексе ритмической гимнастики 3 минуты отводится на подготовительную, 10 минут на основную и 2 минуты на заключительную части. Наиболее подходящая длительность каждого упражнения, в среднем, 25 секунд.

Упражнения каждой части комплекса отличаются друг от друга.

Подготовительная часть предназначена для разогревания организма, подготовки его к выполнению упражнений основной части. Движения должны выполняться в невысоком, постепенно нарастающем темпе.Сюда включаются упражнения общего воздействия: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств.В нее включаются наиболее интенсивные упражнения в исходных положениях: стоя, сидя, а также дающие так называемые «пиковые нагрузки» (бег и прыжки). Последовательность упражнений связана с их направленностью на проработку мышечных групп. При составлении комплекса упражнений был использован принцип проработки «сверху – вниз». Сначала в работу включаются мышцы шеи, рук, плечевого пояса, затем туловища и ног.

В заключительную часть комплекса ритмической гимнастики входит несколько упражнений с малой интенсивностью. Это, в основном, упражнения на расслабление и дыхательные, поскольку самое важное после интенсивной нагрузки – продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Упражнения этой части должны помочь организму восстановиться после напряженной физической работы.

Если все эти правила соблюдены, то частота сердечных сокращений должна плавно возрастать в подготовительной части, находится на заданном уровне в основной части и постепенно снижаться к концу занятия. Только в этом случае можно говорить о правильно построенном комплексе ритмической гимнастики.

Музыка – существенная часть программы занятия. Она не только создает радостное настроение и активизирует движения. Доказано,что музыка способна оказывать положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему: частота сердечных сокращений и дыхания возрастает уже при прослушивании ритмичной музыки, которая вам нравится.

Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения упражнений ритмической гимнастики. Определить его может каждый. Для этого возьмите часы с секундной стрелкой, включите музыку и считайте количество акцентированных нот ритмической группы за 10 секунд. Затем умножьте полученную цифру на 6 – это и будет характеристика темпа музыкального произведения.

Наиболее подходящий темп музыки для подготовительной части комплекса 110 – 120 ритмических акцентов в минуту, для упражнений стоя основной части комплекса – 120 – 130 ритмических акцентов, бег и прыжки удобнее всего выполнять под музыку с темпом 150 – 170 ритмических акцентов, упражнения сидя и лежа – 100 – 120 ритмических акцентов, а заключительную часть – 90 ритмических акцентов в минуту и менее.

Комплекс ритмической гимнастики для детей 6 – 7 лет

Читайте также:  Статья физическое воспитание и развитие ребенка

1. Подготовительная часть

1) Энергичная ходьба друг за другом по кругу.

2) Чередование ходьбы на пятках и на носках (руки на поясе).

3) Обычный бег по залу.

4) Поскоки с высоким подниманием ног.

5) Бег с захлестыванием голени назад.

6) Боковой галоп «лицом в круг».

7) Боковой галоп «спиной в круг».

2. Основная часть

Упражнения для шеи

1) Наклоны головы. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – наклон головы к правому плечу, 2 – и. п. ,

3 – наклон головы к левому плечу, 4 – и. п. ,

5 – наклон головы назад, 6 – и. п. ,

7 – наклон головы вперед, 8 – и. п.

2) Повороты головы. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – поворот головы вправо, 2 – и. п.

3 – поворот головы влево, 4 – и. п. ,

5-6-7-8 – круговые движения головой.

Упражнения для рук и плечевого пояса

1) Подними плечи. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – правое плечо вверх, 2 – и. п. ,

3 – правое плечо вверх, 4 – и. п. ,

5 – левое плечо вверх, 6 – и. п. ,

7 – левое плечо вверх, 8 – и. п.

1 – оба плеча вверх, 2 – и. п. ,

3 – оба плеча вверх, 4 – и. п.

2) Вращаем кисти рук. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1-2-3-4 – кисть правой руки поднимается и опускается;

5-6-7-8 – то же кистью левой руки.

1-2-3-4 – то же обеими кистями рук;

5-6-7-8 – круговые движения кистями.

3) Руки скрестно. И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны.

1,3,5,7 – руки скрестить, кисти поднять вверх;

2,4,6,8 – и. п.

4) Приседания. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – присесть, левая рука вверх, 2 – и. п. ;

3 – присесть, правая рука вверх, 4 – и. п. ;

5 – присесть, левая рука вверх, 6 – и. п. ;

7 – правая рука вверх, 8 – и. п.

1-3 – обе руки вверх, 2-4 – и. п.

5) Будь внимателен. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – правая рука на пояс,

2 – левая рука на пояс,

3 – правая рука в сторону,

4 – левая рука в сторону,

5 – правая рука к плечу,

6 – левая рука к плечу,

7 – правая рука вверх,

8 – левая рука вверх,

1-8 – то же в обратном порядке.

Упражнения для туловища

1) Наклоны. И. п. – ноги врозь, руки «в замок» над головой.

1 – наклон назад,

2 – наклон вперед,

3 – наклон вправо,

4 – наклон влево.

2) Шаг в сторону. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – шаг вправо, руки в стороны;

2 – наклон вперед;

3 – выпрямиться;

4 – и. п.

3) Повороты. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1 – присесть, поворот вправо;

2 – и. п. ;

3 – присесть, поворот влево;

4 – и. п. ;

5 – присесть, поворот направо, правая рука вперед;

6 – и. п. ;

7 – присесть, поворот налево, левая рука вперед;

8 – и. п.

Упражнения для ног

1) Вперед, вниз. И. п. – ноги врозь, руки на пояс.

1 – подняться на носки, вверх;

2 – и. п. ;

3 – встать на пятки, вниз;

4 – и. п.

2) Хлопки. И. п. – ноги вместе, руки в стороны.

Правую ногу поднять в сторону, руки вверх, хлопнуть над головой;

2 – и. п. ;

3 – то же левой ногой;

4 – и. п.

Бег, подскоки, ходьба,прыжки:

— подскоки, руки свободно;

— ходьба, поднятие рук по команде;

— прыжки на двух ногах на месте;

— прыжки ноги в стороны, «в крест»;

— прыжки, меняя положение ног вперед – назад;

— на приставных шагах выполняются различные упражнения: руки вперед – вниз, руки к плечам, руки вверх, вверху наклоны руками вправо – влево.

Упражнения сидя и лежа на полу

1) Наклоны. И. п. – сидя на коленях, руки вперед.

1-2 – наклониться назад, руки вперед;

3-4 – и. п.

2) Прямо, вверх. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, левая нога согнута, колено на полу, правая нога вперед.

1-3-5 – поднять правую ногу;

2-4-6 – и. п. ;

7 – поднять обе ноги вверх, врозь;

8 – согнуть правую ногу, колено на пол, левую вытянуть вперед.

1-8 – повторить упражнение с левой ноги.

3) Колени в стороны. И. п. – сидя, стопы вместе, колени развернуты в стороны, руки на коленях.

1 – наклон вправо;

2 – и. п. ;

3 – наклон влево;

4 – и. п. ;

5 – наклон вперед;

6 – и. п. ;

7 – наклон вперед;

8 – и. п.

4) Согни в колене. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вверх;

4 – левую ногу выпрямить вверх4

5,7 – развести ступни в стороны;

6,8 – соединить ступни.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вдоль пола;

4 – левую ногу выпрямить вдоль пола;

5,7 – развести в стороны ступни;

6,8 – соединить ступни.

5) На боку. И. п. – лежа на правом боку, обе ноги вытянуты.

1 – согнуть левую ногу в колене;

2 – выпрямить левую ногу вверх;

3 – согнуть левую ногу в колене;

4 – и. п.

Повторить упражнение, лежа на левом боку.

3. Заключительная часть

1) Наклоны. И. п. – сидя, ноги скрестно, колени в стороны, вдох.

1-4 – медленный наклон вперед, руки вперед, выдох;

5-8 – возвращаясь в и. п., вдох.

2) Расслабляем руки. И. п. – стоя, ноги врозь.

1-4 – полукруг руками вверх, вдох;

5-8 – и. п., выдох.

Лежа на спине, расслабление 1 минута.

Источник