Задача комплексное развитие личности ребенка

Татьяна Кушаева
Цели и задачи личностного развития дошкольника

Цели и задачи личностного развития дошкольника

Социально-коммуникативное развитие детей.

Данное направление является наиболее важным, в развитии детей дошкольного возраста. Данное направление, действительно очень важное, т. к. в настоящее время окружение и окружающий мир детей, ограничен, что влияет, на воспитанность детей, на их восприятие окружающей среды, многие дети не умеют правильно разговаривать, они выражают свои мысли, при помощи тех фраз, которые слышать в компьютерных играх, так же присутствует слой детей, которые растут в неблагополучных условиях, соответственно развитие таких детей заторможено, они не приспособлены к социому.

Поэтому первоочередная цель ФГОСа, это социализация детей, развитие их культурного и социального образования.

Данная цель направлена на:

Привитие социальных норм и ценностей, принятых в обществе;

Привитие культуры общения со взрослыми и сверстниками;

Привитие самостоятельности, целеустремленности в действиях;

Развитие у детей отзывчивости и эмоциональности;

Привитие групповой работы, взаимодействия со сверстниками;

Это основные формы и принципы, реализации социально-коммуникативного развития, в сфере применения ФГОС.

Формы образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию дошкольников.

Формы социально-коммуникативного развития бывают нескольких видов, индивидуальные и групповые. Данные формы пересекаются в своей реализации. Образовательная деятельность строится непрерывной в течении всего дня, дети все свое время вовлечены в образовательный процесс, это игровые ситуации, творческие игры, беседы с воспитателем, речевые тренинги. Так же самостоятельная деятельность детей, она выглядит, как самостоятельные игры, помощь в быту, чтение и декламирование стихов, игра в развивающие игры.

Социально-коммуникативное развитие, это формирование умений ребенка в природе, в быту и социуме, поэтому как воспитателям, так и родителям, обязательно требуется поддерживать в ребенке желание помогать взрослым, это не каприз ребенка, это возможность познания новых эмоций и умений, приобретение новых навыков, и применение теоретических знаний на практике в окружающем их мире.

Самый простой способ социально-коммуникативного развития ребенка, это воспитание в виде игры.

Социализация детей в обществе.

Взрослые, сами практически утратили взаимосвязь с игрой, еще в конце 80 годов, семьями садились вечерами и играли в настольные игры, как взрослые, так и дети, взрослые с удовольствием поддерживали игры детей. То в настоящее время, практически ни в одной семье, не встретить, когда родители проводят вечера со своими детьми, играя в муравьишку, математическое домино, или в монополию. Родители сами разучились играть, они не могут самостоятельно выбрать какую игру взять для игры, и отговариваются что у них есть более серьезные занятия, чем играть в игры.

На данный момент, большинство родителей считают, что для игры нужна хорошая игрушка, которая заменить партнера, отсюда и появляются у детей, говорящие игрушки, которые обучают детей считать, помогают изучить буквы, но родители не понимают, если с данной игрушкой они и ребенок будут играть вместе, то ребенок будет воспринимать данный материал быстрее и с большим удовольствием.

В нынешней системе воспитания, дети и взрослые разделены, дети не включаются в трудовые отношения, ни привлекаются в решение бытовых вопросов, при этом детей лишают еще и игровой деятельности. Все это ребенку заменили интерактивные игры, компьютер и телевизор, при этом у ребенка начинает формироваться взрослая и зрелая личность, многие родители умиляются, какой умненький у меня сыночек или дочка, лучше меня развирается в том или ином, и совершенно не думают о том, что у ребенка просто крадется его детство.

Ребенок черпает информацию из мультфильмов, компьютера, аттракционов, редко из театра, цирка, при чем взрослые в этом не принимают участие, данные направления, дают информацию и впечатления.

Даже в городе, идут ограничения в игре, застройки, скученность населения, убогие игровые площадки, практически изолируют детей друг от друга, детям негде побегать и придумать подвижные игры, т. к. почти все дворы заставлены машинами, и дворы используют как проезжую часть. Если раньше дети играли в казаки-разбойники, салочки, вышибалы, догонялки, то сейчас для них нет пространства, да и детей в таком количестве во дворах набирается не так много.

В системе общества, место ребенка меняется, отсутствует деятельность, включающая ребенка в социум, что очень отражается на восприятии ребенка.

Список использованной литературы:

1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д.: Феникс.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия Развития, 1996.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

4. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия Развития, 1996.

6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.

Источник

Елена сухарева
«Комплексный подход к реализации требований ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста»

Вопросы личностного развития, социально-нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Мы часто встречаемся с повышенной агрессивностью, конфликтностью дошкольников, нежеланием понять внутренний мир другого человека. Низкая культура общения в окружающем социуме отрицательно сказывается и на детях.У многих искажены представления о нравственных качествах: о милосердии, доброте, справедливости. Жизнь ставит перед нами — педагогами ДОУ, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях,приоритетную проблему: как сформировать в ребенке качества человека, который бы отвечал требованиям общества на современном этапе исторического развития.

Современное общество нуждается в инициативных молодых людях, которые способны найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, социально адаптированных, нравственно устойчивых, способных к самосовершенствованию и саморазвитию. Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Читайте также:  Нормальное развитие грудного ребенка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Сформировать данные качества ребенка невозможно без развития морально-нравственных основ личности, которые закладываться должны в ребенка буквально с рождения.

Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему только предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у него начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства –симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу, воспитателю, сверстникам. С чем мы сталкиваемся, прежде всего, при приеме детей в детский сад: дети очень сильно привязаны к родителям, проявляют плаксивость, нежелание играть с другими детьми, делиться игрушками, практически все родители, провожая ребенка в детский сад, учат «давать сдачу», считая, что это наилучший способ уладить любой конфликт, любое противоречие. Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития чувств, нравственных основ личности, интеллекта, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требуетот педагога особого мастерства: знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

• Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем)

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Любит наблюдать, собирать разнообразные коллекции.

• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном,поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Я считаю очень важным взаимодействие всех специалистов: воспитателей, музыкального руководителя, психолога, учителя логопеда. В разных возрастных группах решаются различные задачи развития личности:

В младшем дошкольном возрасте: у детей развивается доброжелательное отношение к людям, животным; пробуждается эмоциональная отзывчивость на состояние сверстников, близких людей, героев сказок; осваиваются способы взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении; дети приучаются к выполнению элементарных правил поведения; развивается умение передавать различные эмоциональные состояния.

В средней группе решаются вопросы развития умения понимать окружающих людей, сказочных персонажей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремления к общению и взаимодействию; расширяются представления об окружающем мире; умения ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивается эмоциональная отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигаются задачи личностного развития: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Читайте также:  Влияние занятий физическими упражнениями на развитие ребенка

Детство это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни

человека, это еще и очень ответственный период — период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сформировалось в детские годы, уже невозможно развить взрослому человеку.

Тем самым, создавая игровую среду, окружая детей вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, мы формируем личностные качества у ребенка. И от нас зависит,каким мы воспитаем ребенка: равнодушным или участливым, эгоистом или нужным обществу.

Источник

Развитие личности ребенка

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня  развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка.

    Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.

    О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

— личностного подхода;

— индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

— всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.

     Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками. 

Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.

    Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.

    Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего развивающий климат:

  1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
  2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
  3. Гласность.
  4. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
  5. Не приказ, а ориентация на проблему.
  6. Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.

   Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника.

   Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность.  

Интегративные качества личности.

Интегративные

качества

Нравствен –

ность

Интеллект

Чувства

Воля

Их синтезированное

проявление

Базисные

Коллек –

тивизм

Сообра –

зительность

Опти-

мизм

Самостоятельность

Общественная

направленность

Ценностно — ориентационные

Честность

Объекти –

вность

Совест-

ливость

Требовательность к себе

Мужество

Практические

Трудолюбие

Любозна –

тельность

Воспри-

имчивость

Активность

Активная жизненная

позиция

Характеро — логические

Гуманность

Эрудиро-

ванность

Вдохно-

вение

Решитель-ность

Своеобразие личности

Критериальные

Принци –

пиальность

Идейная

убеждённость

Нетерпи-

мость

 к злу

Целеустрем-ленность

Воля, устремленная

на общечеловеческие

интересы

   Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.

   Основным объектом педагогической диагностики является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить  его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.

    Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость,  самосознание и опыт.

    Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы.

Модель изучения личности школьника.

1.Общее, что характерно для всех

Интегративные

личностные

качества

Направленность

личности

Восприимчивость

к воспитанию

Личностный

подход в

воспитании

2.Типичное, что характерно для групп и для возраста.

Обучаемость

Опыт поведения и деятельности

Уровень самосознания

Дифференциальный подход в воспитании

3. Своеобразное, индивидуальное

Сочетание интегративных качеств

Задатки, дарования, способности, сильные стороны характера

Само-

управление

Отношение

к себе

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

    Выявляю уровень направленности разными способами.

    — Метод независимых характеристик.

    — Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.

    — Использование наблюдений за ходом спортивных игр.

    — Отчеты о выполнении общественных поручений.

   Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:

высокая  — школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним  во

                  всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-

                  вания старших;

средняя —  школьник выборочно реагирует на педагогические требования и

                  воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,

                  поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и

Читайте также:  Развитие ребенка по методу

                  личные интересы;

низкая  —   учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые

                  педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-

                  кого контроля, не помогает учителю;

невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным

                  воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,

                  стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв

                  уроков, нарушение дисциплины, грубость).

Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за два года.

Диагностика воспитанности

  Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.

  Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

  Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Существует три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

  Методы, используемые мной в начальной диагностике.

  1. Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.

Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1-4 классов.

  1. Что тебе нравится в школе? Что не нравится?
  2. Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка, сам хочу учиться.)
  3. Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.)
  4. Какие часы дня тебе приятнее всего проводить?
  5. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
  6. Где лучше —  в детском саду или в школе?
  1. Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным. Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей.
  2. Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
  3. Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.

Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю  перед собой цели и задачи воспитательной работы.

   Текущую диагностику провожу в самом процессе организации ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.

   Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

   Проводя текущую диагностику, использую игру-ситуацию.

Игра «Почему я тебя выбрал?»

На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится. Прошу объяснить их выбор.

    Полученная информация помогает мне скорректировать свою педагогическую деятельность.

     Тема игры может быть разной.

    Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.

    Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся.

  1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
  2. Какие отрицательные качества вы заметили?
  3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка, и насколько это вам удается выполнить?
  4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
  6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

         Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на одной половине листа, а плохих – на другой.

    Полученные результаты я сопоставляю с результатами психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.

    Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.

 Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Диагностическая работа помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.

Литература:

1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004.

2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. «Академия». М.1999.

3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика. «Школа-пресс» М.2000.

4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое общество России» М.2000.

Источник