Условия развития креативности ребенка

Татьяна Некраха
Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лев Николаевич Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» впервые в русской литературе художественно изобразил процесс становления личности. Это произведение отличается не только жизненной достоверностью, но и глубоким пониманием детской психологии. Писателю удалось показать существенный признак, который отличает жизнь ребёнка от жизни взрослого человека: непосредственность нравственного восприятия людей и событий, во многом свободного от условных социальных установок. У детей нет ещё жизненного опыта поведения в тех или иных ситуациях, нет опыта выбора стандартного решения возникающих перед ними проблем. Во многом ребёнок сам познаёт мир, не имея готовых рецептов, и поэтому его мышление в большей степени носит дивергентный, нежели конвергентный характер. А это и есть непременное условие и основа развития творческих способностей, или креативности.Судите сами: вот определение креативности (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Креативность – способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

Это творческая направленность врождённо свойственна всем, но, к сожалению, она теряется большинством под воздействием устаревшей системы воспитания, образования и социальной практики. Каким образом это происходит, мастерски показал Л. Н. Толстой в своей трилогии.

Однако реалии сегодняшнего дня требуют от людей, вступающих во взрослую жизнь, самостоятельности, независимости и незашоренности суждений, умения эффективно действовать и взаимодействовать не столько в стандартных ситуациях, сколько в условиях неопределённости и вероятности. Думается, что откладывать развитие творческого потенциала ребёнка на школьный возраст неоправданно в силу того, что именно дошкольники психологически готовы не только к принятию, но и созданию принципиально нового.

Более того, одним из основных принципов организации образования и воспитания в нашей стране является соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка. Именно поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ДОУ стало не только и не столько местом дневного пребывания детей, а своеобразной стартовой площадкой, с которой и благодаря которой начинается и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, был принят проект примерной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этих документах большое внимание уделяется необходимости создания условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ, и это разумно, поскольку в школьных ФГОСах креативность заявляется как одна из ключевых метапредметных компетенций. Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию их творческих способностей. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала была проведена диагностика творческого потенциала воспитанников. В качестве одного из инструментов был использован один из тестов Торренса – «Заверши рисунок».

Эти фигуры были скопированы на лист формата А4, и каждый ребёнок получил следующее задание: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие, и постарайтесь делать это так, чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным. Попробуйте придумать название к каждому рисунку».

Оценка результатов проводилась по нескольким критериям:

• Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

• Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

• Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

• Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

• Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам

и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной

поступающей информации при решении проблем.

• Абстрактность названия — это понимание сути проблемы, того, что

действительно существенно. Процесс называния отражает способность к

трансформации образной информации в словесную форму.

Нужно сказать, что завершённые рисунки ребят никак не напоминали стереотипные решения. Действительно, особенности детского восприятия кардинально отличаются от зашоренного взгляда взрослых, и их рисунки были не только оригинальны, но и в большинстве случаев уникальны.

Таким образом, я убедилась, что креативный потенциал детей достаточно высок и необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей.

Читайте также:  Центр развития ребенка добруша

На следующем этапе мы с ребятами пытались определить, что такое творчество, и это само по себе уже было креативным процессом.Дети отвечали так:

«Творчество похоже на закат или цветы».

«Это что-то необычное…»

«Это когда тебе нравится то, что ты делаешь. И от этого тебе радостно».

«Это разноцветный дельфин. Он плавает в море, где живут акулы, поэтому он должен уметь рисковать».

«Это радуга, которую очень хочется увидеть».

«Оно похоже на солнышко, потому что всем светит, жёлтое и встаёт с утра».

«Это дом с разноцветными окнами, где много этажей».

«Это когда в душе расцветают цветы, но для этого нужны карандаши…»

«Творческий человек похож на паука. Он, как паук, много работает, чтобы сплести СВОЮ паутину».

Согласитесь: само понимание сути творчества детьми и есть творчество – настолько эти определения необычны, оригинальны и по-своему уникальны.

По согласованию с администрацией ДОУ была разработана программа по созданию условий для целенаправленного и систематического развития творческих способностей детей. Эти занятия проводится два раза в неделю. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.

Каждое занятия включает в себя:

• разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание;

• основное задание, направленное на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения); все упражнения основного задания предназначены для развитияследующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков;

• дополнительное задание, направленное на развитие эмоционального мира ребенка.

В качестве основных заданий можно использовать следующие упражнения.

«Две картинки» .

Картинок может быть и три, и четыре, и даже десять.Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить.С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор.Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить.Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе, и так далее.

«Кляксы и пятна».

Увлекательнейшая игра –поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов» .

Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся, например, на буквы «К», «А» и «М».

«Названия» .

Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?».

Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?».

Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат».

Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки?В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка?

Читайте также:  Все для развития ребенка happy kids

И, в итоге, позволю себе обозначить несколько условий успешного развития творческих способностей.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его к самой разнообразной творческой деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Следующее условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает эту планку все выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Однако самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Поэтому для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Таким образом, формирование и развитие метапредметной компетенции креативности может и должно быть реализовано и в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечит соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка.

Источник

Елена Жемчужникова
Развитие креативности дошкольников

Е. В. Жемчужникова

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

• Если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года в липецке

• Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

• Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.

• Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие).

Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развиватьпоисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога,помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников,педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.). Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник