Упражнения для родителей на развитие памяти для ребенка

Здравствуйте всегда, дорогой мой читатель! Вот мы и снова встретились, чему я очень рада! Продолжаем сидеть дома, это значит, у нас есть возможность развиваться самим и с нашей помощью детям.

Память – это один из базовых психических процессов, без которого невозможно познавательное развитие человека. Надежная память нам просто необходима.

НЕ забудьте подписаться на канал и оставить отклик! Это важно для развития канала,

Прежде, чем тренировать память, желательно сделать тест на уровень ее развития. Он расположен ниже, в комментариях.

Итак. «Осознание визуального материала»

Коррекция памяти через упражнение на осознанное восприятие

На рисунке представлены 9 изображений. Участникам предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание.

Спустя 30 секунд попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по память предметы первой стоки. Затем предложите им сравнить, настолько их рисунки соответствуют рисункам образца.

Далее необходимо перейти к следующим строкам. С двумя последними можно поработать одновременно.

НЕ забудьте подписаться и оставить свой отклик в виде комментария и/или лайка.

«Фигуры»

Коррекция зрительной памяти

Предъявляется фигура в виде домика, посмотрев, участник закрывает глаза, и считает количество использованных линий, затем открывает глаза и выкладывает из счетных палочек. Домик можно нарисовать от руки, важен его контур.

«Отгадай-ка!»

Цель: тренировать внимание, речь, память

Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти. Возраст: с 4 лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5.

После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Ведущий делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти. Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Упражнение «Запомни больше»

Подпишитесь и/или оставьте отклик — Вы поддержите развитие канала! СПАСИБО!

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти. Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

Не забудьте похвалить ребенка за старание:

Мы тоже старались — поддержите канал подпиской и откликом (комментарием или лайком). Спасибо!

Тест на развитие памяти – ниже, в комментариях. Успехов Вам!

Буду благодарна Вам за подписку и/или отклик в виде комментария или поднятого пальчика.

Источник

Кирьянова Евгения Юрьевна
Мастер-класс для родителей «Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления»

Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию игр и упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления детей

Задачи: — познакомить родителей с играми, упражнениями для развитияпознавательных процессов:

• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях

• реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду

развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания

• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мероприятия

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, мы всесторонне разовьем ребенка и научим его играть. Но совместные игры с родителями очень важны для ребенка.! Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ познать мир

Поэтому приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Часто родители говорят, что ребенок не хочет с вами заниматься,а вы не задумывались, почему? Может потому что им не интересен этот вид деятельности. Так вот сегодня, я приглашаю Вас, уважаемые родители, посетить наш устный журнал «Добрые советы, хорошим родителям», и научиться не только играть с детьми, а научиться быть интересными для своих детей. (2слайд)

Да, не забудьте прихватить с собой желание играть и хорошее настроение!

— «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Детей своих любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь им? (нет)

Последнее спрошу вас я,

Активными вы будете?» (да)

— И так с чего начать? А начинаем мы с вами с 1 ой странички нашего журнала, которая называется (3 слайд)

«Развиваем память и внимание»

Сначала мы пройдемся по теории. Вашему вниманию предлагаются памятки. Найдите памятку№1,в ней вы увидите игры,которые используются для развития памяти у детей, Давайте рассмотрим некоторые из них.

Игра «Что сначала, что потом» Дети должны восстановить последовательность событий. Как можно использовать игру в повседневной жизни? Давайте пофантазируем.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (Памятка №1)

(4слайд)•»Что сначало,что потом»(учить учитывать последовательность событий).

(5слайд)•»Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

(6слайд)•»Уникуб», «Лото».»Домино», «Пазлы» «Конструкторы».

(7 слайд) Смайлик

•»Закончи слово» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

•»Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

•»Антонимы»(ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово,например: «тяжелый-легкий»,» сильный-слабый»,» круглый – квадратный» и т. д.)

•Загадки (описательные)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (Памятка №2)

Игры -головоломки. (Со счетными палочками) (8слайд)

Загадки.

«Найди отличия». (9слайд)

«Назови, что ты видишь» (за одну минуту должны назвать как

можно больше предметов, находящихся в комнате).

«Назови 3 предмета желтого цвета» и т. д.

А теперь приступим к практике. А хотите проверить свою память и внимание?

1 Игра «Фото на память»(Запоминаем расположение геометрических фигур и останавливаем их на память(10слайд(11слайд) (10слайд)

2 Игра «Что мы ели на обед» (Восстановить последовательность слов)

3. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Читайте также:  Семья как условие развития и формирования личности ребенка

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

-Справились, тогда давайте добавим немного фантазии и воображения.

— Игра со счетными палочками («Поверни голову корове», «Выброси мусор»(12слайд) (13слайд) (14 слайд)

А теперь мы открываем 2ую страничку нашего журнала — «Развиваем речь и восприятие»(15слайд)

Рекомендации для родителей по развитию восприятия (памятка №3)

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Учить соотносить предметы по величине.

.Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом

.Формировать умение составлять из частей целое.

Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.

Различать основные признаки разных времен года.

Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Формирование сенсорных эталонов формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали

Например:

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. (Вопрос-ответ)

— Апельсин какой? Круглый, оранжевый, сладкий.

— Шапка какая? Теплая, синяя и осенняя.

— Дом какой? Многоэтажный, высокий, кирпичный.

Игры и упражнения на развитие восприятия:

1.«Угадай предмет» (соединяются цифры между собой по порядку(16слайд)

2.»Найди похожий силуэт» (учить находить сходство предметов)

17 (слайд (смайлик)

3. Сложи картинку» (составить из частей целую картинку) (Дома вы можете поиграть с детьми в пазлы)

А речь мы развиваем во всех видах деятельности. .Растите из детей почемучек. Так ребенок быстрее развивается. (Случай в автобусе)

И чтобы это не случилось с вами,и не иссяк Энтузиазм предлагаю вам следующюю памятку№4. Как развивать речь детей,используя тему «Осень»

(Различать основные признаки разных времен года.)

Памятка. №4

1) Побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

2) Собрать разноцветные листья, обращая внимание на цвет, форму, составить осенний букет. Это можно сделать в виде игры «Кто быстрее соберёт букет» или «Чей букет больше».

3) Выложить дорожку из листьев (сначала прямую, потом извилистую, узкую и широкую) и пройти по ней (простым шагом, вперёд спиной, пропрыгать, пройти как медведь, как лиса, как белочка и т. д. – на каждого персонажа придумать свою походку).

4) Потрясти деревья с листьями и постоять под листопадом

5)Устроить охоту за осенью:

составьте список природных объектов,которые можно найти осенью: желуди, желтые кленовые листья, красные кленовые листья, шишки сосновые и еловые и т. д. Распечатайте список по количеству игроков или членов семьи. Задача каждого за установленное время (за день или за два) найти как можно больше наименований из списка. Но не просто их найти, а сфотографироваться на их фоне (камера теперь есть в каждом мобильном). Радостные лица и указательные жесты приветствуются. Тот, кому удалось сфотографировать больше всех обозначенных объектов – выигрывает! Ему достается титул лучшего фотоохотника, а также небольшой приз!

6) Разрешить детям (да и себе) поваляться в листьях

7) Сделать осеннюю корону из листьев. Можно просто связать листья между собой, а для малышей можно заранее подготовить картонную основу короны, на которую наклеить двусторонний скотч. Малыш будет собирать осенние листья и наклеивать их на корону, создавая свой собственный дизайн.

8) Поиграть в «листоклад»: спрячьте в большую кучу сухих листьев несколько небольших игрушек – пусть дети ищут их, кто больше найдет – тот и победил! Или ищите сами со своим ребенком.

9) Устроить салют из осенних листьев

10)Собрать природный материал: каштаны, шишки, жёлуди, осенние ягодки

11) Обвести мелком листья, шишки, палочки и любые другие предметы

12) Сделать рябиновые бусы

13) Бегать и прыгать по лужам! Порадуйте своего ребенка! Оденьте его соответствующе (сапоги, плащ, непромокаемые штаны) в дождливую погоду и разрешите резвиться в луже. Он непременно это оценит и будет счастлив! А ещё можно сделать из пенопласта кораблики и пускать их по лужам!

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО

МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!

Это 3 страничка нашего журнала «Совершенствование

мелкомоторных навыков и логического мышления»(19слайд)

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки,для этого можно:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

– разминать пальцами пластилин;

– запускать пальцами мелкие волчки;

– сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

– двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить»по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– кистями рук делать «фонарики»;

– хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

– собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);

– нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

– наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

— Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.

2. Формировать графический навык,для этого можно:

– рисовать по точкам;(20слайд)

– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);(21слайд)

– штриховать разными способами;(22слайд)

– обводить контуры фигур.

1. «Логическая сетка»(Разложить предметы так, чтобы они не повторялись»

2 «Найти закономерность»

3 «Шуточные логические задачи»

Итог

Притча. «Всё в твоих руках».

Как-то раз один мальчик решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку в свои ладошки и решил спросить у мудреца — жива ли бабочка?

Если мудрец скажет «Да» — мальчишка сожмёт ладони, и бабочка погибнет. Если скажет «Нет» — он раскроет их, и бабочка улетит.

Когда он подошёл к мудрецу и спросил, жива ли бабочка,мудрец ответил:

— Всё в твоих руках.

Я хочу повторить эту фразу,перелистывая последнюю страничку нашего журнала,» ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ»

Чтобы подвести итог нашей встречи и получить обратную связь, о том, что вам понравилось,проведем последнюю игру. Вы должны составить СМС, о том, где вы и что вы делаете?

Источники:

• Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.Авторы: Стародубцева И. В., Завьялова Т. П.

Развитие логического мышления.Автор: Савенков А. И.

• Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь.Автор: Колесникова Е. В.

• Уроки для будущих отличников. О. Жукова

Источник

Память – одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Для запоминания необходимо образование в мозге следа от прошедшего сигнала возбуждения и сохранение нейронных связей, возникших при возбуждении. Развитие памяти начинается ещё до рождения ребёнка. Есть множество данных о том, что дети узнают голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Однако память ребёнка – это совсем не то же, что память взрослого человека. В этой статье мы расскажем вам о том, какие проблемы с памятью могут возникнуть у детей и как развить память у ребёнка. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит»)психолог Ирины Гладких даёт полезные советы и рекомендации, а также примеры игр и упражнений.

Как развить память и внимание у ребёнка? Советы, рекомендации и упражнения

Читайте также:  Папки передвижки по эмоциональному развитию ребенка

Как развивается память у ребёнка. Особенности 

Память ребёнка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная. Т.е. ребёнок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает в основном непроизвольно – т.е без приложения каких-либо усилий и специального формирования образа. Непроизвольная память не обеспечивает “сплошного запоминания” и запоминания целого ряда событий. Запоминаются только некоторые, наиболее эмоционально окрашенные моменты. Взрослые же запоминают в основном произвольно, т.е. прилагая усилия и стараясь запомнить весь ряд требуемой информации. Долговременная память у взрослых развита намного лучше, чем у детей.

Память у ребёнка развивается в несколько этапов. На первоначальном этапе (примерно до года) у ребёнка формируется моторная  память. Малыш запоминает движения, которые он выполняет, особенно если они получают яркую эмоциональную окраску. Если малыша берут на руки, чтобы успокоить или покормить – он уже “узнаёт” это действие и затихает. Более взрослые малыши показывают своё оживление или пытаются найти игрушку, поворачивая голову или переворачиваясь.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Инновационный общий когнитивный тест CogniFit: узнайте всё о своём мозге!

Память ребенка имеет крепкую связь с его телесными ощущениями. Ребёнок в прямом смысле слова познает мир через тело – трогая, облизывая, перебирая, щипая и пр. Через телесные ощущения активизируется мозг, и в нём возникают новые нейронные связи.

В возрасте около года ребёнок уже узнаёт близких ему людей, любимые игрушки. Нервная система формируется более активно, дети начинают ходить, и это дополнительно обогащает их двигательный опыт и помогает формированию памяти. В этом возрасте ребёнок помнит о чём-то только несколько дней.

За долговременную память отвечает область нашего мозга, называемая гиппокамп. Его формирование идёт вплоть до 2-3 лет, и до этого момента у большинства людей практически нет ранних детских воспоминаний. Первые осознанные воспоминания появляются как раз ближе к 2-3 годам.  В этом возрасте ребёнок уже удерживает в памяти яркие эмоциональные события, начинает активно учить стихи. Но не все эти воспоминания способны сохраниться на всю жизнь, так как, повторюсь еще раз, зона хранения долговременной памяти еще не сформирована.

В возрасте 3-6 лет у ребёнка начинают развиваться социальные навыки, речь становится более наполненной, и начинает формироваться первая долговременная память. Основная информация по-прежнему хранится преимущественно в кратковременной памяти, однако если её постоянно вызывать, т.е. закреплять эти нейронные связи, то она перейдет в долговременную. Лучше всего в этом возрасте запоминается информация, связанная с каким-либо сюжетом или игрой. Также должна присутствовать яркая эмоциональная окраска, но дополнительно уже нужно вовлечение воображения и образного мышления.  Сам процесс мышления становится сложнее, нейронных связей устанавливается больше и они более прочные по сравнению с более ранним возрастом.

Возраст 7-10 лет – это ранний школьный возраст. Его основным признаком является формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Для улучшения запоминания ребёнку по-прежнему необходима эмоциональная окраска запоминаемой информации, а также понимание, для чего именно он запоминает. Чтобы информация из кратковременной памяти лучше переходила в долговременную, нужно постоянно повторять заученное (повторение – мать учения, известная школьная истина).

В среднем и старшем школьном возрасте стиль запоминания уже напоминает взрослый. Преобладает долговременная и произвольная память. Ребёнок старается запомнить информацию целенаправленно. Многие всю жизнь помнят формулы по физике или химии или любимые предметы, которые они изучали в школе.

Признаки и симптомы нарушений памяти у ребёнка

Каковы признаки и симптомы того, что у ребёнка возникли проблемы с памятью?  В каких случаях можно справиться самостоятельно и когда стоит обратиться к врачу? К сожалению, не всегда формирование памяти проходит гладко и хорошо. Какие же признаки и симптомы нарушения памяти могут заметить родители и/или педагог? По статистике около 20-25% всех жителей земли регулярно сталкиваются с теми или иными нарушениями памяти. В их число, конечно, входят и дети.

Симптомами нарушения работы памяти могут быть сложности при воспроизведении многократно прочитанных сказок, узнавания своей одежды при нахождении рядом подобной, забывание имен детей и взрослых, полное или частичное забывание недавних событий (срок воспоминания зависит от возраста ребенка).

Какие признаки и симптомы нарушения памяти могут наблюдаться у ребёнка?

Как же понять, в каких случаях помочь ребенку можно самостоятельно, а в каких нужно обязательно обращаться к специалистам?

Если вы замечаете, что ребенок прилагает больше, чем другие дети его возраста, усилий для запоминания информации (дольше учит стих, новые слова, в школьном возрасте запоминает правила и пр), если он не запоминает, где оставил одежду, не сразу может вспомнить как зовут детей в группе/классе, воспитателей, испытывает трудности с узнаванием маршрута, которым вы регулярно передвигаетесь, с пересказом хорошо известных сказок – то нужно помогать в развитии и укреплении памяти у ребенка.

В случае, если симптомы нарушения имеют постоянный и более значительный масштаб, то нужно обязательно обратиться к неврологу.

Виды нарушений памяти у ребёнка

Стойкие нарушения памяти у детей возникают достаточно редко. Их причинами являются различные интоксикации, гипоксия и/или травма. Чаше всего в детском возрасте встречается снижение объёма запоминаемой информации. Под распространённым термином – у ребёнка плохая память- чаще всего понимают именно это. При незначительном снижении объёма запоминаемой информации возможно укрепить и натренировать память ребёнка в домашних условиях.

Существует несколько  видов нарушений памяти. Каждое характеризуется определённым симптомом:

  • Потеря способности  запоминать новую информацию (фиксационная амнезия)
  • Сложность с вспоминанием ранее полученной информации (анекфория)
  • Снижение объёма запоминаемой информации (гипомнезия – это наиболее частое нарушение)
  • Потеря воспоминаний, не связанных с эмоциями (скотомизация)
  • Забывание неприятных моментов  (аффектогенная и истерическая амнезия)
  • Замещение одних воспоминаний другими, происходящими в иной временной промежуток (псевдореминесценция)
  • Замещение пробелов в памяти сюжетами или информацией, полученной из книг, газет, журналов и пр. (криптамнезия)
  • Заполнение пробелов в памяти выдуманными событиями (конфабуляция)
  • Частые или постоянные дежавю (эхомнезия). 

Если те или иные симптомы проявляются редко или единично, то причин для серьёзных волнений нет. Нужно и можно заниматься укреплением памяти ребёнка самостоятельно. Однако если вы замечаете постоянные проявления тех или иных симптомов, особенно в большом количестве, то обязательно посетите вместе с ребёнком врача.

Ваш ребёнок постоянно увлекается, не может сконцентрироваться и удержать внимание, усидеть на месте? С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Когнитивный тест CogniFit на синдром дефицита внимания и/или гиперактивности

Какие виды памяти нужно развивать у ребёнка?

В детстве основным видом памяти является тактильная память. Ребёнок помнит свои тактильные ощущения. Затем он начинает удерживать в памяти эмоции, в основном связанные с движениями и тактильными ощущениями, и лишь затем начнётся формирование других видов памяти. Формировании памяти – процесс тонкий, и лучше, если в этом процессе у ребёнка будет надежный помощник.

Итак, какие виды памяти необходимо помогать развивать?

Образную память. Это память на образы, сформированные и полученные с помощью различных органов чувств. Включает в себя зрительную, слуховую. обонятельную, тактильную и вкусовую память. Чем полнее представлен образ, тем более вероятно, что он закрепится в памяти (так как каналов для запоминания образа будет больше).

Читайте также:  Социальные отклонения в развитии личности ребенка

Произвольную. Это особый психический процесс запоминания. Он осуществляется под контролем сознания  и характеризуется наличием цели и применением специальных приёмов для запоминания информации, а также применения волевого усилия. Т.е. информация запоминается целенаправленно.

Непроизвольную. Процесс запоминания не регулируется ничем. Запоминание происходит без напряжения и без определённой цели.

Опосредованную.  Запоминание происходит с помощью неких техник, связанных с привлечением дополнительных средств (поставить “якорь”, “завязать узелок на память” и пр). Запоминание накладывается на некий предмет или действие, и затем этот предмет или действие помогают воспроизвести в памяти необходимую информацию.

Непосредственную. Запоминание происходит при воздействии на органы чувств человека того, что нужно запомнить. Здесь мы запоминаем ушами, носом, глазами.  Удерживается очень короткий промежуток времени.

Кратковременную. Это память, которая позволяет в течение короткого промежутка времени (до 20-30 секунд) удерживать незначительный объём информации (измеряется обычно величиной 7 + 2 единицы информации).

Долговременную. Эта память является нашей базой данных. В ней информация хранится без ограничения по времени и по объёмам.

Методы развития памяти у детей

Какими же методами и способами можно улучшить память у детей?

Первое – память нужно постоянно тренировать. Станьте тренером мозга своего ребёнка или, возможно, своего собственного. Развивать и укреплять память ребёнка можно в любой момент времени, необязательно это проводить как специальное занятие. Обязательными условиями наличие желания у ребёнка и компонент игры в тренировке. Узнайте, какие бывают игры и упражнения для стимуляции мозга детей. 

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

Персональная тренировка CogniFit: тренируйтесь 2-3 раза в неделю по 15-0 минут

Постоянно повторяйте уже усвоенный материал, пройденные уроки, выученную информацию и вообще всё, что предполагает запоминание. Кривая забывания Эббингауза наглядно показывает, что только про постоянном повторении материала возможно его закрепление в памяти на длительный промежуток времени. Лучше всего запоминается информация, которая уже частично присутствует в нашем мозге, так как мозг постоянно связывается с уже имеющейся информацией и привязывается к ней. Так что если хотите улучшить и развить память –  больше учите наизусть. Чем больше информации хранится в мозге, тем легче запоминается новое.

Спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, попросите назвать уточняющие детали – с какой игрушкой играл, что ел на обед/ завтрак,  в каком платье была учитель или подружка, какую книжку им читали и пр.

Освойте различные мнемотехники для улучшения запоминания информации.

Мнемотехника “цепочка” или “репка” подходит для запоминания ряда слов. Нужно представить каждое слово в виде образа, и затем мысленно присоединить его к следующему слову. Важная деталь – образы должны быть равными по величине.

Мнемотехника “метод Цицерона” или “карта” также хорошо подходит для запоминания ряда слов. Каждое слово также представляется образом и раскладывается на хорошо известной территории – в квартире, в комнате, на столе. Затем нужно представить привычный маршрут следования и/или действий и просто “видеть” слова/образы. Например: захожу в квартиру – на коврике лежит апельсин, включаю свет – на выключателе приклеен слон, и т.д.  Все образы также должны быть равной величины.

Мнемотехника для запоминания цифр очень хорошо помогает для запоминания номеров телефонов и прочей цифровой информации. Каждую цифру нужно представить в виде фигурки или некоего образа. Затем из образов составляется цепочка, которая запоминается так же, как и цепочка слов.

Как тренировать память дома? Полезные советы

Для развития памяти необходима комплексная работа. Помимо постоянных тренировок памяти:

–  Обеспечьте ребёнку полноценное питание. Он должен получать в достаточном количестве витамины, особенно витамины группы В, жирные омега кислоты и магний. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. 

Обеспечьте правильный режим дня. Ребенок должен иметь достаточное количество часов для сна. Сон необходим для восстановления  и снятия нервного напряжения, которое может вызвать сложности с запоминанием или воспроизведением информации. Как справиться с бессонницей?

Запишите ребенка в спортивную секцию. Спортивные нагрузки помогают работе мозга.

Больше гуляйте. Обеспечьте ребенку возможность получения достаточного количества кислорода.  

Выполняйте кинезологические упражнения. Они помогают работе мозга и снимают лишнее напряжение.

Освойте с ребенком дыхательную гимнастику. Это поможет ему научиться контролировать свое тело, снимет лишнее напряжение и увеличит  насыщение мозга кислородом.

Как тренировать память и внимание детей в домашних условиях? Игры и упражнения

10 способов развить память

Игры для развития памяти дома:

  •  Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) – как в прямом, так и в обратном порядке.
  • Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу – не связанные.
  • Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
  • Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
  • Играйте в карточки – найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
  • Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка – обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено – тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось – добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
  • Сравни списки. Разновидность игры “поход в магазин”. Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка – за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка – найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже “купил”).
  • Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
  • Поиграйте в поход в “темноте”. Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
  • Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.

Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе – довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

Спасибо, что прочитали эту статью.