Упражнения для развития мелкой моторики ребенка с овз

Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика, часто нарушена координация движений. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Моторное развитие ребенка также связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Развивая моторику мы создаем предпосылки для развития высших психических функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на становление речи.

Существует большой количество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук:

  • Массаж кисти и ладони: родитель массирует саму ладошку ребенка, и каждый палец по отдельности.
  • Пластилиновые картины: ребенок разминает пластилин, скатывает колбаски, шарики и растирает пластилин пальцем по бумаге или картону
  • Пальчиковые куклы. Веселый способ разработки движения каждого пальца в отдельности
  • Игры с ребенком на повторение позы пальцев (просите сложить пальчики так же как у вас)
  • Игры с узелками: завязывание узлов, бантов, повторение сложных узлов.
  • Лепка фасолью, горохом, семечками по пластилину
  • Использование пальчиковых красок не только учит чувствовать движение пальцев по отдельности, но и регулирует эмоциональное состояние ребенка
  • Лепка из глины. Более вязкий чем пластилин материал глина помогает развить силу ладоней
  • Использование бусин и бисера для творчества.

Также для развития мелкой моторики рук используют нестандартное оборудование: природный материал, пробки, бигуди, пипетки, прищепки, бумага, карандаши, нити, тесьма, вода, песок.

Дидактические игры и упражнения для развития моторики

  • Игра «Карусели»-для её изготовления использовали, простую вешалку для бокалов и чашек. Дети вешают на крючки рыбок разной величины, например: «Повесь большую рыбку на красную ленточку». Дети развивают мелкую моторику руки, осваивают понятия величины, цвета, предметов.
  • Пробочный тренажер. Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Дети собирают из пробок различные предметы (геометрические фигуры, ёлочка, пирамидка, домик). Можно, натягивая резиночки в разном направлении, сделать листочек, ракету, домик и другие предметы. Эта игра развивает моторику, воображение, фантазию творческие способности ребенка.
  • «Игры с крупными бигуди» — здесь дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
  • Игра «Загрузи машину» — большая банка из под чупа-чупсов в виде машины, с вырезанными в ней отверстиями разной формы и величины. Можно закладывать различные предметы (пуговицы, монетки, геометрические фигурки, карандаши, пробки).
  • Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Пластилин можно разминать и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
  • Игры с прищепками. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Варианты игр:

«Верёвочка» -игра с прищепками на развитие моторики и конструктивного мышления: «Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка), «Кто быстрее наденет 10 прищепок?», «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая», «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.», «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.», «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)».

«Волшебный ряд» — игра на развитие моторики, пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных. Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам» — ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам» — ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

  • Игры с шестигранными карандашами.

Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Игра «Утюжок» — прокатывание карандаша по поверхности стола. Инструкция: «Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу»

Тюх -тюх –тюх

Мой незаменимый друг

Под рукой пыхтит утюг.

Как корабль по волнам,

Он плывет по простыням.

Игра «Добывание огня» — прокатывание карандаша между ладонями. Инструкция «Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?»

Онь-онь-онь,

Я добуду огонь,

Он жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет.

Игра «Горка» — скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Инструкция «Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.»

Громыхала громко горка,

И кричал «Урааа!» Егорка,

И кричал «Урааа!» Денис,

Улетая быстро вниз.

  • Игры с бумагой.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

  • Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

  • Игры с пуговицами
Читайте также:  Форма бланка выписки из истории развития ребенка

Пуговичный массаж — заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

  • Игры с крупой, бусами

«Божьи коровки» («Черепашка», «Ракушка») — круглые тряпичные мешочки, в виде божьих коровок, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней — гречневая крупа, в более крупной — горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

  • Игры с крупами

Можно прятать ручки в крупе, пересыпать крупу, «Дождь, град», «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка», «Найди игрушку», Игра «Золушка», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

  • Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

  • Игры с песком

— Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

— Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

— Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

— Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

  • Игры с водой

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

— Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску  сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

— Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

  • Игры с веревочкой

Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Источник

Картотека игр с детьми ОВЗ для развития мелкой моторики

 Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи.

Навыки тонкой моторики:
•способствуют развитию речи и мышления ребенка;
•помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
•позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;
•способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).
Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.
Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые я стараюсь использовать при работе с детьми.

О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно.«ЗАСТЕЖКИ»
Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться, упражняйте детей в застегивании и расстегивании пуговиц на одежде, пряжках на сандалиях, ремнях.
Так же можно сделать «застежки» из подручных материалов:«Длинная дорожка»
Нарезать небольшие полоски плотной ткани, на одном конце сделать петельку, а на другом пришить пуговицу – пристегивать полоски друг к другу.«Полянка»
Взять кусок ткани, пришить к нему в разных местах пуговицы разных размеров, вырезать из клеенки или ткани фигурки (цветы, животные, геометрические фигуры и др.) и сделать (вырезать) петельки (по размеру пуговиц) – пристегивать фигурки к «полянке», подбирая петельки по размеру пуговиц.«Сделай игрушку»
Вырезать из ткани части предмета. Например, зайка – ушки, лапки, голова, туловище – все отдельно. На одном конце детали пришить пуговицу, а на другом сделать петельку. Пристегивать части игрушки друг к другу, чтобы получилось целое изображение. Можно сделать животных, домик, веточку с листьями, цветок и др.«ШНУРОВКИ»
В быту – это шнурование ботинка и других предметов, где возможно плетение.
Продается множество готовых шнуровок.
Шнуровки можно сделать и самим из кусков старых ремней или вырезать из мягкой пластмассы (из бутылок от шампуня) или кусочков линолеума, проделав в них дырочки.
Лучше начинать с самых простых – несколько дырочек и один шнурок. Сначала поочередно вдевать шнурок в дырочки по порядку в один ряд – получаются прерывистые полоски, аналогично шнуровать по краю заготовки. Затем использовать два ряда дырочек и выполнять по показу разнообразные плетения – вертикальные и горизонтальные полоски, наискосок, перекрещивание.
Затем использовать плетение из нескольких шнурков разных цветов.
И только после этого приступать к шнуровкам из частей — шнурование маленьких фигурок к заготовке с дырочками.
Шнуровки могут быть разнообразными – все зависит от вашей фантазии.
Все задания сначала выполнять по показу и приступать к более сложным работам только после того, когда ребенок научится справляться самостоятельно с простыми работами. Запаситесь терпением, так как шнуровки даются детям нелегко и требуется ваша помощь.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка картинки

«

ЗАВЯЗКИ»
Это завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков, узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме: завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные предметы и игрушки.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«ШТРИХОВКИ»
Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур.

«ОБВОДКИ»
Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии — квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.
Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.

«РАСКРАСКИ»
Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.

«ЛЕПКА»
Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.
Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т.д.«АППЛИКАЦИЯ»
Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.«мозаики»
Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т.д.«КОНСТРУКТОР»
Различные виды конструкторов — дети выполняют предлагаемые задания сначала с родителями, а потом самостоятельно по образцу: сложить из кубиков постройку по образцу и по памяти; сложить из палочек елочку, домик, треугольник, квадрат и т. д.«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу.
Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие.
Детям очень нравятся потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил» и т. д.
Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков.«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»
Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

• начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;
• выполняйте движения и правой, и левой рукой;
• движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;
• упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;
• прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки;
• используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему;
• при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе.
Вот несколько упражнений:
• прокатывание карандаша между ладонями;
• растирать центр ладони концом карандаша;
• упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;
• удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.);
• «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);
• «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами;
• слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
• прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе;
• «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»
• Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук.
• Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика.
• Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами.
• С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.«ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ»
Для упражнений можно использовать плоские пуговицы разного цвета и размера.

Некоторые упражнения:
• разложи пуговицы по цвету – на цветные тарелочки; цветную бумагу; цветные контуры (колечки), нарисованные фломастером;
• выбери большие (маленькие) пуговицы;
• найди одинаковые пуговицы;
• цветные дорожки – чередование по цвету, размеру;
• выкладывание по контуру (линия, круг, квадрат и т.д.);
• собери пуговицы в ведерко;
• сосчитай пуговицы ( до трёх)
• найди самые красивые пуговицы (помогите ребенку объяснить, чем они понравились);
• пальчики ходят – поставить средний и указательный пальчики на пуговицы, и передвигать их по столу.

«ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ»

«Вешаем платочки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок и платочки, нужно повесить платочки на веревку и закрепить их прищепками.«Веселые фигурки»
Вырезать из цветной ткани или пластика геометрические фигуры, затем прикреплять к ним подходящие по цвету прищепки так, чтобы получилась знакомое изображение: солнышко, елочка, ежик, травка, дождик и др.

Читайте также:  Ребенок субъект социального развития

«Массаж»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)

«ЛАСКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

Это игры с мягкими игрушками. Игрушки должны быть детям хорошо знакомы.
Упражнения:
• сначала обследовать игрушки, затем спрятать 2-3 игрушки в мешочек или коробку, ребенок должен с закрытыми глазами на ощупь узнать игрушку (назвать или показать на картинке);
• найти на ощупь названную игрушку;
• игра в прятки: взрослый прячет игрушки в разные места, доступные ребенку, а он их ищет (сначала надо ребенку показать игрушки, назвать их и сосчитать);«ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ И КРУПАМИ»

«Орешки»
Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предложите ребенку «очистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелочку, а «очистки» — в другую.

«Золушка»
Два вида материалов. Нужно выбрать более крупные предметы из мелких (манка и горох, фасоль и рис, камешки и песок и др.) или разобрать по двум чашечкам (желуди и каштаны, камни и шишки и др.).

«Найди игрушку»
Насыпать в небольшой таз крупу, горох или фасоль (можно использовать сухой песок) и спрятать (закопать) туда маленькие (около 3см) пластмассовые игрушки от киндер-сюрпризов (5-10 штук), счетные палочки или другие объекты. Ребенок должен их найти и достать. Можно сортировать найденные предметы: счетные палочки в высокую бутылку, а игрушки в широкую банку.

«Рисуем пальчиком»
Манку или сухой песок насыпать на поднос тонким слоем и по нему рисовать пальчиком картинки по показу, образцу или самостоятельно. Чтобы нарисовать следующую картинку поднос надо слегка встряхнуть на весу.

«Наполни бутылочку»
В чашке лежит фасоль. Переложить ее в небольшую прозрачную бутылочку. Брать фасоль по одной: сначала правой рукой, затем левой, затем (если получается) обеими поочередно.
Можно пересыпать крупу из бутылочки с узким горлышком в бутылочку с широким горлышком, из бутылочки в стакан, из стакана ложкой в бутылочку с широким горлышком и др.

«Бусы»
Использовать макароны с дырочками (типа коротких рожков) и нанизывать их на ниточку или шнурок.

«Парочки»
Несколько пар предметов разного качества разложить на два подноса. С одного подноса взять предмет, потрогать его, закрыть глаза и найти такой же предмет на другом подносе (палочки, желуди, каштаны, шишки и др.).

«Найди предмет»
Сначала потрогать все предметы (5 — 7), выложенные на столе, затем закрыть или завязать платком глаза, и по названию найти нужный предмет.
«Узоры»
Сделать на картоне пластину из пластилина (размазывать маленькие кусочки пластилина по картону тонким слоем – 1-2мм). Затем из круп и семечек выложить на пластине узор или изображение и вдавить детали в пластину.

«Хозяюшка»
На поднос насыпать семечки, горох, фасоль, камешки, желуди и др. (2-3 вида, каждого предмета). Взять 2-3 прозрачных баночки и разложить по ним предметы разного вида.

«Дорожки»
На листе бумаги нарисовать линии или крупные геометрические фигуры и выкладывать на линии семечки или фасоль.

ИГРЫ С ВОДОЙ
Играйте с ребенком в ванной различными предметами, показывая как можно переливать воду из одного сосуда в другой, набирать воду в бутылочку, выливать воду из бутылки, переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком, всасывание пипеткой воды и т.д.«ИГРЫ С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, БУМАГОЙ И ТКАНЬЮ».

«Шарики»
Отрывать кусочки бумаги, мять ее и катать из нее шарики. С бумажными шариками можно играть: забивать пальчиком шарик в ворота; перекидывать из руки в руку, выкладывать дорожку и др.

«Фантики»
Фантики от конфет из фольги смять, а затем пальчиком разгладить.

«Внимательные ручки»
Поглаживание тканей разной фактуры и качества правой и левой рукой. Помогите ребенку определить, какая ткань для чего может подойти.

«Намотай клубочек»
Наматывать толстую нитку (как для вязания) на клубок, если не получается, то сначала наматывать ниточку на палочку.

«Коробочка»
В крышке коробки от обуви сделать отверстия разного размера. Рядом, в ведерке или тазике лежат разные по размеру и форме предметы (шарики, бусы, палочки, маленькие игрушки и т.д.). Переложить все предметы из тазика в коробочку так, чтобы предметы соответствовали размеру отверстий в коробочке.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ – ИГРЫ С КРЫШКАМИ»

Для игр и упражнений используются цветные крышки от пластиковых бутылок – в серединке проделать дырочку шилом или накаленным гвоздем.

«Бусы»
Надевать на шнурок цветные крышки в определенном порядке по показу или схеме.

«Запомни и повтори»
Выложить на листе из цветных крышек узор или рисунок, рассмотреть его с ребенком около минуты, обращая внимание на последовательность или главные детали, и накрыть. Выложить на пустом листе такой же узор.

«Крышки»
Закручивание и раскручивание крышек пластмассовых банок, пузырьков и т. д., подбирая нужного размера.

Некоторые полезные советы с которыми хотелось бы вас познакомить:

• Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, в дальнейшем, малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, письмо для ребёнка не будет столь утомительным.
• Не обязательно использовать предложенные игры – их можно найти в книжках или придумать самим.
• Для того чтобы движения руки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
• Уделяйте упражнениям по 10-15 минут в день, и вы заметите, как пальчики вашего ребенка становятся более ловкими, развиваются усидчивость и внимание, а самое главное- речь!
• Находите время для игр со своим крохой, ведь ему так необходимо ваше внимание.
• Играйте со своим сыночком или доченькой с интересом и хорошим настроением – от этого зависит результат упражнений.
• Не забывайте хвалить своё чадо, если даже получилась самая малость!
• Усложняйте задания постепенно, лишь после того, как ребенок будет справляться с легким заданием.
• Помогайте ребенку, если не получается, но помощь должна быть минимальной и необходимой, поощряйте самостоятельное выполнение задания.
• Поощряйте инициативу ребенка в выборе игр.
•Доводите начатое дело до конца, не оставляйте незаконченной работу.

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
РАЗВИВАЙТЕ РУЧКИ ВАШИХ МАЛЫШЕЙ!

Источник