Упражнения для растяжки уздечки языка у ребенка 2 года

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания  уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1.  «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:

    Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. 

    В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.

    На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.

    Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.

Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  •  Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Читайте также:  Игры с ребенком 2 года сова

Поделитесь с друзьями:

Источник

Если вы получили рекомендацию специалиста о необходимости растянуть подъязычную уздечку своему ребёнку и избежать операции, то эти 10 специальных упражнений вам просто необходимы. Так же они помогут в послеоперационный период, если вы приняли решение и согласились на её подрезание.

Возможно, вас еще терзают сомнения: подрезать или не подрезать?

В статье «Подрезать короткую уздечку? Примите решение уже сегодня!» на моём канале «Малясики»,вы можете узнать, что такое подъязычная уздечка, какую роль она играет в жизнедеятельности и нужно ли её подрезать

Существует ряд эффективных упражнений для растяжения короткой уздечки языка. Их апробировали логопеды, родители и отметили отличный результат.

Но, не стоит забывать о главном правиле: «Для достижения необходимых результатов, гимнастику для языка следует проводить регулярно!» Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с логопедом, попросите показать, как правильно выполнять упражнения.

Требования, которые сопровождают манипуляции с языком:

· Ребёнок должен находится в спокойном состоянии: не возбуждён, не расстроен, не уставший

· Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы малыш видел своё отражение и мог себя контролировать

· Время проведения 10 – 15 минут

· Движения выполнять медленно с максимальной отдачей

· Между упражнениями делать перерыв: закрывать рот, облизывать губы, сглатывать слюну. Данная тренировка в правильном выполнении – большая физическая нагрузка на артикуляционный аппарат, поэтому отдых в 5-10 секунд необходим.

Комплекс упражнений:

1. «МАЛЯР» — Рот широко открыт — это домик языка. Язык – это маляр, который пришел красить потолок. Кончик языка – кисточка с краской. Начинаем красить «потолок». Проводим по нёбу кончиком языка от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть неподвижна (пол не поднимается!). Комментируйте ребёнку: «Маляр-язык красит медленно, аккуратно, так чтобы краска не брызгала в разные стороны. «Прокрасить» потолок надо полностью». Движения выполнять до 10 раз.

2. «БАРАБАН» — рот превращается в большой барабан – широко отрыт. Язык – это барабанная палочка. Скажите малышу: «Будем бить в барабан». Четко и многократно произносить звук [Д]. Вы заметите, что непроизвольно рот начнет закрываться. Спокойно, плавно своим большим пальцем опустите нижнюю челюсть вниз.

3. «ДОТЯНИСЬ ДО НОСА» — рот открыт, высунуть язык и тянуться им вверх, к носику. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть не мешали, были неподвижны. С каждым разом язык будет всё ближе к носу. Мы ведь тянем уздечку!

4. «КАЧЕЛИ» — пора покачать наш язычок. Рот также широко открыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на счет «раз». На счет «два» опускается за нижние зубы. Нижняя челюсть не качается, она не подвижна! Упражнение выполнять до 10 раз в каждом направлении.

5. «ФУТБОЛ» — Раз, два, три, забивать начнем голы. Объясните малышку, что открытый рот – это футбольное поле, щеки – ворота. Язычок станет футбольным мячом. В зеркало нам видно весть матч. Смотрим, как язык – мяч залетел в правые ворота, затем в левые ворота. При этом считаем забитые голы. В конце, на счёте 10:10, побеждает дружба. У всех перерыв (5-10 секунд)

6. «КОТЁНОК» — это станет любимым упражнением! На небольшую тарелочку положите немного варенья, йогурта, сметаны, мороженного (на ваше усмотрение). А теперь дайте ребёнку облизать это лакомство, как котёнок – язычком.

Дополнительные «вкусные» упражнения вы найдете в статье «Даём сладости и «запускаем» звукопроизношение ребёнка» на канале «Малясики»

7. «ГРИБОК» Покажите ребёнку модель грибочка с помощью рук. Для этого прямую ладонь горизонтально положите сверху на прямые вертикальные пальцы другой руки. Изображая шляпку и ножку гриба. Малыш повторяет ручную модель. Теперь такой же грибок «вырастет» во рту. Шляпка – это язык, ножка – это уздечка. Рот открыт на столько, сколько позволит длина уздечки. Язык надо присосать к нёбу, тогда уздечка станет тонкой ножкой вашего грибочка. Удерживайте такое положение как можно дольше. Сначала это может быть 2-3 секунды, со временем увеличится до 10-15.

8. «ГАРМОШКА» — это упражнение возможно сделать, только после того, как ребёнок научится удерживать «язык — грибок». Что для этого нужно? Прилепить язык к нёбу, закрывать и открывать рот, растягивая уздечку, имитировать игру на гармошке.

9. «ЛОШАДКА» — неторопливо цокать язычком, изображая лошадку. Рот широко открыт! Нижняя челюсть не подвижна! Язык должен щелкать всей своей поверхностью, а не только кончиком! Если у малыша не получается упражнение «Грибок», то видя в зеркало, как щелкает язык, прилипая при этом к нёбу, можно увидеть, как появляется «грибочек». На команду «Замри!» в верхнем положении языка, вы со временем научите ребёнка удерживать «Грибок».

10. «ДОТЯНИСЬ ДО ПОДБОРОДКА» — аналог упражнения №3 «Дотянись до носа», только язык при этом упускаем вниз, как можно ниже. Чем дальше он будет тянуться, тем сильнее будет растяжение уздечки.

Здоровья Вам и вашему карапузу!

Подписывайтесь на канал, ставьте «лайк» и читайте еще больше о развитии ребенка

Источник

евгения ковалевская
Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

«Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Читайте также:  Можно ребенку 2 года доктор мом мазь

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка недостаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

— может вызывать затруднение движения языка, так как не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые «верхние звуки», т. е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

— может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

— может быть и причиной нарушения звукопроизношения

– в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:

• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери.

• запрокидывает голову.

• при сосании чмокает и плачет.

2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.

3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку (уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной, слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична, данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно.

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка — это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении).

Внимание! Родители!

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки — а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце».

Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце, намазанное вареньем или чем то другим.

Можно тянуться языком за ложечкой.

2) «Качели»

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

5) «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6) «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

7) «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

8) «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

9) «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

10) «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

11) Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

— Во дворе горка, —

Читайте также:  Ребенку 2 года очень важно знать

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

— Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу — вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

— В этой норке

— Крот стережет норку.

Источник

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается  произношение звуков,  требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

      Едем, едем на лошадке
     По дорожке гладкой.
     В гости нас звала соседка
     Кушать пудинг сладкий.  
     Мы приехали к обеду,
     А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 Я стою на ножке тонкой,

 Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

        На гармошке я играю,
        Рот пошире открываю,
        К нёбу язычок прижму,
        Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук  Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.    

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  2. Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.
  3. Косинова Е. М. Уроки логопеда  — М.: ЭКСМО, 2003 г.
  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Источник