Упражнения для физического развития ребенка

Статьи

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Внеурочная деятельность

Физическая культура

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, жизнерадостными и активными. Во многом развитие организма дошколят и уровень их функциональных возможностей и работоспособности связан с физической активностью. Мы подготовили для вас комплекс упражнений, который поможет не только укрепить здоровье, но и развить творческие способности. На занятия достаточно выделить 10-20 минут в день.

20 мая 2020

Плюсы занятий спортом:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
  • спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
  • активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.

Занимаемся спортом дома

Развить у ребенка умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве можно благодаря зарядке в домашних условиях. Утренняя зарядка — залог бодрости и хорошего настроения на весь день! Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют развить ловкость, координацию движения и мышечную силу.

Физкультура с улыбкой.jpg

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. В домашних условиях обувь при зарядке можно не надевать, но обязательно оставьте носочки. Стоит избегать крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать и создавать неудобства при активном движении.

Просторное место для занятий

Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы. Хорошо, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки. Можно использовать коридор и бег «по краю» ковра.

«Ступеньки

УМК «Ступеньки к школе»

В этом пособии представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия познакомят дошкольника с правилами гигиены, основами рационального питания, помогут понять важность соблюдения режима дня и занятий физической культурой. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Купить

Из чего состоит зарядка

Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой.
Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. Главная и самая правильная форма физического воспитания — игровая. Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки.

Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:

  • Разминка
  • Основной комплекс
  • Завершающий этап

Разминка

Самое важное правило — «не навреди». Прежде чем начать занятия, обязательно предложите малышу разогреться. Пусть он немного походит на месте (перешагивая с ноги на ногу), после этого пробежится (или на месте или по комнате), помашет руками. Вместе с ребенком проделайте все заданные движения, покажите, как правильно их выполнять на своем примере. Во время маршировки самое время начать рассказывать задумку гимнастического комплекса (Спасение планеты мармеладных мишек, Выполнение квеста от игрушечного динозавра), стихи или истории, подбадривающие на зарядку.

Веселая зарядка.jpg

Основной комплекс

Когда ребенок уже хорошо разогрел мышцы, можно приступить к основным упражнениям комплекса. Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.

Завершающий этап

В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать.
Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы. 

Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку. 

Упражнения для рук и плеч

  • «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
  • «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
  • «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
  • «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.
Читайте также:  Выготский развитие трудного ребенка и его изучение

Ручки вверх.jpg

Упражнения для ног

  • «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда. 
  • «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
  • «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц. 
  • «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота». 

Упражнения для туловища

  • «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу. 
  • «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
  • «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо.  Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени! 
  • «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

Прыжки.jpg

Растягиваемся

  • «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение.  Мяукать разрешается! 
  • «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки.  Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил. 
  • «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
  • «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону. 

«Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет. Учебное пособие

Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет. Учебное пособие

В пособии представлены задания, направленные на развитие у ребёнка 5-7 лет умений познавать мир, изучать свойства и отношения предметов и явлений, находить, запоминать, сравнивать, сопоставлять объекты, проводить несложный анализ. Постепенное усложнение заданий способствует развитию памяти, воображения, мышления.

Купить

ВАЖНО: если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем.

Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

Желаем вам хорошего настроения и здоровья!

Университет детства.jpg

Источник

Предлагаем вам комплексы упражнений для детей до 6-ти месяцев и от полугода до года.

Упражнения для развития двигательных навыков у детей до 6-ти месяцев

Комплекс упражнений для детей с рождения до полугода вводится постепенно во время ежедневного массажа и предполагает постепенное ознакомление малыша с базовыми движениями, развитие групп мышц, позволяющих постепенно освоить необходимые навыки (держание головы, переворот со спины на живот и обратно, умение сидеть).

Читайте также:  Развитие ребенка средствами русского народного творчества

Основные правила проведения занятия:

  • После еды прошло 30 минут;
  • Малыш в хорошем настроении;
  • Длительность упражнений начинается с 10 секунд, постепенно увеличиваясь до 5-10 мин;
  • Удобная жесткая поверхность, покрытая пеленкой;
  • Хорошее настроение малыша и мамы.

Рекомендуется проводить упражнения под фоновую классическую или другую музыку. Не стоит волноваться или бояться, вводя новые упражнения. Внимательно следите за выражением лица крохи, при малейшем изменении настроения прекратите выполнение и перейдите к привычным для крохи разминкам.

Физкультура с младенцем. С чего начать

  • Выкладывание на живот.

Первым и основным упражнением для новорожденного ребенка становится выкладывание малыша на живот для укрепления мышц шеи и спины. Первоначально это осуществляется один раз в день на несколько секунд, постепенно увеличивая количество подходов (к месяцу до 3 раз в день), с удлинением интервала нахождения в положении на животе до 10 сек., к трем месяцам длительность увеличивается до 30 сек.

  • Прогулка.

Укреплению мышц спины и ног способствует упражнение с ногами крохи. Уложив малыша на спину, возьмите в руки его голени и медленно поочередно поднимайте их к животику. Повторив упражнение 5 раз, поднимите к животику обе ноги вместе. Передвигайте ножки по кругу, имитируя поездку на велосипеде. Поднимая две ножки к животику, потихоньку разводите их в стороны, приводя малыша в позу лягушки.

  • Хлопки.

Возьмите в ручки малыша, предложив ему большой палец для захвата. Сгибайте руки крохи в локтях. Поднимайте в вверх. Сводите вместе.

  • Хватай.

Приблизительно в 2 месяца можно предложить малышу, лежащему на спине, свои большие пальцы для захвата. Хорошо использовать различные погремушки, привлекая внимание крохи к звуку с обеих сторон.

  • Поднятие туловища.

Научившись хватать ваши большие пальчики, малыш начнет стремиться подниматься. Не нужно помогать ему в этом. Пусть ваши руки находятся на одном уровне, поднимайте выше только с самостоятельным поднятием плеч ребенка.

  • Дотянись.

В три месяца малыш уже будет хорошо держать голову в положении лежа на животе. Для развития мышц шеи и позвоночника хорошо стимулировать удержание туловища на локотках и тянуться за игрушкой, выложенной перед глазами.

  • Перевороты.

Положите малыша на спину. Возьмите его правую руку и заведите ее за левое плечо, приподнимая корпус крохи. Позвольте малышу самостоятельно перевернуться на живот. Повторите упражнение в другую сторону.

Эти упражнения можно продолжать использовать и по достижению крохой полугодовалого возраста как базовый комплекс, исключая ненужные по мере изучения новых.

Упражнения для развития двигательных навыков детей с полугода до 12-ти месяцев

С 6-ти месяцев у малыша начинается новый этап. Освоив базовые движения, нарастив силу мышц рук и ног, достаточно укрепив спину, кроха начинает готовиться к научению навыку ходьбы. Для облегчения преодоления этого этапа хорошо применять ряд упражнений, добавляемых к основной гимнастике.

  • Основы ползания.

В положении лежа на животе зафиксируйте одну ступню рукой, вторую ногу необходимо несколько раз согнуть. После этого оставьте ногу малыша в согнутом положении, сделав свободной рукой упор. Малыш, повинуясь рефлексу, оттолкнется от нее. Повторите со второй ногой.

  • Я сижу.

Уложив малыша на спину, предложите ему для захвата два больших пальца. Придерживая остальными пальцами руку, помогите малышу самостоятельно поднять туловище в положение сидя. Зафиксируйте карапуза на несколько секунд, опустите обратно. Повторите упражнение. После освоения этого упражнения, усложните его, предложив малышу самостоятельно подняться, держась только за одну руку.

  • Уголок.

В положении лежа на спине возьмите ноги малыша за голени и поднимите их вверх под углом в 90 градусов. Зафиксируйте элемент. Опустите обратно. Повторите несколько раз.

  • Наклоны.

После полного освоения навыка сидения необходимо переходить к обучению ходьбе. Для этого нужно дополнительно укреплять мышцы спины. Поднимите малыша на ножки, придерживая за талию. Помогите ему наклониться и подняться. Повторите несколько раз.

  • Встаем.

Из положения лежа помогите малышу сначала сесть, потом встать, держась за ваши руки. Дайте ему освоиться в новом положении.

Достаточно развив мышцы спины, рук и ног, понимая принцип поднятия собственного туловища, карапуз достаточно быстро начнет в игре пытаться подняться, ухватившись за ближайшие предметы. В этот период нужно быть очень внимательным и не оставлять кроху без присмотра на высоте.

Читайте также:  Зеньковский о воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Каждый ребенок развивается с собственной скоростью и осваивает базовые навыки в свое время. Чтобы этот процесс протекал легко и быстро, крохе необходима ваша помощь. Используя описанные упражнения, вы стимулируете нужные группы мышц, подталкивая организм быстрее осваивать новые возможности.

Готовясь к появлению на свет крохи, помните, что успехи в освоении знаний и умений идут рука об руку с физическим взрослением организма. Ваше внимательное отношение к развитию двигательных функций, гармоничному росту и становлению всех внутренних систем – путь к умному и здоровому карапузу.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца «Данс-холл» Андрей Малков и его воспитанник Миша (6 лет).

1. Приседания

Эффект: укрепляет мышцы ног.

Техника выполнения:

  • Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.
  • Спина прямаяю
  • Пятки прижаты к полу.
  • Выполнять от 20 до 50 раз в зависимости от физической подготовки ребенка.

2. Отжимания

Эффект: укрепляются мышцы рук, груди. Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы.

Техника выполнения:

  • В зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко — прорабатывается грудная часть.
  • Корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки.
  • Выполнять максимум 10 раз.
  • Еще один вариант выполнения — плавно опуститься на пол в такой очередности: колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение.

3. Берпи

Эффект: развитие общей выносливости. В работу включаются ноги, пресс, корпус, руки. Выполняется в шесть этапов.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — стоя.
  • Упор присев.
  • Выпрыгивание двумя ногами в упор лежа.
  • Полностью лечь на пол, выполнить отжимание.
  • Подтянуть ноги к груди, оказавшись вновь в положении упор присев.
  • Выпрыгнуть вверх, сделав во время прыжка хлопок руками над головой.
  • Выполнять 10 раз.

На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения.

4. Пресс

Эффект: укрепление мышц пресса.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки за голову или руки вдоль тела прямые.
  • Первыми ребенок тянет руки, создавая инерцию, затем поднимается голова, плечи, скручивание делается постепенно, руками дотянуться до носочков — чтобы в этот момент растяжения отдохнуть.
  • Плавно опуститься назад.
  • Нельзя резко падать прямым корпусом назад и резко подниматься вперед.
  • Для удобства выполнения можно придерживать ноги ребенку или зацепить носочки за основание дивана, чтобы ноги при подъеме не отрывались от пола.
  • Выполнять 10–15 раз.

5. Лодочка

Эффект: укрепляются мышцы поясничного отдела.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на животе, руки прямые вдоль пола, стопы вместе.
  • Одновременно ребенок поднимает обе руки и обе ноги, создавая напряжение в пояснице.
  • Замирать в таком положении не нужно.
  • Выполнять 20 раз.

6. Закидывание ног за голову

Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.

Техника выполнения:

  • Исходное положение — лежа на спине.
  • Постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы.
  • Упор при этом на плечи, не на шею и голову.
  • Выполнять 10–15 раз.

ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.

Узнайте, что еще мы попробовали на личном опыте:

  • Испытано на ребенке. Кому и зачем нужны уроки ритмики?
  • Как привести тело в форму после родов: личный опыт
  • Тайский массаж: экономим и расслабляемся 

Елена Юрьева

Источник