Развитие ребенка средствами русского народного творчества

Консультация для воспитателей

Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие

Фольклор — это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными — они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение — неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие — по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, детское творчество — то, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни — в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Пестушки — это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок«,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока, накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького — мизинца, но лентяя.

Прибаутки — песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — Золотом Гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке — Рябе; о зайчике — Коротенькие Ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение — основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: «Тили — бом, Тили — бом».

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик — мальчик».

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой — движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом — это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок — петушок» — всего один персонаж и очень простое действие. Здесь — образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха — ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку — рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения — одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном — об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях «Лошадка», «Мишка», «Зайка».

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда — это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок — один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» — о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства — определяющий этап в развитии человеческой личности.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством общения — речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения — диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка — муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька — мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения 3. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках», О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор — душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера

Источник

Ирина Рябова
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

«Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта, и широкого знания жизни». М. Горький.

Во многом эти знания дает народное творчество — вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по — новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с детства.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии.

Народные произведения — итог многовековой людской мудрости творчество многих поколений. Поэтому с раннего возраста нужно начинать знакомить детейсо всеми видами фольклора: песенками, сказками, закличками, загадками, пословицами и поговорками, хороводами, народными играми. В русском фольклоре сочетается слово, напевность, ритм. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей со сказками, поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей, доставляют ребенку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа. Устное народное творчество делает пребывание ребенка в детском саду благотворным, радостным. Это творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь его становится более интересной и содержательной. Дает возможность детям почувствовать себя частью своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое своего народа.

Яркие и образные изделия декоративно — прикладного искусства — первые прикосновения к миру народной культуры, всегда вызывают у детей восторг, изумление.

Очень важно знакомить дошкольников с народно-прикладным искусством Дымки, Хохломы, Городца, Гжели. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. В нем проявляются лучшие черты народа, мудрость, смелость, стремление к красоте.

Рассматривая прекрасные росписи на прялках и других предметах быта; посуде; узоры на кружеве и вышивке; причудливые игрушки, дошкольники знакомятся с изделиями народных промыслов, так мы приобщаем их к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни. Через народное искусство ребенок, познает традиции, обычаи, особенности своего народа.

Народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Чтобы дети проявляли любознательность к предметам старины, мы вместе с родителями создали мини-музей «Русская изба» с предметами народного быта. Дети с интересом рассматривают сундук, печь, чугунок, рогач, рубель, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский народный костюм и другие экспонаты. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ознакомление с народным творчеством проходить в «избе». От каждой встречи дети получают удовольствие. С каким восхищением и радостью загораются глаза детей, когда они посещают музей. Дети погружаются в мир русской старины, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

Важно знакомить детей с обрядовыми праздниками. Они связаны с различными сторонами общественной жизни человека, с трудом. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, дает хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, проявляют чувство гордости за свое Отечество.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В них много юмора, шуток, задора. Движения сопровождаются веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Народная игра формирует у детей культуру, сохраняет здоровье и здоровый образ жизни.

Одна из форм приобщения ребят к культурному наследию — это праздники и посиделки. В такие праздники можно включать народные песни, игру на народных инструментах, хороводы, частушки, игры. При подборе материала к празднику необходимо учитывать возрастные возможности детей. Русский народный костюм, ряжание участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей. Использование русского костюма способствует пониманию детьми народного русского характера. В праздничные посиделки включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их. Именно они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Приобщение детей к народному творчеству дело трудоемкое, но востребованное. Наша задача — зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, помочь нам, взрослым воспитать патриотов. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.

Источник