У совенка ребенок 1 год

У совенка ребенок 1 год thumbnail

Еще с самого раннего детства младшая дочь негласно “заявила” всей семье, что она “сова”. Ложились, несмотря на чтение сказок и колыбельные, около 11 – 12 часов ночи, а вставали в 9 – 10. Когда начался детский сад, то стало еще трудней, ведь выдержать до ночи на ногах после трудового дня проблематично, а встать на работу вовремя и собрать всю семью – необходимо. Сейчас режим немного откорректирован, но все равно приходится контролировать ежедневно весь распорядок ребенка. Рассмотрим разные подходы к данной теме. Стоит ли действительно “ломать” режим, и как наладить его, чтобы ребенок высыпался?

Вариант 1. Не “ломаем” биологические ритмы

Грудной ребенок спит около 20 часов в сутки. Затем количество сна уменьшается, а бодрствования, наоборот, увеличивается. В период взросления кроха может периодически вставать очень рано, а временами режим дня смещается в другую сторону. И это нормально. Только лишь к 6 – 7 годам у большинства детей хронотип устанавливается окончательно. Становится понятно, кто подрастает в семье – “жаворонок” или “сова”.

Почему ребенок рождается совой

Менять режим бессмысленно?

  • В Японии ученые пришли к выводу, что принадлежность к одной из двух категорий объясняется, в первую очередь, наследственностью. Кроме биологической предрасположенности на режим сна оказывает влияние еще и темперамент. Другими словами, “совы” и “жаворонки” уже таковыми рождаются и переделывать бесполезно.
  • Некоторые специалисты выдвинули теорию, что принадлежность определяется по времени рождения: с 4 до 11 утра – “жаворонок”, после 16.00 – “сова”, в остальное время рожденные будут “голубями”.
  • Судя по отзывам мам, их режим сна и бодрствования также переходил к ребенку. Если мама – “сова” продолжала соблюдать свой привычный режим во время вынашивания малыша, то и после рождения они вдвоем с ребенком утром спали до одинакового часа, да и вечером ложились так же. Ребенок продолжает жить по “заданному” еще в утробе времени.
  • Но такое совпадение возможно, если мама рана ушла в декрет или вообще не работала, могла позволить себе полностью “отдаться” вынашиванию ребенка, а такую “роскошь” в современном мире могут себе позволить далеко не все. Многие беременные женщины продолжают работать до 7 – го месяца беременности, когда по закону имеют право уйти в декрет.
  • После рождения крохи нагрузка удваивается: нужно вставать на ночные кормления, а утром приниматься за повседневные дела. Если ребенок – “сова”, то утренние пробуждения нередко превращаются в хождение мамы вокруг кровати с будильником в руках до последнего, пока ребенок не встанет. В результате – нервы и слезы, опоздания в детский сад, школу и на работу.

Мама ждет подъема ребенка

Но даже при этих обстоятельствах некоторые специалисты категорически не рекомендуют “ломать” режим и подстраивать его под график всей семьи. В результате ребенок начинает страдать бессонницей, и дело может дойти даже до неврозов. Налицо психологическое, эмоциональное напряжение и вред физическому здоровью ребенка.

Что делать родителям

Идеальный вариант – выбрать школу или детский сад со второй сменой. Но далеко не всегда есть возможность найти заведение с таким режимом работы. По этой причине задолго до поступления в детский сад от родителей потребуется плавно перестроить режим дня своей “совушки”.

  1. Лучшее время – лето. Время отпуска позволит немного поэкспериментировать и без напряжения выбрать самый приемлемый вариант для всех. Попробуйте сдвинуть время подъема и засыпания примерно на 1 час. На больший промежуток лучше не пытаться, потому что ребенок сразу почувствует разницу, будет капризничать и нервничать.
  2. Сдвиньте период максимальной активности и подвижных игр на послеобеденные часы. Однако за несколько часов до сна приостановите подвижные игры и переходите на спокойные занятия: ужин, принятие ванны, совсем маленькому ребенку можно сделать расслабляющий массаж, почитать книгу более старшему малышу, послушать спокойную и тихую музыку, сделать в комнате приглушенный свет.
  3. Перед самым сном исключите все выяснения отношений. Если вы за день не успели заняться воспитанием, то перед сном – не самое лучшее время. Ребенок не должен ложиться спать с тревогой в душе или чувством вины. В результате он плохо спит или вообще долго не может уснуть. Укладывайте спать только в хорошем настроении.
  4. Чтобы ускорить засыпание, еще с малых лет придумайте некий ритуал (чтение сказки или разговор про самое хорошее событие дня). Важно: никогда не пропускайте его, даже если есть большое чувство усталости.
  5. Утром заводите себе будильник пораньше, и ребенка – “сову” начинайте будить постепенно. Таким детям нужно немного больше времени, чтобы проснуться как следует. Чтобы больше времени осталось на момент просыпания, одежду приготавливайте с вечера.
  6. Часто ребенок “сова” категорически не хочет завтракать. Что неудивительно – его организм еще не “пробудился” для еды. Сделайте сыну или дочери с собой что-нибудь вкусное.

Чтение сказки на ночь

Попытайтесь приучить свою семью делать утреннюю зарядку. Это прекрасное средство почувствовать бодрость и активно начать день. Даже если не получиться соблюдать правило в первое время, не сдавайтесь. 10 – 15 минут легких физических упражнений под любимую музыку рано или поздно заставят домочадцев войти в новый жизненный ритм. При этом учитывайте, что ребенку – “сове” нужно больше времени, чтобы присоединиться к остальным, умыться и просто открыть глаза.

Вариант 2. Идем в ногу со временем

А оно диктует режим “жаворонков”. В современном мире спать до 11 – 12 часов дня – роскошь непозволительная. Ритм жизни очень высокий, за день приходится успевать сделать огромное количество дел. Как известно, такой график для “сов” достаточно проблематичный, поэтому, согласно другой теории, за 21 день можно плавно перестроиться хотя бы на режим “голубя”.

В чем плюсы более раннего подъема

  • Если приучить ложиться ребенка спать в одно и то же время каждый день, то ранний подъем перестанет быть таким мучительным. К тому же это полезнее для здоровья. Подъем с рассветом предполагает созвучие с ритмами природы.
  • Если просыпаться раньше будильника, а затем и вовсе без него, то есть достаточно времени, чтобы сделать плавное пробуждение, что сказывается на нервной системе благотворно. День в этом случае начинается не со стрессового вскакивания с кровати с часами в руках.
  • Если у вас уже взрослый ребенок – “сова”, то можно попробовать с ним такой режим дня. В результате утром можно спокойно распланировать весь рабочий день, подумать и помедитировать, и даже успеть сделать какие-то дела в доме. В школу, а затем в институт уже сын или дочь придут полностью проснувшимися, бодрыми и подготовленными к учебному процессу.
  • Вечернее время при таком графике жизни можно посвятить родным и близким, а также организм перестроится, и в 21.00 уже будет хотеться спать после трудового дня без всякого давления со стороны взрослых.
  • По утрам появится время спокойно позавтракать, а не пить на лету чай или сок. Ребенок “сова” после полного пробуждения захочет перекусить, и не уйдет из дома голодным. Известно, что именно энергия, полученная с утренним приемом пищи, дает силы на целый день.
Читайте также:  Ребенку 1 год стал икать часто

Если вечером заниматься спортом уже нет сил, то утром, при наличии лишнего часа времени, вполне можно не только сделать зарядку, но и пробежаться в ближайшем парке.

Утренняя зарядка с детьми

Выбирать, как поступить, остается вам. Но менять резко режим дня жесткими методами не стоит – вы навредите здоровью ребенка, он станет нервным, болезненным и слабым. Передвинуть же плавно время укладывания и пробуждения вполне приемлемо, но потребуется систематичность действий, терпение и добрые доверительные отношения. Тогда ваш “совенок” будет бодрым, веселым и здоровым.

Загрузка…

Источник

развитие ребенка от 1 года до 3 летИтак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот – позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки – так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его – к маме, близким взрослым.

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время,  у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок — другой…

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания,  ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его.  У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.  Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет — открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.            

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны.  Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.
А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать – играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет — в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Итак в этом разделе «Развитие ребенка от года до трех лет» мы предлагаем:

1. Методику комплексного развития ребенка от 1 года до 3 лет:

  • Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес;
  • Развитие ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет;
  • Развитие ребенка от 2 до 3 лет.
Читайте также:  Вес ребенка 1 год мальчику

2. Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

3. Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 3 лет

4. Развитие речи ребенка 1-3 лет

6. Мир вокруг нас

7. Музыка для развития ребенка 1-3 лет

8. Секреты воспитания ребенка 1-3 лет

9. Физическое развитие ребенка

Всего Вам доброго, удачи и попутного ветра в паруса корабля развития Вашего малыша!

Команда сайта «У Совенка».

сайт про развитие детей у совенка


Источник

развитие ребенка от 1 г 3 мес до 1 г 6 месВашему крохе — 1год и 3 месяца. Уверенной поступью он переходит из младенческого возраста в период раннего детства. В чем это проявляется? В развитии и совершенствовании двух отличительных умений Человека —  прямохождения и речи.

Движение…

Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Речь…

Малыш продолжает овладевать речью. В первые три месяца второго года жизни у крохи в активном словаре было примерно 10 слов (в том числе и лепетных): «мама», «папа», «баба», «дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко», «ля-ля» и пр. Этот «запас» сохранился и даже расширился, а некоторые слова теперь выступают в качестве обобщенных. Например, если малютка называет кошку «мя-а-а», то в его лексиконе это слово может обозначить и мягкую, пушистую как кошка – бабушкину шаль! Это значит, что в речи ребенка появились первые обобщения, по сходным признакам предметов.

Что это значит? Многое: например, то, что ребенок внимательно наблюдает за окружающим его миром. Далее, дитя делает попытки разобраться во всей информации, которую предоставляет ему его собственный жизненный опыт, а главное — он уже начинает делать первые сравнения. Пусть малыш пока «откликается» только на внешние признаки предметов – все же это начало логической мыслительной деятельности. Например, уже к полутора годам кроха способен не просто выделить новую или наиболее яркую, бросающуюся в глаза, игрушку, но и заметить сходство и различие во внешнем виде у двух игрушек.

Ребенок еще лучше стал понимать обращенную к нему речь, и, хоть и с большим трудом, начинает повторять услышанные слова.
Считают нормой, если к 1 г. 6 мес. Ребенок может воспроизвести примерно 30-40 слов. Но, конечно же, понимает он в 10 раз больше. Вы замечаете, как ведет себя малыш, когда Вы ему что-то говорите, поете или читаете? Он замирает, вглядываясь в Ваше лицо, он с удовольствием готов Вас слушать!

Овладение разговорной речью начинается именно с ее понимания. Что же нужно сделать для того, чтобы у Вашего сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Об этом читайте в статье «Как научить ребенка понимать речь»

Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.

Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.

Вот почему Ваше общение с ребенком — по его значимости трудно переоценить. Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

Специально для Вас мы подготовили отдельную статью «Примерные развивающие игры с ребенком на втором году жизни (от 1г. 3 мес. до 1 г. 6 мес.)».

Игре на нашем сайте уделяется большое внимание, ибо это лучшая «развивающая методика» для детей, потому что соотвествует их «детской» природе. Поэтому мы создали целые разделы, посвященные настоящим развивающим играм и игрушкам:

— цикл статей «Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет»;

— цикл статей «Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет».

Ознакомясь с ними, Вы откроете для себя множество секретов правильного подбора игрушек, и построение развивающих игр.

•    Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).

•    Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов  по принципу — «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например — величина «большой — маленький», или форма «шарик-кубик».

•    Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).

•    Продолжайте играть с ребенком во все виды развивающих игр: сюжетные, дидактические, и пр. Мы подобрали для Вашего малыша несколько подходящих ему по возрасту игр – об этом в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев».

Знакомство с окружающим миром

•    Обогащайте сенсорный опыт ребенка при действиях с различного рода предметами. Так Вы на практике дадите ему возможность познавать физические закономерности окружающего мира. Это может быть осознание расстояния («далеко-близко»). А при действиях — соотношение величины предмета (например, вкладыш можно вложить маленький в большой, но не наоборот). В том числе и  зависимость действий от формы предмета (шарики – катать, из кубиков – строить).

Читайте также:  Игрушки ребенку 1 год на пляже

•    Пользуйтесь замечательной возможностью ребенка – подражать взрослому – это тоже отличный способ познания окружающего мира. На данном этапе это можно делать опять же через игру: с куклой — «Покорми Лялю», машинкой — «Как машинка едет?».

•    Не забывайте еще об одной отличительной особенности ребенка раннего возраста – необузданное стремление к самостоятельности. Пусть малыш сам кушает ложкой, натягивает носочки, умывается – это пойдет ему только на пользу.

Ну и последнее по порядку, но главное по значению – очень важно для развития ребенка — создать в семье доброжелательную энергетическую среду, основанную на любви ко всем членам семьи. Оберегайте еще слабенькую нервную систему ребенка от стрессов и негативных ситуаций.

•    При общении помните о развитии у ребенка понимания речи взрослого. Постепенно расширяйте свой словарь обращений к ребенку, называйте предметы, окружающие его и действия с ними. Не забывайте о полезных советах статьи «Как научить ребенка понимать речь»

•    Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» — курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.

•    Старайтесь регулярно проводить артикуляционную гимнастику.

Ваш малыш постоянно и безудержно лезет во все ящички, коробочки, сумки, предметы бытовой техники? Не отчаивайтесь – тут есть повод для радости —  кроха развивается правильно, в соответствии с его возрастом. Помните, что программа этого периода детства, заложенная на генетическом уровне – это накопление сенсорного (чувственного) опыта в познании информации о свойствах окружающего мира.

Все в поведении ребенка строится на непроизвольном интересе, любопытстве. Но малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и законы гравитации – хоть и приходится падать, и постоянства смены явлений, например «утро-вечер» —  хоть и приходится капризничать при уходе ко сну. Именно познанное в раннем детстве – основа формирования его человеческих возможностей, так необходимых в последующей жизни.

Относитесь к чудачествам ребенка с пониманием, не лишайте его радости познания окружающего мира, при этом мудро руководя этим процессом.

Как контролировать стихию детского любопытства?

Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.

Как же ее контролировать?

Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».

Хорошо, если Вы при этом пошутите, посмеетесь, на ходу сочините какой-нибудь простое четверостишие:

По дорожке я иду,
Вижу лужу глубоку…
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.

В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:

•    Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.

•    Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте  его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.

•    Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».

•    Если Вы ребенку что-то запрещаете, в этот момент особенно важно внимательно следить за своей речью, знать цену отдельным словам. Например, отдельная статья про слово «нельзя» — здесь.

В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у  детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.

•    Продолжайте совершенствовать самостоятельную ходьбу. Для этого необходимо создать благоприятную для двигательного развития пространственную среду. Об этом подробнее Вы можете почитать в статье «Ваш малыш пошел? Будьте начеку! (Советы педиатра)»

•    Не забывайте и о совершенствовании координации движений ребенка в пространстве, в том числе и равновесие при смене положений тела (например — поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Для этого в процессе игры, можно усложнять ситуации, побуждающие смену направлений движения.

•    Для развития чувства равновесия – так же хорошо подойдут такие занятия: пусть в процессе игры ребенок пойдет по «мостику» — положенной на пол доске, или попрыгает по болотным кочкам – разложенным на полу, недалеко друг от друга, листочкам бумаги А4. Так же неплохо для этих целей использовать домашние качели, лошадки — качалки.

•    Регулярно побуждайте к выполнению двигательного задания, состоящего из одного простого действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»). Это будет улучшать ориентировку ребенка в пространстве.

•    Очень важно развивать и координацию руки, мелкую моторику пальцев. В таких занятиях не обойтись и без специальных пособий, развивающих «ручные умения»,  таких как, «шнуровка», «бусы», «цепи» предметов.

  • подробнее о гимнастике — в статье «Гимнастика для ребенка от 1 года до 3 лет»


Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка».

сайт про развитие детей у совенка


Источник