Труд в интеллектуальном развитии ребенка

Надежда Вострецова
Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка

Работа по самообразованию (2020 – 2021 учебный год.)

Тема:

“Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка” в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

Автор-составитель:

Вострецова Н. С.

Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 206»

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», [/i]- утверждал В. А. Сухомлинский.

Введение:

Сегодня многие родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Они частенько забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия такие как спорт и творчество. Эти занятия так же способствуют развитию ребёнка и подготовки его к учебной деятельности.

Например: занимаясь творчеством ребёнок совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, учится концентрировать внимание, т. к. ему нужно сосредоточиться на процессе изготовления для получения результата. У ребёнка развивается конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Конструирование изделий из бумаги стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы изготовить изделие должен запомнить последовательность, приёмы и способы его изготовления. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (схема) со словесными (описание шагов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Следующий важный аспект – дети, которые занимаются творчеством учатся интерпретировать, видеть то, что должно получиться. Если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т. е. умение сравнивать и обобщать.

Всестороннее представление ребёнка об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. С помощью такого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем у ребёнка внимание, мышление, воображение, оптико-пространственное восприятие (координацию, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность (работа с бумагой) способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а так же сохранению психического и физического развития ребенка.

Что такое мелкая моторика рук? Её значение

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».

Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда — это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными.

В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься, должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать навыки самообслуживания: учить застёгивать пуговицы, шнуровать обувь, держать ложку, и т. д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью. Об этом говорится в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования № 1155 от 17.10.13 года»: — формирования общей культуры личности детей, в том числе эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; — художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). — организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: развитие крупной и мелкой моторики; — целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, — ребенок обладает развитым воображением, — у ребенка развита крупная и мелкая моторика, — ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Читайте также:  Для развития самостоятельности ребенка в изобразительной деятельности нужно

Что развивает ручной труд.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном периоде активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. т.). Такая деятельность влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её.

Любой ручной труд, способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Через занятие продуктивной деятельностью можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия продуктивной направленности окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему быть более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Цель работы: показать влияние продуктивной деятельности (работа с бумагой) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я выделила следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме «Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста»

2. Раскрыть содержание продуктивной деятельности (работа с бумагой)

3. Проанализировать свой педагогический опыт по продуктивной деятельности (работа с бумагой) для развития мелкой моторики рук.

4. Провести диагностику на начало и конец учебного года с целью выявить уровень развитие мелкой моторики, степень развития пространственного восприятия, и воображения у детей нашей группы

5. Разработать перспективный план работы с детьми “Ручной труд как средство интеллектуального развития ребёнка”

6. Создать информационно-методическую базу.

7. Создать условия для успешной организации работы с бумагой: — насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда;

— свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

— создание эмоционально-положительной творческой атмосферы;

— использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах.

8. Внедрять здоровье сберегающие технологий в образовательный процесс для благотворного всестороннего развития детей.

На первом этапе я провела диагностику выявления уровня развития мелкой моторики рук, степень развития пространственного восприятия, воображения.

Исходя из результатов мониторинга я поставила следующие задачи для воспитанников:

Обучающие:

-обучать детей различным приемам преобразования бумаги; -знакомить с различными техниками работы с бумагой;

Развивающие: — развивать воображение, пространственное, образное и логическое мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, ручную умелость, мелкую моторику, глазомер; — развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми; — развивать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца); — формировать умение планировать работу; — совершенствовать активную речь, словарный запас; — способствовать развитию эстетического вкуса и художественных способностей.

Воспитательные: — воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; — воспитывать ценностное отношение к материалам и инструменту; — воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, умение работать в коллективе, в случае необходимости оказывать помощь, благосклонно оценивать труд сверстников; – формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Для родителей:

— повышать компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики ребенка; — разработать план работы с родителями на год.

— провести консультации и беседы: «Что должен уметь ребёнок в 5-6 лет», «Как и зачем развивать воображение ребёнка», «Воспитание усидчивости у детей», «Нетрадиционные методы и техники работы с бумагой», «Совместное творчество сближает»

— привлекать к совместному участию в творческих выставках и конкурсах (муниципальных, региональных, международных)

Свою работу с детьми по ручному труду (работа с бумагой) я собираюсь строить на следующих педагогических принципах:

— от простого к сложному

— принцип системности

— принцип тематических циклов

— принцип индивидуального подхода

— принцип последовательности.

Прежде чем приступить к работе определила несколько направлений:

1. Плоскостная аппликация считается детским видом творчества. Подразумевает в себе наклеивание вырезанных деталей на основание бумажного листа, картона или ватмана. Плоскостная аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной. 2. Объёмная аппликация – техника позволяющая придать простой аппликации объём. Объем в аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист. 3. Геометрическая аппликация — основными деталями для работы служат геометрические фигуры. 4. Обрывная аппликация – все детали рисунка не обрываются, а вырезаются и приклеиваются в виде мозаики. 5. Пластическая аппликация – выполняется без ножниц, достаточно хорошо смять бумагу и придать её форму. 6. Торцевание из гофрированной бумаги – техника изготовления объёмных картин. 7. Техника «Пейп арт» — создание образа из бумажных (скрученных) салфеток. 8. Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. 9. Модульное оригами – техника складывания объёмных фигурок из модулей. 10. Папье-маше – есть два способа: маширование (наклеивание кусочков бумаги при помощи клейстера) и лепка из бумажной массы. 11. Квиллинг – техника бумагокручения. 12. Картонаж – изготовление изделий из картона.

Выход темы:

Пополнить уголок методической литературой.

Изготовить технологические карты: «Правила безопасности работы с клеем, с ножницами.» «Правила поведения во время работы.»

Изготовить технологические карты: «Изготовление поделок в технике оригами»

Провести открытый показ: «Игрушки — своими руками» Комплексное занятие с элементами йоги, дыхательной гимнастики, кинезиологической гимнастики.

Фотоальбом: «Наши руки не для скуки».

Создание предметно развивающей среды в группе.

Участие в творческих конкурсах.

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете.

Сборник консультаций для родителей.

Изучение методической литература:

1. И. М. Петров «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.» Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2000.

2. Наталья Алексеевская «Волшебные ножницы.» «Лист» Москва 1998

3. Н. Г. Мейстер «Лепим из бумаги.»

4. Л. В. Пантелеева «Детское рукоделие» М. ; Просвещение, 2005

5. Е. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» М. ; Айрис-пресс, 2006

6. Ребёнок в детском саду 2006, №1 7. Игра и дети. 2006 №3

7. Н. Б. Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика»(учебно-практическое пособие, «Педагогическое общество России», М., 2007 8. С. Е. Вершинина, В. А. Деркунская «Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников», Москва центр педагогического образования, 2013 9. Т. А. Сорокина «Техника пейп-арт» — АСТ-Пресс, 2014 10. Кардинал Джуди «Узоры из бумаги. Квиллинг.», Арт-родник, 2010 11. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», Москва «Просвещение», 1992 12. Ильина Н. К. «Оригами. Необычные модели для развития фантизии», ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2012

Читайте также:  Статья о эмоциональном развитии ребенка

Источник

Валентина Маслюкова
Роль труда в воспитании дошкольника

Роль труда в воспитании дошкольника.Материал на тему: Роль труда в воспитании дошкольника.

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. труд развитие дети

В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является трудовое воспитание.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося.  Внимание младших школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим с произвольном остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Велика роль труда в развитии мышления . По мере овладевания трудовыминавыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Восприятие благодаря совершенствованию наблюдения превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.

Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память . Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала. Оба вида памяти — произвольная и непроизвольная — претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения.  Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно выяснять его последствия).Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.

Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В российских школах сложилась определенная система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно полезный труд. В школе-интернате виды трудовойдеятельности несколько иные: учебный труд, общественно полезный, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок в спальне.

Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание , домашнее и школьное. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах — хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению., уверенности в своих силах.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела — не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ручной труд является важнейшим видом труда в коррекционной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий, закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе и школьных делах, поэтому необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.

Читайте также:  Развитие ребенка в мдоу

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).

В семье у детей должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки.

Кроме того, семья и школа должны взаимодействовать друг с другом, проводить работу по трудовому воспитанию,придерживаясь следующих принципов:

Приобщение к труду через самообслуживание;

— постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

— постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

— тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

— организация обучения выполнению трудовых операций;

— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

— поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

— чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка,необходимо:

Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.);

Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;

Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;

Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;

Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;

Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;

Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;

Никогда не использовать труд как средство наказания.

Важно знать!

* * *

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения.  Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду,необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно;ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т. д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

* * *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы.  Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка,необходимо:

1. Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. д.);

2. Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;

3. Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

4. Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;

5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;

6. Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

7. Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

8. Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

9. На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;

10. Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

11. Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;

12. Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;

13. Никогда не использовать труд как средство наказания.

* * *

Важно знать!

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду,необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно;ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т. д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказ