Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо

Тотальное недоразвитие особенности развития ребенка с различной степенью уо thumbnail

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ
И РОДИТЕЛЕЙ

ВИДЫ  НЕДОСТАТОЧНОГО ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.  
ТОТАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

Виды недостаточного развития

       К этой классификационной группе
относятся варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является
недостаточность по отноше­нию к средненормативному развития всех (тотальное,
задержанное) или от­дельных (парциальное) психических функций и их базовых
составляющих. При этом преимущественно оказыва­ются недостаточно
сформированными такие предпосылки психического раз­вития, как произвольная
регуляция психической активности и пространственно-временные представления.  При этом  в первую очередь  наблюдаются  проблемы когнитив­ного характера,
осложняющиеся спецификой формирования регуляторной и аффективной сфер, то есть
поведения ребенка в целом.

       Причины, вызывающие такого рода варианты
отклоняющегося развития, различны: от выраженных органических поражений ЦНС, в
том числе и генетически обус­ловленных, до неярко выраженной специфики
функциональной организации мозговых систем. Так же различны и степень
выраженности когнитивных и поведенческих проблем ребенка, прогноз его
дальнейшего развития, виды спе­циальной психологической помощи.

       В рамках группы недостаточного развития
можно выделить три основные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по
выраженности недо­статочности психического развития в целом:

— тотальное
недоразвитие;

— задержанное
развитие;

— парциальная  несформированность  (отдельных) высших психических функций  (ВПФ).

       Следует отметить, что, несмотря на
некоторую схожесть феноменологии отдельных типов недостаточного развития,
например подгруппы тотального недоразвития и одной из форм парциальной
несформированности ВПФ (см. дополнительную консультацию), все они требуют
совершенно различного подхода к построению коррекционной и развивающей работы,
специфики сопровождения разными специалистами.

Тотальное недоразвитие

       Развитие при таком варианте
дизонтогенеза определяется двумя основными законами: тотально­стью недоразвития
и его иерархичностью. Это выражается в том, что недо­статочность отдельных ВПФ
(гнозиса – познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения;
праксиса — способности к выполнению целенаправленных двигательных актов; памяти, внимания) проявля­ется меньше, чем недоразвитие собственно
мыслительной деятельности, выс­ших мотивационно-волевых и эмоциональных
компонентов, личностного развития в целом. То есть в любом варианте
деятельности страдает наибо­лее сложный его уровень, связанный с обобщением,
анализом и синтезом.

       Несомненно, что степень выраженности
тотального недоразвития будет пропорциональна массивности поражения центральной
нервной системы в целом (органическая составляющая  уровня причин). В некоторых слу­чаях имеется
конкретный повреждающий фактор, тогда тотальное недоразви­тие как бы
«смыкается» с группой поврежденного развития.

       Тотальное недоразвитие может проявиться
уже достаточно рано резким, по сравнению с условно нормативным развитием,
запаздыванием сроков как психомоторного и психоэмоционального, так и речевого
развития. В дальней­шем оно характеризуется грубым несоответствием этих
параметров возраст­ным показателям, а также грубой социальной незрелостью.
Именно тоталь­ное недоразвитие характеризуется крайне низкими показателями
адекватно­сти, критичности, обучаемости, что может служить дополнительным
дифференциально-диагностическим признаком.

        От­метим  наиболее типичные признаки  типов тотального недоразвития:

— простой
уравновешенный;


аффективно-неустойчивый;


тормозимо-инертный.

       Для простого
уравновешенного типа
  наиболее характерным является
относительная уравновешенность в поведении ребенка, сочетающаяся с непос­редственностью
реакций, характерной для детей значительно более младшего возраста, или,
наоборот, «сниженностью», приглушенностью ориентировочного реагирования. Общие
характеристики темпа и работоспособности при работе с доступными заданиями (как
правило, наглядно-действенного характера) могут приближаться к нормативным, но
самоконтроль деятельности малодоступен, а критичность к результатам собственной
деятельности выражение снижена. Ребенок, как правило, находится в благодушном
настроении. В целом дея­тельность носит манипулятивный, подражательный
характер, опирающийся на внешний рисунок, а не на смысловой контекст
деятельности. Дети, как правило, зависимы, несамостоятельны, но и не злобны.
Они достаточно ориенти­рованы на оценку другого человека и отличаются
правильным поведением. В силу некритичности их притязания на успех могут быть
завышены. В це­лом личностный профиль уплощен.

       Для этого типа тотального недоразвития
характерным является то, что произвольность высших психических функций и
произвольная эмоциональ­ная регуляция поведения выраженно незрелы при
относительно сформирован­ной произвольной регуляции на двигательном уровне (в
первую оче­редь — общей моторики). При этом более дифференцированная регуляция
мелкой моторики будет затруднена. Пространственные представления, как пра­вило,
не сформированы уже на уровне анализа  «от тела» (структурно-тополо­гическое
пространство). В речи присутствуют лишь наиболее простые пред­логи и ярко
выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных,
пространственно-временных и (как следствие) причинно-следственных отношений,
что говорит о выраженной недостаточно­сти развития третьего и четвертого
уровней (вербального и лингвистическо­го) формирования пространственных
представлений.

Читайте также:  Арта развития речи ребенка

       При
проведении развивающей и коррекционной работы следует учитывать как
вышеописанные феноменологические особенности, так и особенности струк­туры
формирования базовых предпосылок психической деятельности для это­го типа
тотального недоразвития. В связи с этим строятся и развивающе-коррекционные
программы. Несмотря на то, что детям данной категории показа­ны практически все
виды развивающей работы, необходимо отдельно выделить приоритетные. К ним могут
быть отнесены программы по развитию межанали­заторных взаимодействий
(зрительно-, слухо-моторные координации), произволь­ных форм регуляции высших
психических функций и поведения, в том числе функций программирования и
контроля, а также программы по формированию пространственных представлений.

       Обязательным является подключение
педагога-дефектолога, в том числе логопеда с общепринятыми программами
развития. В качестве программы развития эмоциональных характеристик необходимо
выделить в первую оче­редь тоническую стимуляцию за счет организации ритма аффективной
жизни. Также необходимым является наблюдение врача невролога и детского
психиатра с целью определения возможной медикамен­тозной поддержки и стимуляции
развития.

       При данном типе тотального недоразвития
следует ожидать достаточно медленную динамику развития. При соответствующих
программах развития и обучения наблюдается удовлетворительная социальная
адаптации (в слу­чае легкой степени). При неблагоприятных условиях в
подростковом перио­де возможна девиация состояния в сторону аффективно-неустойчивого
или тормозимо-инертного типов, что может значительно осложнить социальную адап­тацию,
в целом увеличивает риск формирования асоциальных форм поведения.

       Основным диагнозом, который ставят врачи
этим детям, является «Ум­ственная отсталость (различающаяся по степени
глубины): олигофрения в степени дебильности, имбецильности, идиотии» —
/317-319/ (МКБ-9), «ум­ственная отсталость» (легкая, умеренная, тяжелая,
глубокая) — (F70-F79) (МКБ-10).

       Аффективно-неустойчивый
тип
 
тотального недоразвития характеризу­ется, в первую
очередь выраженной импульсивностью (нарушениями целенап­равленности) поведения
и деятельности в целом, трудностями организации поведения, немотивированными
перепадами настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Дети быстро
пресыщаются. На фоне пресыщения чаще всего и возникают аффективные вспышки
агрессивности. Характер игры мало чем отличается от предыдущего типа, но в
общении со сверстниками может быть деструктивен, агрессивен и вспыльчив. У
детей наблюдается расторможенность влечений, что проявляется в подростковом
возрасте особенно ярко в виде расторможенности сексуальных и других витальных
влечений. Феноменология нарушений познавательной деятельности более выражена по
сравнению с предыдущим типом вследствие грубой импульсивности и
нецеленаправленности.

       В целом при одинаковом с детьми
предыдущего типа уровне актуально­го развития (или степени выраженности
дефекта) эти дети демонстрируют более низкие результаты. Среди детей с данным
типом недоразвития значительно чаще встречаются дети с органическими
заболеваниями и ранними поврежде­ниями ЦНС, а также со знаками атипичного
развития. Оба фактора негатив­но сказываются на состоянии ребенка.

       Среди базовых составляющих психического
развития следует в первую очередь отметить грубейшую несформированность
произвольной регуляции психической активности (начиная с несформированности
самых элементарных уровней произвольной регуляции силы мышечного тонуса), что,
в свою оче­редь, определяет специфику формирования пространственных
представлений и приводит к специфическим диспропорциям  организации эмоци­ональной регуляции. Следует
отметить, что при одинаковой глубине органи­ческого поражения ЦНС
сформированность пространственных представлений у детей этой категории в целом
ниже, чем у детей с простым уравновешен­ным типом недоразвития.
Пространственные представления начинают «стра­дать» уже на уровне схемы тела и
ощущений, идущих «изнутри» тела.

        Для данной категории детей в первую
очередь целесообразно любую коррекционную работу проводить на фоне или
непосредственно после курсов как специфической, так и неспецифической
медикаментозной терапии. Следовательно, при определении последовательности
включения в работу с детьми специ­алистов разного профиля приоритет отдается
детскому психиатру и невроло­гу. Дальнейшая работа должна быть направлена в
первую очередь на форми­рование произвольной регуляции деятельности и функции
программирования и контроля, поскольку без этой «базы» деятельность
олигофренопедагога и логопеда может быть малоэффективной.

       Так же необходима массивная
психотерапевтическая работа с семьей та­кого ребенка. Это обусловлено общей
дезадаптацией не только самого ребен­ка, но и семьи в целом, значительными
нарушениями социальных контактов, связанных в первую очередь со спецификой
поведения детей, а также чрезвы­чайно низкой положительной динамикой развития и
обучения, что не может не вызывать огромную тревогу родителей.

        Помимо низкой динамики развития,
которая чрезвычайно сильно коррелирует с успешностью медикаментозной терапии,
можно говорить о неблагоп­риятном прогнозе и большой вероятности признания
ребенка инвалидом. Основным диагнозом является «атипичная («лобная» по М.С.
Певзнер) форма олигофрении», «умственная отсталость (соответственной степени
выраженно­сти) со значительными поведенческими нарушениями, требующими внимания
или лечебных мер» — (F7x.l-F7x.8), «гиперактивное расстройство, сочетаю­щееся с
умственной отсталостью и стереотипными движениями» — (F84.4) (МКБ-10). В
качестве ведущего для этой категории детей необходимо признать в первую очередь
психиатра.

Читайте также:  Значение режима дня для физического развития ребенка

       Спецификой детей с тормозимо-инертным типом тотального
недоразвития является вялость, заторможенность, низкий уровень психической
актив­ности (в редких случаях уровень психической активности бывает достаточ­ным).
Достаточно часто при этом типе дизонтогенеза отмечается органичес­кое поражение
ЦНС (в частности, эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома).

        Общий фон настроения может быть
сниженным, дети часто плаксивы. Ребенок с трудом вступает в контакты, инертен в
своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной
однообразной деятельнос­ти и может испытывать даже дискомфорт при ее
прерывании. В эмоциональ­ных реакциях ребенок инертен. Сами реакции значительно
уплощены. От контактов с детьми часто уклоняется, эти контакты можно назвать
«формаль­ными». Склонен находиться рядом со взрослым или ребенком, к которому
привык и от которого зависим.

       Для этого типа развития наиболее
специфичными являются низкий темп деятельности, ее выраженная инертность, а
также склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение
какой-либо деятельности. Ребенок одновременно легко отвлекаем и тормозим. В
целом развитие по­знавательной деятельности у таких детей наряду с общими
характеристика­ми, свойственными подгруппе в целом, отягощается инертностью и
тугоподвижностью психических процессов. Общий уровень развития моторики (круп­ной
и мелкой), как правило, ниже, чем в предыдущих случаях.

       Если произвольная регуляция двигательной
активности может быть раз­вита несколько лучше, чем у описанных ранее типов
тотального недоразви­тия, то высшие формы регуляции, начиная с уровня
произвольной регуляции высших психических функций и функций программирования и
контроля, стра­дают в большей степени.

        Наиболее характерными нарушениями,
свидетельствующими о несформированности целостного представления картины мира,
для детей этого типа развития являются трудности определения пространственных
отношений меж­ду объектами и «оречевление» этих взаимоотношений: неправильное
употреб­ление предлогов в речи, невозможность вербализации отдельных
пространствен­но-временных и причинно-следственных взаимоотношений.

       Важной особенностью формирования
развивающих и коррекционных про­грамм (при отсутствии неврологических
противопоказаний) является вклю­чение в них разнообразной сенсорной стимуляции,
в том числе и полимодаль­ной. Использование сенсорной стимуляции позволяет
обеспечить необходимую тонизацию для повышения уровня общей психической
активности ребенка. Эта работа должна быть проведена на первом этапе
деятельности специали­стов. В дальнейшем для детей этого типа развития показаны
все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: программы по
формированию произвольной регуляции деятельности, функции программирования и
контроля, различные формы двигательных и когнитивных занятий, в том числе форми­рование
пространственных представлений, основанных на принципе замеща­ющего развития.
Общепринятые методы дефектологии и программы специального коррекционного
образования, несомненно, должны иметь приоритетное значение.

       Поскольку эти дети достаточно удобны в
качестве учеников и, как пра­вило, не привлекают к себе большого внимания на
фоне детей других катего­рий тотального недоразвития, работа с ними проводится
обычно в последнюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике
их развития. При наличии органического заболевания ЦНС (в частности, эпилепсии
или вари­антов эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в
большей степени зависит от адекватности и эффективности медикаментозно­го
лечения.

       Основными диагнозами могут быть:
«умственная отсталость с мини­мальными поведенческими нарушениями или
отсутствием их» — (F7x..O) (МКБ-10), другие заболевания и ранние поражения ЦНС,
сопряженные с умственной отсталостью, в том числе и наследственной природы.

       См. дополнительно
консультации «Задержанное психическое развитие», «Парциальная несформированность
высших психических функций». Такого рода задержки развития у современных детей встречаются намного чаще и труднее распознаются родителями и воспитателями.

Источник

Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Недоразвитие (первые проявления до 3 лет)

Олигофрения:

  • эндогенная (нарушения хромосомного набора, врожденные нарушения обмена)
  • экзогенная

Дети с данным типом нарушения развития различаются по степени умственной отсталости:

  • идиотия
  • имбицильность
  • дебильность

Диффузное (тотальное) повреждение незрелого мозга приводит к недоразвитию различных мозговых систем. При этом затруднено формирование иерархических связей между психическими функциями (воприятие, память, внимание), что напрямую связано отсутствием регулирующей функции мышления.

Читайте также:  Что такое индивидуальная карта развития ребенка

Для этого типа дизонтогенеза характерен:

  • Мотивационно-волевой дефицит. Неустойчивость мотивации — неспособность удерживать программу (дефицит регуляторных функций).
  • Недостаточность произвольного внимания.
  • Затруднение усвоения социального опыта, плохая обучаемость (Л.С. Выготский).
  • Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, в основе которой недоразвитие коры (С.Л.Рубинштейн)
  • Тотальность и иерархичность нарушений

Особенности психического развития. Познавательная сфера

  • Замедление темпа формирования психических структур;
  • Фиксации и застревания на различных фазах развития;
  • Умственная отсталость (обычно на уровне имбицилии);
  • Недостаточная познавательная активность (С.Л.Рубинштейн), низкая мотивация к познавательной деятельности;
  • Недоразвитие лобных долей (М.С.Перверзнер) и соответственно функций контроля за протеканием психической деятельности при относительной сохранности операциональной составляющей;
  • Затруднение усвоения социального опыта в силу недостаточности мозга — плохая обучаемость (Л.С.Выготский).

Теоретические размышления (Л.С.Выготский)

Что нарушено первично: аффект или интеллект? Отличительная особенность человеческой деятельности — осознанность и осмысленность. Конкретное действие человека имеет свою мотивацию. Патопсихологический эксперимент (К.Левин) с такими детьми показал, что у детей группы нормы введение новой мотивации могло способствовать проявлению волевого усилия в отношении активности, к которой пропал естественный интерес. Дети, уставшие и отказавшиеся рисовать круги, продолжили это делать после того, как им предложили научить этому младшую группу. При недоразвитии появление новых смыслов не приводило к продолжению деятельности. Что означало невозможность влиять на аффективную сферу «сверху». Так же для этой группы была характерна низкая способность к смысловому замещению. Дети, которых оторвали от интересного занятия, могли не захотеть вернуться к нему в будущем, если символически завершили его в следующем задании (хорошая способность к замещению). Эта способность отсутствовала у детей с олигофренией.

Эмоциональная сфера

  • Замедление темпа развития эмоциональной сферы;
  • Страхи;
  • Не формируется интерес к преодолению трудностей (сверхприспособляемость);
  • Соматовегетативный способ реагирования на стресс приобладает (болезнь, сон, ступор, двигательное возбуждение);
  • Инструментальная привязанность (любят того, кто покормит);
  • Малая дифференцированность, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов;
  • Эмоциональная вязкость, ригидность;
  • Неспособность подавлять аффект, склонность к импульсивным аффективным реакциям;
  • Склонность внушению, конформизму;
  • Неспособность или сниженная способность к волевым усилиям;
  • Ритуалы и автоматизмы в поведении преобладают.

Теоретические гипотезы

  • Сеген — в основе лежит отсутствие элементарных волевых побуждений (мотивационная природа расстройства). Соответственно не могут прилагать свои умения.
  • К.Левин. Пытается вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Изучал процессы психического насыщения и влияния неудовлетворенной потребности.
  • Л.С.Выготский. Дефицит произвольности при реализации психических функций. Страдает произвольная память, произвольное внимание и т.д.
  • В проективных методиках проявляется бедность фантазии.

Поведенческие проявления

Ведут стереотипный образ жизни во взрослом возрасте. Дети делают то, что им предлагают и не переключаются длительное время, не склонны к спонтанной самостоятельной активности. Могут часами повторять отдельные операции — не пресыщаются. Обучение большему количеству репертуаров поведения позволяет повысить разнообразие деятельности, а также количество умений и навыков.

Высшие психические функции

Восприятие. Страдает уровень анализа и синтеза воспринимаемого.

Моторика. Однообразие, неритмичность, замедленность, плохая пластичность. Синкинезии. Неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики, жестов, наличие лишних действий, заторможенность.

Речь. Обычно нарушена больше, чем другие ВПФ, но слабее, чем интеллект. В речи мало отражена функция обобщения, страдает смысловая сторона. Сокращение активного (грубее) и пассивного словаря. Грамматический строй речи нарушен. Недостаток понимания компенсируют исполнением. А.Р.Лурия писал о нарушении регулирующей функции речи (роль речи в саморегуляции).

Мышление. Интеллект обычно страдает в наибольшей степени.

  1. Личностно-мотивационный уровень (регуляторная функция нарушена)
  2. Операциональный уровень (относительно сохранен)
  3. Динамический аспект (инертность)

Затруднено формирование понятий, не простраиваются логические схемы (неспособность обобщения).

Недостаточность развития практического интеллекта.

Память.

  • Натуральная, механическая память м.б. лучше нормы (10 слов)
  • Интерференция повышена.
  • Смысловая организация и опосредование снижают эффективность запоминания.
  • Смысловая память также нарушена.

Внимание.

  • Недостаточность, снижение объема.
  • Неустойчивость.
  • Произвольное внимание страдает больше. Там, где нет внимания, не м.б. места хотению (Геллер).

Сохранные зоны, психические ресурсы

Легко приспосабливаются в случае возможности организации активности извне, способны к трудовой деятельности, отношениям, соблюдению и поддержанию устоявшегося режима. Могут благополучно адаптироваться, но тяжело переносят интеллектуальные нагрузки, ситуации неопределенности, стрессовые события, изменяющие привычный уклад.

Читать также: Дифференциальная диагностика — задержанное развитие.

Источник