Арта развития речи ребенка

Арта развития речи ребенка thumbnail

Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников — это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.

Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].

Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно — перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].

Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области — психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.

Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:

1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.

2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.

4. Развитие уверенности в себе, креативности.

5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

7. Обучение новым приемам рисования.

8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .

К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:

— цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);

— песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);

— игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);

— музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);

— сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);

— терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).

Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].

В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:

— марания;

— штриховка;

— рисование с помощью пальцев;

— рисование предметами окружающего пространства;

— рисование под музыку;

— каракули;

— монотипия;

— рисование на мокрой бумаге.

Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.

Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Читайте также:  Маленький гений центр развития ребенка

Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Использование средств Арт-терапии в развитии связной речи дошкольников Педаго

Описание слайда:

Использование средств Арт-терапии в развитии связной речи дошкольников Педагог-психолог I категории: Зверева А.С.

2 слайд

С чем работает? Арт-терапия широко используется при коррекции: психологически

Описание слайда:

С чем работает? Арт-терапия широко используется при коррекции: психологических травм детских страхов при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом с расстройствами аутистического спектра повышенной тревожностью, нарушениями общения, сниженной самооценкой для смягчения протекания возрастных кризисов, с задержкой речевого и психического развития у детей дошкольного и школьного возраста

3 слайд

Почему Арт-терапия? Метод арт-терапии в работе с детьми: эффективен нагляден

Описание слайда:

Почему Арт-терапия? Метод арт-терапии в работе с детьми: эффективен нагляден и привлекателен для ребенка не имеет ограничений в применении экологичен ориентирован на получение ресурса способствует развитию творческого потенциала и повышению самооценки может быть базовым и вспомогательным, хорошо сочетается с методиками разных психологических школ и направлений

4 слайд

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерап

Описание слайда:

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и  психологической коррекции, основанное на применении для терапии  искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия  изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

5 слайд

Метафорический смысл детской арт-терапии – пробуждение в ребенке Внутреннего

Описание слайда:

Метафорический смысл детской арт-терапии – пробуждение в ребенке Внутреннего Созидателя, открытие им Волшебного Закона «Все может быть Всем» и, как следствие, обретение свободы действий и спонтанности.

6 слайд

Арта развития речи ребенка

7 слайд

Немного истории Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные

Описание слайда:

Немного истории Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента имели место еще в первой половине ХIX века. «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

8 слайд

Польза «Арта» для речи Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает с

Описание слайда:

Польза «Арта» для речи Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Воспитанники постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения.

9 слайд

Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической

Описание слайда:

Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям с нарушениями речи раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

10 слайд

Азбука детского арт-терапевта 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-те

Описание слайда:

Азбука детского арт-терапевта 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного. Участникам процесса (детям и/или взрослым) нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать. 2. Участники как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ. 3. Важен вклад каждого: каждый участник делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

11 слайд

Азбука детского арт-терапевта 4. Сохранение тайны: упражнения задействуют лич

Описание слайда:

Азбука детского арт-терапевта 4. Сохранение тайны: упражнения задействуют личный уровень, закон конфиденциальности. 5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу клиента (участника) (это может делать только сам автор, по желанию), нельзя заставлять раскрывать больше, чем он того желает. 6. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает клиенту (ребенку и/или взрослому) почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

12 слайд

«Три Волшебных Правила» 1.«Автор = Главный. Как сделаешь - так и правильно. М

Описание слайда:

«Три Волшебных Правила» 1.«Автор = Главный. Как сделаешь — так и правильно. Мы рисуем не на оценку, а для удовольствия» 2. «Все может быть всем» 3.« Каждый из нас выбирает между Создателем и Разрушителем»

13 слайд

Читайте также:  Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Арт материалы

Описание слайда:

Арт материалы

14 слайд

Арта развития речи ребенка

15 слайд

Арт - терапия - это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить м

Описание слайда:

Арт — терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, А главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО!

16 слайд

ЛЕПЕШКА

17 слайд

КЛЯКСЫ

18 слайд

Арта развития речи ребенка

19 слайд

ГИПС

20 слайд

ПЛАСТИЛИН

Описание слайда:

ПЛАСТИЛИН

21 слайд

МАНДАЛЫ

22 слайд

ТЕСТО

23 слайд

ФОЛЬГА И ОТПЕЧАТОК

Описание слайда:

ФОЛЬГА И ОТПЕЧАТОК

24 слайд

ОТТИСК

25 слайд

ШЕРСТЬ

26 слайд

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

Описание слайда:

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

27 слайд

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Описание слайда:

ГРУППОВАЯ РАБОТА

28 слайд

НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ

Описание слайда:

НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ

29 слайд

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ Я»

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ Я»

30 слайд

Арта развития речи ребенка

Выберите книгу со скидкой:

Арта развития речи ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Арта развития речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Арта развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Арта развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1653440

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Анна Кузина
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии, изотерапи и, игротерапия как методы арт-терапии.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями, изотерапия и игротерапия, как разновидность методов арт-терапии.

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.

Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной и интересной, т. к. развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Под связной речью понимается развернутое и целостное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.

В настоящее время недостаточно раскрыто влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями. Далее раскрыты вопросы об использовании методов изотерапии и игротерапии, как методы арт-терапи, позволяющие развивать связную речь у дошкольников при систематическом и целенаправленном использовании в общеобразовательной деятельности ДОУ.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование стимулирует развитие мелкой моторики, мышления, воображения, речи, помогает снять напряжение. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов (А. И. Захаров и др., рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [5].

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В образовательных учреждениях педагоги могут применять данный метод в развитии связной речив следующих вариантах:

— рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка — прием работы над связной речью детей.

— рисование на определенный сюжет способствует лучшему осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

— занятия с кубиком по развитию связной речи, где дети могут его раскрасить, а затем рассказать сказку или рассказ связанный с лексической темой.

используя рисования разными способами (пальчиками, ладонью, ватными палочками, печатаньем различных предметов, развивается мелкая моторика рук, необходимая для развития связной речи.

Так же эффективным будет совместное использование игровой терапии с изотропией. Например, ребенок нарисовав русскую народную сказку, он может проиграть с педагогом или с другим ребенком какой-либо сюжет из сказки, где будет присутствовать диалогическая или монологическая речь детей. Используя данную терапию систематически, целенаправленно и грамотно организовывая – это путь к развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Читайте также:  Сенсомоторный период развития интеллекта ребенка по пиаже

Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми (что невозможно в индивидуальном общении). Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала [4].

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В основе этих нарушений стоит церебрально-органическая недостаточность или (если использовать более употребляемый термин) минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций.Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельностиможно выделить следующие правила:

1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.

2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.

3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.

4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.

5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.

6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи [1;6].

Песочня игротерапия является одной из разновидностью игротерапии с помощью которой можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.

Принципы по использованию песочной игротерапии в развитии связной речи:

развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями [3];

• повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге — это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);

• стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека) [2];

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

• расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог).

Таким образом, наполняя разные виды детской деятельности, методами арт-терапии, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Список литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М.Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 66 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

4. Каттанарх Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной / Пер. с англ. Е. Багдаевой // Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., 1995.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982.

Источник